Легче застрелиться...

...чем посвятить себя благородному и полезному делу — коллекционированию антикварного оружия

Почему в Казахстане нет известных коллекций раритетных пистолетов и ружей? Ответ на этот вопрос искал наш корреспондент.

 

...чем посвятить себя благородному и полезному делу — коллекционированию антикварного оружия

Стволы — в клетку

Первое, что удивило — это требования к хранению коллекционного оружия. Они оказались более жесткие, чем те, которые предписаны для того же охотника, который имеет в своем арсенале несколько ружей.

Если же вы все-таки решились стать коллекционером, то первое, к чему стоит приготовиться — кардинальным переменам в квартире, и косметическим ремонтом тут не отделаться. Ведь для узаконивания своей будущей коллекции вам необходимо получить лицензию на коллекционирование и экспонирование, а один из пунктов в требованиях — подготовка помещения для хранения оружия.

Заявитель должен «создать условия, обеспечивающие сохранность оружия и патронов к нему, безопасность их хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Для частного оружия — по месту проживания владельцев экспонатов и патронов к ним в жилых помещениях, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах».

Если вы хотите обладать одной или двумя единицами коллекционного оружия, то вполне достаточно будет одного сейфа, цены на которые начинаются от 20 тысяч тенге. Другое дело, если в планах расширять арсенал — тут уже в одном сейфе места может быть не достаточно.

Нет, конечно, можно и в небольшой сейф штакетником уложить свои стволы, но комиссия не одобрит вашего мастерства утрамбовки, а гарантированно заставит переоборудовать место хранения.

Тогда придется ставить сейфы-витрины для хранения большой коллекции. Как правило, они изготавливаются на заказ из огнеупорного и ударопрочного бронестекла и качественной тугоплавкой стали толщиной не менее 2-3 миллиметров. Здесь уже ценник, в зависимости от размера сейфа-витрины, может вырасти до сотен тысяч тенге.

И потом… придется попасть за решетку. Нет, не в смысле заточения в места не столь отдаленные, а у себя дома. Одно из требований — установление усиленных решеток на окна. Уже на этом этапе начинаешь задумываться: а нужно ли тебе это — из-за одного нагана чувствовать себя птицей в клетке? Хотя, если этот вопрос вас не смущает, то остается только потратить пару сотен тысяч тенге — на решетку. Казалось бы, с подготовкой все, ан нет.

Если оно не стреляет, то почему оно — оружие?

Необходимо еще установить сигнализацию, и не простую, а пожарную. Далее — воспользоваться услугами охранного агентства, имеющего в своем перечне услуг пакет «охотника», то есть предусматривающего охрану объекта, в котором содержится оружие, причем коллекционное.

Суммы здесь не столь пугающие, но в список трат добавляются около 50 тысяч тенге за монтаж оборудования и ежемесячная абонентская плата — около 60 тысяч в год. Да… Если в доме есть любимые питомцы, то сотню долларов придется отдать за установку специальных датчиков движения с сенсором на животных.

С одной стороны, установка сигнализации правильна и справедлива, ведь за один только прошлый год в результате квартирных краж в незаконный оборот ушло более тысячи стволов огнестрельного оружия. Пусть даже связано это, в первую очередь, с небрежным отношением и неправильным хранением самими хозяевами. Но факт налицо — криминальный мир, таким образом, пополнил свой арсенал «свежаком».

И все бы ничего, но коллекционное оружие не стреляет. Даже если и было оно рабочим, то коллекционным его признают только после того, как в специальной мастерской его приведут в состояние, исключающее возможность произвести выстрел. То есть должны быть высверлен ствол и спилен боек.

По сути, оружие после такой процедуры как таковым уже не является. Оно превращается, если хотите, в муляж, макет, лом. В этом случае в УВД могли бы и не волноваться за статистику, ведь таким пистолетом можно нанести травму ровно такой же степени тяжести, как и камнем, поднятым с земли. Но для органов это все равно оружие.

Итак, акт проверки объекта лицензионно-разрешительной системы с отражением наличия сейфов, застекленных витрин на руках есть. Акты приемки в эксплуатацию данного объекта, систем и установок пожарной автоматики, подписанные представителем государственной противопожарной службы, тоже готов. Рапорт участкового инспектора полиции по месту проживания о наличии сейфа или металлического шкафа для хранения оружия — подшит.

Можно получать лицензию? Нет! Впереди еще обучающие курсы, по окончании которых вам дадут «бумажку» о том, что вы знаете, как безопасно обращаться с оружием. Лишь убедившись, что ни при каких условиях не будете использовать пистолет вместо молотка, а пули сушить в микроволновой печи, вам дадут добро.

Если же кого-то подобные мысли посещают, то он вряд ли получит справку из Министерства здравоохранения об «отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией».

Остается только получить справку об отсутствии судимости, которую можно взять в АИС КПСиСУ ГП РК (Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан), и заполнить кипу документов, с которыми можно ознакомится в «Полном перечне квалификационных требований по осуществлению деятельности по коллекционированию» в Постановлении правительства Республики Казахстан от 6 декабря 2012 года № 1555.

Кто и зачем все это придумал?

На самом деле, все эти сложности абсурдны и, в первую очередь, мешают сохранить культурное наследие Казахстана.

Законы, не известно по каким мотивам писанные, привели к тому, что коллекционеров оружия как таковых в стране практически нет. Оно и понятно: сталкиваться с таким хлопотливым и щекотливым делом из-за муляжа мало кому захочется.

Обзвонив наиболее крупные антикварные салоны Алматы, мы выяснили, что никто не хочет связываться с этим миром бюрократии и бесконечной чередой непреодолимых барьеров. Антиквары открещиваются, услышав словосочетание «коллекционное оружие», хотя сами признаются, что на своих витринах с удовольствием выставляли бы соответствующие экземпляры.

Ведь оружие — это не только механизм для поражения цели, оно как книга, в которой содержится информация. Отдельные экспонаты несут в описании целые тома истории, важнейшие моменты в существовании целых стран и народов могут быть эпилогом любовного романа или началом новой жизни. Но не у нас в стране.

Не ценятся уникальные исторические ценности коллекционного оружия и даже больше — их беспощадно уничтожают.

Переплавить память веков на болванки

Пообщавшись с одним из коллекционеров, назовем его Сергеем, мы узнали удручающие факты собственноручного уничтожения имеющегося богатства.

— Насколько мне известно, каждый квартал тоннами уничтожается оружие. Плакать хочется коллекционерам, когда все это происходит. Исчезают такие раритеты, которых не то, что в Казахстане, во всем мире единицы экземпляров. Оружие действительно коллекционное, но проблема в том, что у нас никто этим заниматься не хочет. Источники, из которых приходит оружие, самые разные. Это и добровольная сдача раритетов, за которое по специальной программе людям выплачивают премии. Хотя… Какие премии? Копейки. На самом деле мизер получают за оружие, которое может стоить миллионы тенге. Здесь же и изъятие у преступников или пойманных на границе «нелегалов». Неважно, каким образом попадает оружие на утилизацию и каково его прошлое. Безбожно распиливают уникальные стволы, как металлолом. Увы, но проблема здесь в дефиците квалифицированных специалистов — именно в этой области в органах внутренних дел их можно пересчитать на пальцам одной руки. Нынешние «знатоки» в лучшем случае смогут отличить боевое оружие от гражданского, не более того. Одним словом — дилетанты, которые ни модели, ни классы, ни приблизительной стоимости этого антиквариата определить на глаз не смогут. И, как я уже говорил, этим никто не занимается.

Капитан хотел как лучше

Наш собеседник также поведал: примерно в 2005 году был в ГУВД капитан, который собрал все необходимые постановления, скомпоновал законодательную базу таким образам, что то оружие, которое сдавало население, можно было не уничтожать, а просто деактивировать. Впоследствии его можно было выпускать в продажу как ММГ (макет массо-габаритный).

И ведь действительно — хорошая идея. Не отправлять стволы на переплавку, в литейных цехах и без того хватает материала, а выставлять на прилавки или еще лучше — на аукцион, скажем, ДВД.

Выиграло бы и государство, поскольку сохраняется культурное наследие. Тогда, казалось бы, утраченное оружие, которое пылилось в чьем-то сарае и должно было отправиться на переплавку, получило бы шанс блестеть на постаменте у ценителя антиквариата.

Это и дополнительный приток денежных средств, который позволил бы не только перекрыть все траты по выдаче компенсаций за сдачу оружия, но и стоимость работ по «перерождению» оружия из разряда боевого в коллекционное. На самом деле, денежные поступления в этом русле очень значительны, ведь некоторые модели могут стоить миллионы, и не тенге — долларов.

И, наконец, мир коллекционеров оружия вышел бы из состояния спячки, что отразилось бы целым рядом положительных моментов. Тут и денежный оборот, и новые рабочие места, и даже больше: такой подход позволил бы создать целый сегмент в рыночной экономике, который бы привлек внимание как предпринимателей в стране, так и зарубежных инвесторов.

За границей эта система давно работает, и сейчас уже люди не ждут, когда появится какая-то особая вещица, а сами ищут раритеты в деревнях и отдаленных населенных пунктах, учувствуют в реалити-шоу, где можно выкупать потерянные редкости или получить возможность покопаться в заброшенном гараже.

И все бы хорошо, если бы не одно «но»: тот капитан ушел из органов внутренних дел. Не известно сделал он это по собственному желанию или ему «помогли», но последователей его идеи, которая была уже проверена на практике, не оказалась. Почему? Остается только догадываться… Быть может, кому-то такая инициатива поперек горла?!

Собственно говоря, это не единственный камень преткновения, и даже если и удалось бы наладить ДВД-шный аукцион, то по-прежнему остается проблема получения лицензии на коллекционирование. Ее не мешало бы разделить на два вида: владение деактивированным и первозданным оружием.

И пусть законы останутся прежними для тех, кто хочет иметь в своей коллекции первозданное, а значит, способное произвести выстрел, оружие. Для кого же это не принципиально, можно было бы создать лицензию упрощенной формы или обойтись без нее вовсе. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру