Алматы пытается отстоять свою историю перед напором «модернизма»

Город всегда привлекал к себе повышенное внимание и мигрантов, и властей, и экологов

Внедрение индекса открытости местных бюджетов и социального аудита, развитие территориальных советов местного самоуправления в районах города, создание совета независимых архитекторов — все это нужно для развития мегаполиса.

Город всегда привлекал к себе повышенное внимание и мигрантов, и властей, и экологов

Зимы были холоднее, а машин было меньше

Об этом шла речь на обсуждении «Программы развития города Алматы на 2016-2020 годы», организованном аналитической группой «К.И.П.Р.».

Как и все другие города, Алматы с течением времени преображается. И преображение это связано в большей степени с постройкой новых развязок, улучшением инфраструктуры города, появлением новых объектов для качественного проживания в городе с большим количеством населения и приезжих.

К сожалению, не всегда подобные «перестройки» сохраняют прежний облик южной столицы Казахстана. И в данном контексте остро стоит вопрос: как осовременить город, сохранив при этом его историческое и культурное наследие?

Алматы, как и все остальные казахстанские города, имеет одну характерную черту, которая из года в год проявляется сразу же после «неожиданного» прихода зимы. Если где-то снег скрывает недостатки в городском хозяйстве, то у нас он их только обнажает, всячески выпячивая все недоработки и упущения. Например, с приходом холодов начинают лопаться трубы теплотрасс. А выпавший снег влечет за собой едва ли не транспортный коллапс. А ведь еще лет двадцать назад и зимы были покруче, и температуры пониже. И ничего, справлялись. Хотя, конечно, и машин на городских улицах в то время было несравнимо меньше.

Сейчас же все как-то по-другому. Наверное, потому, что снег и холод ярко подчеркивают горькую правду современной южной столицы — в ней тех жителей и приезжих, кто хочет работать на ее интересы и интересы горожан, стало гораздо меньше, чем тех, кто хочет это делать на собственный карман и за чужой счет.

Нельзя сказать, что у городских властей нет понимания того, что ко всем испытаниям, чтобы их искоренить или, как минимум, минимизировать последствия, нужно готовиться заранее. Но страшно подумать, как бы мы себя чувствовали, если б у нас выпадало не 2-3 сантиметра снега за раз, а 20-30 или, как в Швейцарии, — 1,5-2 метра. А морозы были бы такими же, что двадцать лет назад.

Впрочем, если уж до конца смотреть правде в глаза, то надо признать, что могло быть и хуже. Так что спасибо и на этом. Все-таки, каким бы обильным и неожиданным ни был снегопад, из-под снежного покрывала город виднеется, и жизнь продолжается. Тендеры на дорожные и строительные работы, а также на покупку техники и инвентаря проводятся. Зимнее содержание улично-дорожной сети и благоустройство внутридворовых территорий осуществляется.

Говорят, все это делается «под откаты». Но мало ли, что говорят? Пусть докажут. И снег чистят. Больше — перед акиматами, меньше — в спальных районах. И все работает в более-менее штатном режиме. Так что не все так уж плохо, как пытаются внушить нам отъявленные пессимисты и записные критики любого руководства.

Хочу быть Парижем

Помнится, в 2011 году тогдашние городские власти решили обновить зеленые насаждения и начали их вырубать, выделив самим себе на это дело 87 миллионов тенге (572 тысячи долларов по курсу того времени). Что из этого вышло, все горожане прекрасно знают. Вырубить-то вырубили, а насадили новые деревья безграмотно и безалаберно. И огромная их часть просто замохла. Эти палки, торчащие из земли, по-прежнему можно увидеть во многих частях города. А ведь на посадку деревьев тоже выделялись средства…

Но не будем о грустном. Алматы даром, что азиатский город, однако в своем развитии всегда ориентировался как бы на Европу, или, проще говоря, на Запад. Помнится, еще в столице советского Казахстана в немногих местах стали появляться выносные кафе под яркими разноцветными зонтиками. И люди, строившие коммунизм, с удовольствием кайфовали в таких местах «а-ля Европа». А главная «прогулочная» часть улицы Калинина так и вовсе именовалась «бродом» — в подражание знаменитому нью-йоркскому Бродвею.

А в одно время даже на мусорных баках и урнах было написано, что город хочет быть похожим на Париж. Спору нет, ориентир, безусловно, достойный. Но ведь достойных примеров полно и в Азии. Тот же Сингапур, например.

Судя по последним кадровым назначениям и по тому, как активно новые назначенцы продвигают идею по активному привлечению к управлению городскими процессами общественности, многие горожане полагают, что управленцы намерены все трудности разделить с жителями. Со всеми. От дворника до олигарха. То есть все должны и пахать, и платить налоги. По мере сил и возможностей. Наверное, для того, чтобы в надвигающееся непростое время обеспечивать платежеспособность городского бюджета, на котором и зиждется пресловутая политическая и социальная стабильность. А стабильность должна, в свою очередь, способствовать спокойному развитию города. Такой вот замкнутый круг.

По всей видимости, это и есть то, что озвучил в своем спиче руководитель управления внутренней политики Алматы Саясат Нурбек, поведав, что лучшие города отличаются тремя общими чертами в достижении целей: рациональным ростом, достижением большего с меньшими затратами, широкой поддержкой преобразований.

С другой стороны, городские власти, похоже, понимают, что надо делать с городом. Если их послушать, вещи они говорят правильные: необходимы развитие городской инфраструктуры, сохранение культурного наследия, фокусирование усилий на социалке и коммуналке, поддержка бизнеса и т.д. Но говорить всегда было легче, чем делать.

Инициатива городских властей, по мнению организаторов обсуждения, крайне своевременна и заслуживает поддержки. В свою очередь, алматинцы все чаще объединяются для поиска решений городских проблем, становясь активным локальным сообществом, способным четко формулировать и отстаивать свою позицию в вопросах развития города.

Прозвучало мнение о необходимости экологического воспитания горожан, переработки мусора, пересмотра затратной коммунальной политики, развития экотуризма, создания минипарков яблонь, восстановления образа Алматы как города яблок, создания оперативной карты загрязненности воздуха, электрификации общественного транспорта, об усилении роли города как культурной столицы, поддержке имеющихся и создании новых культурных инициатив, продвижении города как регионального центра современного искусства.

Но есть вопросы. Например, можно ли отнести к развитию города снос исторических зданий и возведение вместо них ставших популярными в последнее время торгово-развлекательных центров? И как соотносится с программой развития, насколько законным и справедливым по отношению к простым горожанам выглядит то, как уничтожаются базары, но продолжают красоваться в природоохранных зонах фешенебельные особняки? И те, и другие появились незаконно и в больших количествах во времена руководства городом того, кто сегодня радуется жизни где-то посреди Альп.

Последний трамвайный звонок

В то время, когда с каждым годом становятся все актуальнее разговоры о «зеленой» энергетике и сокращении вредных выбросов в окружающую среду, алматинские власти убрали из города трамваи. А это, как известно, самый экологически чистый вид транспорта, не загрязняющий окружающую среду ни на йоту.

Вопрос этот весьма интересный и, по мнению тех, кто ежедневно пользовался услугами этого вида транспорта, развитию города и улучшению экологии в нем никак не способствующий.

Говорят, что данная инициатива вызвана участившимися ДТП с участием трамваев. А именно тем, что в последнее время трамваи стали собирать в кучу встречающиеся на их пути автомобили. Но так ведь те тоже не без греха. Правила дорожного движения строго запрещают автомобилям занимать трамвайные пути. Но разве ж они нам указ? Ездили и ездим, как нам удобно. А трамвай, если не объедет, то подождет.

Те, кто ездил в трамваях, знают, какой выдержкой нужно обладать вагоновожатому, чтобы не поддаваться на провокации, постоянно чинимые водителями, сроду книжку под названием «ПДД» в руки не бравшими. Таких сегодня в самом большом городе абсолютное большинство.

Что касается последних случаев «наездов» трамваев на авто, то, скорее всего, нервишки у вагоновожатых и не выдержали. Это не удивительно, поскольку в наших улично-дорожных условиях драки между водителями автомобилей (иногда даже со стрельбой) происходят ежедневно и по многу.

Однако вернемся к трамваям. В народе ходят сплетни, что в последнем ДТП с участием трамвая пострадал дорогостоящий внедорожник, принадлежащий кому-то из высоких городских начальников. И потому, дескать, тот не на шутку разозлился и распорядился трамваи из парка больше не выпускать.

В общем, вопросов и проблем много. И программа принята не просто так. Хочется верить, что молодой и энергичный аким все сделает, как надо. Предыдущий, как известно, неоднократно занимал первые места во всевозможных рейтингах. Но у каждого горожанина на этот счет всегда было собственное мнение, не всегда совпадавшее с мнением их составителей. И когда-нибудь народ обязательно даст оценку и акиму нынешнему.

В Алматы по-прежнему сосредоточена основная часть казахстанской научной, культурной, творческой интеллигенции. В Алматы — Академия наук, многие научно-исследовательские институты и центры, театры и т.д. И, наверное, было бы правильным при решении вопросов перспективного развития города спрашивать мнение у представителей этой когорты. Хотя аким человек большой. Ему видней.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру