Санкции — это когда нехорошо, но понять сложно

В Германии по-разному оценивают происходящее между Европой и Россией

Немцы всегда любили Горбачева. И никогда особенно не праздновали Путина. А уж в связи с ситуацией в Крыму их нелюбовь к российскому президенту просто превзошла все границы. Никто из моих знакомых не может говорить об этом руководителе страны без злости и раздражения.

В Германии по-разному оценивают происходящее между Европой и Россией

Светлана Фельде

Люби жену — и тебя полюбят немцы

Я попыталась выяснить для себя: за что же немцы так любят Горбачева и так не любят Путина? Просто поделюсь с вами услышанным и вычитанным в немецких средствах массовой информации.

Немцы готовы на руках носить геноссе Горбачева за то, что он, по их мнению, помог объединить Германию. Моя коллега, покинувшая при сложнейших обстоятельствах в свое время территорию ГДР, считает, что если бы не пала Берлинская стена, в чем заслуга Михаила Сергеевича непосредственная и определенная, она бы сегодня не имела возможности жить в Кельне.

Естественно, она не считает падение Берлинской стены только заслугой Горбачева, но без его участия, уверена моя коллега, этого бы никогда не произошло.

Другая моя знакомая грустит по поводу того, что Горбачеву не удалось так много сделать для его родной страны и его сограждан.

Многие симпатизируют Горбачеву чисто по-человечески. Ну нравится он им, и все тут. Особенно им нравится, когда Михаил Сергеевич говорит о своей жене. С такой теплотой и любовью, что плакать хочется.

А вот от Путина о его бывшей они никогда ничего подобного не слышали. Именно поэтому Горбачев производит на немцев впечатление порядочного человека, а Путин, к тому же разведенный, никак не вписывается в рамки представлений бюргеров о семье и нравственности.

Например, в список бестселлеров в Германии вошла книга немецкого журналиста Бориса Райтшустера «Демократия Путина». Автор книги — московский корреспондент журнала Focus, много лет проживший в России. Немцы обожают книгу Райтшустера, она подтверждает их мнение о Путине, который делает ставку на всесильный госаппарат, шовинистические настроения и манипулирует средствами массовой информации по своему усмотрению. И вообще, является сторонником авторитарной системы.

Я поговорила как минимум с двадцатью своими знакомыми, все они в контексте Путина сходятся в одном: руководителю страны нужны постоянные склоки и конфликты за пределами страны только для одной цели — чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем. Немцы уверены, что покоя и спокойствия на территории России, пока у власти стоит Путин, и в помине не будет. А уж про Украину и говорить нечего — немцы не сомневаются: противостояние, которое сейчас имеет место быть в Украине, продлится еще очень долго.

«Мы-то выживем, а вот Россия — это еще вопрос»

Именно такой ответ приходилось мне чаще всего слышать на вопрос о том, что думают местные граждане по поводу запрета на ввоз продуктов из Германии в Россию. Кстати, немецкие средства массовой информации весьма сдержанны в контексте этой темы. Обыватель менее сдержан и уверен в одном: у немцев нет поводов для паники. А вот российскому потребителю придется поплатиться за санкции Кремля.

Недавно газета Frankfeurtet Allgemeine zeitung написала следующее: «Бойкот западных продуктов питания прежде всего ударит по российскому потребителю. Но никак не по экономике Германии и других стран Европы, против которых, собственно, и намеревался сражаться Путин. Если бы введенные Путиным санкции затрагивали машиностроение или автоконцерны, тогда, конечно, последствия для Германии были бы несколько более плачевными. Ибо эти отрасли экспортируют очень дорогие товары».

В общем и целом немцы, с которыми мне довелось говорить на эту тему, только ухмыляются на санкции Путина. Они твердо уверены в том, что Европе, естественно, нужно было доказать России только одно — свою дееспособность «перекрыть России шланги». Путин в отместку пытается доказать, что он готов воевать и экономически, но его позиции гораздо слабее европейских.

Правда, не сбрасывают мои собеседники со счетов и необъяснимость, и непонятность загадочной для них славянской души. Многие совершенно не понимают ни поведения, ни мыслей Путина. И именно это вызывает растерянность у привыкших к однозначности и конкретности немцев.

— Следовательно, — спросила я у одной своей знакомой, — санкции Москвы действуют?

Ей пришлось с этим согласиться. Но она все равно уверена, что Путину с Европой не совладать.

Но вот что интересно. В целом, если говорить про отношение рядовых жителей всей Германии к происходящему, то тут невозможно сформулировать однозначную позицию, так как люди придерживаются различных точек зрения. Но опросы, проведенные в Tagesspigel и Figaro, довольно однозначно говорят, что большая часть населения Германии настроена, как ни странно, скептически относительно действий своего правительства и Евросоюза. 

По данным ZDF Politbarometer (аналитической программы второго немецкого канала), 44 процента респондентов считают, что на действия России можно реагировать только дипломатическими средствами, 25 процентов — что вообще не стоит реагировать и 26 процентов приветствует введение санкций. При этом 46 процентов респондентов считают, что санкции сильнее ударят по Германии и только 18 процентов, что санкции больше вреда нанесут России.

Русские — это такой народ...

Впрочем, немало и тех, кто не исключает со стороны России неприятных сюрпризов. Так как русские, говорят сами немцы, — это особый народ. От него никогда не знаешь, чего ждать. Так что всего можно ждать и от Путина.

На сегодняшний день факт остается фактом — страх благополучных европейцев перед смутой и дестабилизацией в России перевешивает дискомфорт многих лидеров от необходимости иметь дело с первым человеком Кремля.

Но если немецких политиков просто так не испугаешь, то бюргеры боятся холодов и роста цен.

Правительство Германии не видит пока оснований для беспокойства по поводу предположений, что Россия в ответ на санкции повысит цену на энергоносители, поставляемые в Европу. Именно так витиевато было сформулировано заявление Министерства экономики страны, появившееся на минувшей неделе после слов Владимира Путина о возможном подорожании газа.

Министерство выразилось так: «Повышение цены возможно только при заключении нового договора». А этого, считает министерство, пока не предвидится. Поскольку по инициативе самого «Газпрома» все его поставки регулируются долгосрочными контрактами, иные из которых рассчитаны до 2035 года.

Любопытно, что на этот раз условие, против которого выступает Евросоюз, оказывается невыгодным «Газпрому». Долговременные контракты дают сейчас немцам определенную гарантию стабильности.

Муссирующиеся слухи о том, что госпожа Меркель тайно обсуждает с президентом России соглашение о признании захвата Крыма в обмен на гарантии поставок газа, Берлин отрицает однозначно и бесповоротно. А новые санкции в отношении России, даже если они последуют, нужно рассматривать, дает понять Берлин, как сообщение о поиске общего подхода стран Запада к России и Украине.

Эти санкции, если им случится быть, должны доказать только одно: у этого конфликта не может быть военного решения. И в нем не может быть победителя. Абсолютно все стороны должны и обязаны искать политические компромиссы.

Но все бизнесмены, с которыми я общалась, не без основания опасаются, что ЕС и в первую очередь Германия ввяжутся в очередную авантюру по спасению Украины, которая в отличие от Греции является огромной и далекой страной, и это спасение будет произведено за счет немецкого бизнеса. Почти всем моим знакомым не очень понятно, какие их интересы преследуются в этом конфликте и что немецкие политики вообще делали на майдане...

Многие, даже те, кто не особенно интересуется политикой, хорошо помнят, чем заканчиваются эксперименты по построению демократии — примеры Египта и Ливии у всех на виду. Заканчиваются они еще большим хаосом, а платить за все приходится простым немцам.

Кроме того, у многих существует обоснованный страх, что в результате этого противостояния Германия втянется в долгую торговую войну с Россией. А это сильно ударит как по рынку труда, где от экспорта в Россию зависит 300 000 рабочих мест, так и по поставкам газа и нефти. В результате бензин и коммунальные платежи, которые для многих немцев уже сегодня непосильны, лягут на плечи простых людей еще более тяжким бременем.

Но не в Путине же дело

Нет, я не могу сказать, что страх перед Россией возрос у простых немцев в последнее время, я не вижу этого ни среди моих знакомых, ни в тех комментариях, которые я читаю в социальных сетях. Хотя попытки нагнетать ситуацию и выставить Путина агрессором, который любой ценой хочет восстановить Советский Союз, не прекращаются.

Основные страхи простых людей сосредоточены вокруг бытовых проблем, таких как безработица и цена газа, а не вокруг некой виртуальной войны, которой у Германии с Россией не может быть. Хотя бы потому, что Германия сегодня не обладает боеспособной армией.

Также немаловажный фактор опасений — это необдуманное включение Украины в ЕС в угоду политическому моменту и как следствие потоки социальных мигрантов из Украины. Сегодня в Германии не знают, как решить проблемы румынских цыган, ищущих в Германии лучшей жизни, и немцы просто не готовы к тому, чтобы открыть границу еще и с 50-миллионной и совершенно нищей страной.

То есть основной источник опасности большинство немцев видят вовсе не в России и «путинском режиме», несмотря на некоторое раздражение от поведения этого политика, а скорее, в необдуманных действиях собственного политического руководства, которое давно уже оторвалось от реальности и, как многие не без основания полагают, занимается всем, чем угодно, кроме реализации национальных интересов.

фото Талгата ГАЛИМОВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру