Катастрофа “Боинга”: что известно сегодня?

Прошло две недели со дня падения малайзийского “Боинга” в Донецкой области. Однако до сих пор ничего конкретного о деталях произошедшего неизвестно. Несмотря на то, что для подведения итогов расследования катастрофы требуется время, уже имеющиеся данные должны быть опубликованы до завершения экспертизы. Об этом, в частности, говорит известный британский эксперт в области авиакатастроф, бывший председатель британского Королевского общества аэронавтики и член Королевской академии инженерных наук Стюарт Джон (Stewart John).

Нашему корреспонденту удалось встретиться с ним в Лондоне и взять интервью

- Существуют ли какие-нибудь временные нормы предоставления информации по авиакатастрофам?

- Определенные нормы есть, но все зависит от конкретных обстоятельств. Только комиссия решает, что публиковать и когда. Необязательно разглашать результаты, например, расшифровки одного из черных ящиков, тогда как расшифровка другого еще не произведена. Тут могут возникнуть неувязки и ошибки. А учитывая резонанс этой катастрофы, комиссию можно понять.

- Высказываются сомнения в том, что эти расшифровки вообще могут оказаться полезными. Вы тоже так считаете?

- Такие случаи бывали, когда эти приборы не помогали найти ответы на вопросы о причинах произошедшего. Но первый результат, насколько я знаю по заявлениям украинских властей, уже есть. То есть моментальная декомпрессия свидетельствует, что с лайнером произошло что-то экстренное. Однако я бы не стал спешить с выводами - было ли это результатом воздействия извне или все же что-то произошло на борту. Такого тоже нельзя исключать, хотя уже весь мир уверился в том, что лайнер сбила ракета. Тут важно восстановить лайнер по обломкам. И прослушать переговоры с диспетчерами.

- Но украинцы не предоставляют эти переговоры. Вам это не кажется странным?

- Вообще-то, да. Прошло уже столько дней, а никто еще ничего не слышал. Обычно такие вещи публикуются гораздо раньше. И мне не понятно, почему этого до сих пор не сделано.

- Может, украинцам есть, что скрывать?

- Я не могу этого сказать. Может, украинцы руководствуются важностью расследования. Хотя, с другой стороны, они тут же разгласили слова одного из экспертов о том, что это была якобы ракета. Мне трудно судить. Я могу судить лишь о совокупности данных: о записях в черных ящиках, о переговорах с диспетчерами, о вещественных артефактах. То есть мне хотелось бы прежде всего посмотреть на обломки лайнера. Это бы очень многое прояснило.

- У Вас огромный опыт участия в расследованиях подобных катастроф. Как Вы считаете, двух недель все же достаточно, чтобы мир хоть что-то узнал об этой катастрофе? Ведь пока эксперты и комиссия молчат, мир полнится самыми невероятными версиями и стороны конфликта каждый день обвиняют друг друга.

- Я согласен. Кое-что уже можно было бы огласить, вы правы. Например, ту же запись переговоров пилотов с диспетчерами. Но ведь здесь присутствует политика. Причем отягощенная войной. Может, поэтому никто и не торопится. Огласи сегодня что-то предварительное, а завтра выяснится, что эти данные по каким-то причинам были неточными, и что тогда? Такие случаи тоже бывали. Мы расследовали, например, катастрофу пассажирского самолета в Судане. И выяснилось во время предварительного следствия, что был слышан громкий хлопок на борту. Сразу же полетела версия, что это теракт. А позже стало ясно, что хлопок этот - от того, что отвалился хвост самолета. Случай невероятный. Но никаких следов теракта обнаружено не было.

- Как Вы относитесь к данным наблюдения, предоставленным Министерством обороны России?

- Отношусь серьезно. Я знаю, что все данные русские передали в комиссию, поэтому она должна самым серьезным образом их исследовать. Вообще, она должна исследовать буквально все. В том числе и заявления официальных лиц, с какой бы стороны они ни последовали. Самое главное - на чем эти заявления основывались. А то политики говорят одно, а спецслужбы - другое. Либо и вовсе молчат. Так что подождем.

Борис Леонов, Лондон - Алматы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру