В Центральной Азии не прекращается вербовка в экстремистские группировки

Пока власти не находят действенных методов остановки этого процесса

Правоохранительные органы центральноазиатских государств констатируют увеличение потока граждан, покидающих свои страны для того, чтобы влиться в ряды международных террористических организаций 

Пока власти не находят действенных методов остановки этого процесса

Сеть у прозрачной границы

В распространенном пресс-релизе МВД Таджикистана сообщается, что с начала нынешнего года спецслужбам страны удалось установить имена более 150 своих граждан, воевавших и воюющих в рядах исламистских структур в Афганистане, Ираке и Сирии. 12 из них на данный момент задержаны. Остальные объявлены в международный розыск.

Согласно предоставленной информации, в апреле во время попытки перехода турецко-сирийской границы турецкими правоохранителями были задержаны трое граждан Таджикистана. Еще один арестован в Астрахани сотрудниками ФСБ России в тот момент, когда призывал братьев по вере отправиться воевать в ряды «Исламского государства» (ИГ). Уже в этом месяце таджикские СМИ сообщили о гибели пятерых граждан Таджикистана в Ираке и четверых — в Афганистане.

Между тем воевать за «идеи халифата» отправляются не только таджики. Не так давно в казахстанских СМИ также публиковалась информация о том, что в составе боевых подразделений ИГ воюют 300 казахстанцев. Киргизские СМИ сообщали о 230 своих соотечественниках, также вставших на тропу войны. На днях сирийские СМИ сообщили о ликвидации группы боевиков ИГ в составе 40 человек. В ней, как сказано в сообщении, были дагестанцы, а также этнические узбеки и казахи.

Из всего этого можно заключить, что в государствах Центральной Азии и в России действует разветвленная сеть вербовки граждан наших стран в ряды радикально-исламистских террористических организаций, которые используются в качестве пушечного мяса в боевых действиях. А оставшиеся в живых при возвращении на родину, скорее всего, пополняют подпольную сеть экстремистов в наиболее крупных городах региона, где, затаившись в ожидании своего часа, пребывают в готовности активизироваться в любой момент.

Многие из тех, что отправляются «участвовать в джихаде», берут с собой жен и детей. При этом их абсолютно не волнует тот факт, что в случае их гибели жены переходят к другим боевикам, а дети отправляются в военные лагеря и очень скоро сами становятся либо боевиками, либо террористами-смертниками.

Специалисты, изучающие эту тему, сходятся во мнении, что чаще всего вербовке подвергаются граждане Таджикистана. Более того, с их транспортировкой практически не возникает никаких проблем, поскольку во многих местах таджикско-афганская граница абсолютно прозрачна и через эти места в Таджикистан попадает афганский героин, который затем распространяется дальше вплоть до Западной Европы.

Чтобы попасть на сопредельную сторону, нужно всего лишь перейти вброд неглубокую речку. В Афганистане будущие боевики проходят «курс молодого боевика» в лагерях подготовки Талибана или Исламского движения Узбекистана (ИДУ), признавшего себя, кстати, частью ИГ. В зависимости от того, чьими эмиссарами была произведена вербовка, в те группы новичок и попадает.

Причем здесь может идти речь о серьезной конкуренции, поскольку из разных источников уже стала поступать информация о стычках между «Талибаном» и ИГ (предводитель талибов Мулла Омар не признает предводителя ИГ Абу Бакра аль Багдади, объявившего себя халифом всех мусульман мира).

Официальные представители МВД Афганистана подтверждают факт участия выходцев из других стран в боевых действиях в северных провинциях, но воздерживаются от указания хотя бы примерной численности боевиков и степени их влияния на ситуацию.

Согласно имеющимся у афганских правоохранителей сведениям, в антиправительственной деятельности на территории их государства участвуют граждане Узбекистана, Туркменистана, арабских стран, а также боевики-уйгуры из Синьзянь-Уйгурского автономного района Китая.

Ареалом присутствия этих групп являются провинции Кундуз, Фарьяб, Сари-Пуль, Бадахшан и отдельные районы провинций Тахар, Вардак и Джаузджан. Аналитики предполагают, что совокупная численность иностранных боевиков, вою-ющих в Афганистане, может составлять несколько тысяч человек. По некоторым данным, многие из иностранцев, прибывших туда с семьями, привлекают родственников к участию в боевых действиях, производству взрывных устройств и пропаганде радикального ислама.

Резкое повышение активности боевиков в северной части Афганистана эксперты связывают именно со значительным увеличением числа иностранцев в рядах Талибана.

Джихад и доллары

Весьма активно такая работа проводится и среди гастарбайтеров, приезжающих из Центральной Азии в Россию. Узбекский журналист Эльер Рахматуллаев сообщает, что в этой стране сегодня действуют сразу несколько подпольных вербовочных центров, активно работающих с трудовыми мигрантами. Что касается граждан Узбекистана, то, согласно официальным данным, только в 2014 году они пополнили ряды «воинов ислама» на 380 человек.

— На территории Российской Федерации вербовка будущих боевиков идет не менее активно, чем в государствах Центральной Азии, — говорит Рахматуллаев. — Для успешного пресечения таких фактов и выявления подпольных рекрутских центров российские спецслужбы нуждаются в помощи своих узбекских, таджикских и киргизских коллег, поскольку трудовые мигранты из Центральной Азии, как правило, живут замкнуто, чужих к себе не пускают, поэтому внедрить агентов в их среду непросто.

Не стоит думать, что власти центральноазиатских государств бездействуют, глядя на все это. В каждом из них проводится работа. Причем, как на оперативном, так и на законодательном уровне. К примеру, с недавних пор незаконное участие в боевых действиях где бы то ни было в Таджикистане карается двадцатью годами лишения свободы.

Не менее суровое наказание за подобное предусмотрено и в Узбекистане. В этой стране с радикализмом борется не только государство, но и общественность. В районах узбекских городов и поселков, в махаллях по решению советов старейшин создаются народные дружины, члены которых следят за всем, что творится в общинах, и соответствующим образом реагируют на любые намеки на проявление экстремистских настроений.

Узбекская пресса сообщает, что это дает свои результаты. Однако для полной остановки рекрутских потоков этого явно недостаточно. Анализ ситуации говорит о том, что эмиссары из ИГ и подобных ему организаций привлекают безработную молодежь не только проповедью, но и деньгами. А оказавшись на войне, молодые люди уже становятся религиозными фанатиками. Так что тут вопрос в первую очередь экономический, а уж потом идеологический.

С дальним прицелом

Между тем во многих политических и околополитических кругах давно и открыто говорят, что радикальный ислам является инструментом в руках тех, кто все еще пытается установить свое господство в мире.

И хорошо организованная работа по пополнению рядов террористических организаций людскими ресурсами проводится не только на постсоветском пространстве, но и в Европе. Причем на это выделяются немалые средства, что говорит о том, что у организаторов этой работы далеко идущие планы.

Так, по словам киргизского религиоведа Кадыра Маликова, в этом году ИГ выделило 70 миллионов долларов на дестабилизацию обстановки в Центральной Азии. Эксперт сообщает, что в ИГ существует отдельное боевое подразделение «Мавераннахр», состоящее исключительно из выходцев из наших стран, главной задачей которого является организация терактов и развязывание войны в Ферганской долине.

Эти данные, по словам самого религиоведа, являются больше оперативными, чем достоверными. Следовательно, требуют подтверждения. Однако сигналы поступают. И они говорят о том, что потенциальным местом боевых действий могут стать юг Кыргызстана и прилегающая к нему часть Узбекистана.

Цель всего этого весьма определенная. Если воюющее в Сирии и Ираке ИГ с каждым днем все больше заглядывается на Кавказ и Центральную Азию, которые, по их планам, должны войти в состав исламского халифата, о чем неоднократно говорил его лидер Абу Бакр аль-Багдади, то Талибан воюет только на территории Афганистана, лишь иногда устраивая вылазки в соседний Пакистан.

Эта организация, некогда созданная на американские деньги для борьбы с советским военным контингентом в Афганистане (о чем открыто заявляла Хиллари Клинтон в интервью CNN), уже давно вышла из-под контроля своих создателей и стала абсолютно самостоятельной. И теперь ее лидеры все больше облизываются, представляя в своих руках ядерное оружие Пакистана, на пути к которому стоит пакистанская армия.

Для достижения своих целей и ИГ, и Талибану нужны значительные людские ресурсы. Это значит, что рекрутирование молодежи продолжится. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру