Или-Балхашская регата вновь пробивалась через тонны китайского мусора

Месяц заплыв сквозь тину, рутину и тонны хлама из Китая

На протяжении 15 лет Или-Балхашская регата собирает десятки «мореплавателей» не только со всего Казахстана, но и с ближнего, и дальнего зарубежья. Общая дистанция маршрута составляет 800 километров пути. 

Месяц заплыв сквозь тину, рутину и тонны хлама из Китая

Плыть можно на чем угодно. Лишь бы не утонуть

Стоит отметить, что весьма привлекательным, отсюда и доступным увлечением Или-Балхашскую регату делает относительно мягкий регламент. Сплавляться можно на чем угодно, будь-то рафт, байдарка, лодка, парусник или самодельный плот. Во время сплава не раз были замечены и простейшие плавсредства, собранные из двух баллонов, связанных между собой обычной веревкой. В лучшем случае такие экспресс-рафты обтягивали баннерным тентом, что придавало «судну» целостности.

Первый этап, который по протяженности самый короткий, можно пройти и на одном баллоне, а вот преодолеть всю дистанцию маловероятно. Ведь это со стороны река Или кажется спокойной и умиротворенной. На самом деле, она, как коварная львица – при всей своей внешней красоте внутри скрывает буйный нрав, непредсказуемость, а порой и жестокость. Как признаются участники, во время шторма поднимаются такие волны, что, находясь на плоту, даже самый страшный фильм про Синдбада-морехода кажется детской сказкой.

Но это лишь до определенного момента. Если взять себя в руки и четко следовать инструкции, то и мини-цунами можно пережить. Но есть и другая сложность – подводные камни, в буквальном смысле. С каждым годом прохождение тяжелых катамаранов становится все сложнее, ведь река мелеет из-за нерационального ее использования нашими соседями из Поднебесной. Бывали случаи, когда участникам приходилось буквально перетаскивать на руках свое плавсредство, преодолевая до пятисот метров обмелевших участков реки.

Турист туристу рознь

Любителя илийского сплава Александра Исаева нельзя назвать юнгой, ведь он прошел все: от проектирования собственного судна до борьбы со штормами на буйной реке.

– Изначально мы не собирались принимать участие ни в регате, ни в каких-либо других состязаниях, – рассказывает Александр, участник команды, ставшей первой в Или-Балхашской регате – 2015. – Цель была одна – построить судно на несколько человек, которое позволило бы рыбачить, не упираясь при этом друг в друга локтями. Уже в процессе мы узнали о существовании столь интересного соревнования. И тогда, помимо того, чтобы реализовать свои конструкторские мысли и банальной рыбалки, у нас появилась еще одна цель – создать судно, способное быстро преодолеть сотни километров пути.

Нельзя сказать, что первый блин вышел комом, но впоследствии пришлось доработать судно. Собственно говоря, рестайлинг проводится непрерывно. Все постоянные участники регаты после каждых соревнований берутся за инструмент и подобно Страдивари начинают «шлифовать» свои шедевры. Только в отличие от скрипичного мастера в ход идут кувалды, «болгарки» и прочий, отнюдь не ювелирный инструмент.

– Зачастую те или иные ноу-хау берутся у соперников, хотя правильнее будет сказать – не у соперников, а у товарищей. И это скорее не плагиат, а обмен ценным личным опытом.

Чем еще отличается Или-Балхашская регата от подобных соревнований, так это атмосферой товарищества и сплоченности, направление этих состязаний больше ориентировано на туризм, чем собственно на спорт.

За многие годы среди участников сложилось неписаное правило взаимовыручки. Отношения между участниками гораздо более теплые, чем в спорте, а конкуренция не стоит так остро. Во время сплава команды стараются иди в пределах видимости друг друга для подстраховки. И, увидев сложную ситуацию у друзей-соперников, практически каждый из участников регаты предпочтет потерять время, но помочь другой команде, чем, пользуясь случаем, увеличить разрыв на дистанции.

Взаимовыручка, выносливость и ответственность – пожалуй, в этих трех словах заложена основа регаты. Может быть, именно поэтому первый этап регаты (спринт) длится всего 3-4 часа, после все причаливают к берегу, где проводится фестиваль «Тамгалы-тас», а уже на суше «моряки» превращаются из соперников в лучших друзей.

Вечер у костра, бардовские песни, выступление народных артистов Казахстана – все это придает регате определенную неповторимую атмосферу единства, которая позволяет спортсменам-любителям набраться сил перед длительным заплывом и преодолеть все сложности, которые предстоят на пути.

При своих ночных посиделках «моряки» делятся не только эмоциями, но и собранной информацией по поводу предстоящего маршрута. В преддверии регаты многие из участников делали редкие вылазки на побережье реки, чтобы порыбачить, и каждая поездка была наполнена «сюрпризами», торчащими из воды. Коряги, новые мели, спрятанные под водой металлические бочки и части арматуры – все эти помехи в результате могут вывести из строя плот.

Поэтому участники регаты стараются максимально детально проработать и отметить на карте все «мины», оставленные недобросовестными туристами-вредителями. Благодаря сплоченности выступающих буквально по крупицам удается собрать общую карту препятствий. Но этот опыт полезен лишь для низовья реки Или. Если говорить о верхней ее части, то там ситуация куда более серьезная.

Во-первых, поскольку в той части реки много заповедных зон, там мало кто бывает, что приводит к дефициту информации. Во-вторых, китайцы, мягко говоря, выжимают из реки все, что могут, взамен наполняя ее не только мусором, но и химией. Как бы они ни «отнекивались», регулярные разбирательства говорят сами за себя. То в китайской провинции Чжэцзян сбрасывают в реку сотни мертвых свиней, что грозит экологической катастрофой. То в Казахстан с китайской границы приносит по течению Или тонны мертвой рыбы…

Несмываемые следы верховья

Увы, но в Регате-2015 было принято решение оставить плот в доке из-за… Но об этом ниже.

Но Александр твердо решил участвовать в соревнованиях и воспользовался возможностью сплавляться на 4-м и 5-м этапах речного марафона. Эти участки растянулись от границы с Китаем практически до Капшагайского водохранилища.

Правда, сплавлялся Александр в составе талгарской команды. Почему же не на своем плоту? Ответ банален. Если транспортировать плот до старта первого этапа, который организован неподалеку от Капшагайской ГЭС, еще возможно, то везти его к границе с Китаем уже накладно и у некоторых участников просто не хватает на это средств.

– Но верховье реки Или – это уникальные, не тронутые человеком места, девственная красота и неописуемые горизонты, – с трепетом в голосе продолжил рафтер свой рассказ. – Пусть не было возможности поднять наверх свой плот, но другие участники отнеслись к нашей проблеме по-товарищески, и тут же мы получили приглашение принять участие в составе другой команды. Упустить такой шанс я не мог и отправился в «турне».

Что поразило рафтера, так это тонны мусора, приплывающие из соседней страны.

– Во время сплава нам попадалось множество неиспользованных, но просроченных предметов обихода. Не преуменьшая, могу уверенно сказать, что жители прибрежных районов Или на китайской стороне используют реку как свалку, отправляя в Казахстан все то, что, по их мнению, им уже не пригодится.

Сброс мусора – это не единственная проблема Или, вторая серьезная проблема – ее обмеление, вызванное большим забором воды до казахстанской границы, о чем сказал на пресс-конференции организатор регаты, председатель Экологического союза «Табигат» Мэлс Елеусизов.

Эколог давно бьет в набат!

– Данное мероприятие проводится с 2001 года, его основная цель – привлечь внимание общественности к проблемам сохранения разнообразия прибалхашской экосистемы, водопользования и развития экотуризма, – говорит Мэлс Хамзаевич. – Несмотря на то, что регата проходит в пятнадцатый раз, проблемы остаются те же – Балхаш, который обмелел так, что получил название большой лужи. Несмотря на то, что это озеро является крупным водоемом, оно уже не то, что раньше. Средняя его глубина составляет всего шесть метров, и ни для кого не секрет, что 80 процентов воды в озеро поступает по реке Или. Если не предпринимать конкретных мер, мы можем получить второй Арал. Ведь помимо локальных проблем существуют еще и глобальные, такие как потепление. Во всем мире средняя температура поднялась на 0,5 градуса, у нас же в Казахстане этот порог дошел до отметки в 0,75 градуса.

Мы можем и дальше не замечать этих проблем, но уже близок тот момент, когда ситуация может войти в необратимую фазу. В этом случае объемы катастроф умопомрачительны. Очевидны последствия для всего Прибалхашского региона и всех жителей прибрежных районов.

И тогда Капшагай действительно приобретет славу Лас-Вегаса – города, состоящего из многочисленных казино, окольцованного безжизненной пустыней. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру