ЕАЭС: расширяя единый рынок

С момента подписания Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), столпами которого являются Казахстан, Россия и Беларусь, прошло около двух месяцев.

Документ планируют ратифицировать парламентами трех стран до конца года, и с 1 января 2015 года Евразийский экономический союз начнет функционировать. Основная идея создания ЕАЭС - расширение рынков для бизнеса, в документе это декларируется как принцип четырех свобод: товаров, услуг, капитала и труда. Сейчас же эксперты, аналитики и разного рода специалисты трех независимых государств совместно начали разрабатывать пути внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС

С момента подписания Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), столпами которого являются Казахстан, Россия и Беларусь, прошло около двух месяцев.

Олександр Черный

Как отметил на заседании Высшего евразийского экономического совета Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, Евразийский экономический союз должен учитывать опыт развития Евросоюза.

“Нам нужно учитывать опыт других интеграционных объединений, и в первую очередь Евросоюза. Речь идет о том, чтобы ни одна из стран-участниц не оказалась подвержена процессу деиндустриализации, чтобы в национальных экономиках не было падения традиционных отраслей промышленности, сельского хозяйства”, - пояснил он.

По его словам, мировой опыт подтверждает, что интеграция является “долгосрочным, стабильным условием для развития экономики”.

Нурсултан Назарбаев также отметил, что ЕАЭС в будущем может столкнуться с различными “вызовами”, члены союза должны вместе преодолевать все кризисы.

“Впереди нас ждет непростой этап становления и развития. Создание - это одно, мы выстрадали. Но теперь, создав, доказать себе и всему миру необходимость, жизнеспособность этой интеграции - наша большая задача. Интеграция сама по себе не гарантирует идеальной жизни, манны небесной, нам, каждому из государств, придется работать”, - сказал он.

Недавно в Москве прошло заседание Совета Евразийской экономической комиссии, где на высоком политическом уровне обсуждали вопросы проведения EXPO-2017, договорно-правовой базы Таможенного союза и установления единых таможенных тарифов в отношении отдельных нефтепродуктов.

К слову, ЕАЭС - это крупный региональный рынок, где ежедневно потребителями различных товаров становятся более 170 миллионов человек, с суммарным ВВП в два триллиона долларов США, который должен научить наш бизнес конкурировать.

По мнению экспертов, интеграционный процесс в рамках Таможенного союза выгоден прежде всего нашим товаропроизводителям, так как создается общий рынок товаров, где будут сняты все существующие барьеры и ограничения. Кстати, в договоре прописан такой немаловажный пункт, как обеспечение свободы торговли услугами на территории ЕАЭС, согласно которому государства-члены стремятся к созданию единого рынка услуг.

Что касается формирования общего рынка капитала, то, по словам экспертов, за период с 2007 по 2012 год в Казахстане наблюдали рост объема инвестиций в основной капитал, превысивший средний показатель по ТС.

Согласно договору, граждане стран ЕАЭС могут свободно осуществлять свою деятельность в другом государстве - члене союза, поскольку на них не будут распространяться ограничения по защите национального рынка труда, а также предъявляться требования по получению разрешения на осуществление трудовой деятельности.

В рамках ЕАЭС будут проводить согласованную транспортную политику, направленную на развитие транспортных систем путем поэтапного создания общего рынка транспортных услуг. Предполагают, что будет установлен равный доступ для казахстанских перевозчиков к услугам железнодорожной инфраструктуры России и Беларуси (в отношении требований к перевозчикам, единой тарифной политики, доступности информации о перечне услуг инфраструктуры, порядке их оказания). Предусматривают применение унифицированных тарифов при перевозках грузов железнодорожным транспортом с территории одного государства ТС через территорию другого государства ТС в третьи страны и в обратном направлении, а также при перевозках внутри ЕАЭС, что создаст дополнительные конкурентные преимущества для казахстанских экспортеров на рынках Европы за счет экономии транспортных расходов.

Государства - члены ЕАЭС разработают единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, включающие единую методику определения технической возможности транспортировки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, расположенным на территориях государств - членов союза, на основании которых обеспечивают недискриминационный доступ к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Отметим, что на этот союз приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15 процентов мировой нефти. Поэтому было уместным уже сейчас задуматься об укреплении отечественного рынка газа и нефти, который, как мы знаем, может стать основным связующим звеном торговых нефтегазовых потоков между Европой и Азией.

Как отметил глава государства, необходимо развивать наш транзитный потенциал. “Сегодня реализуется ряд крупных общенациональных инфраструктурных проектов, результатом которых должно стать увеличение транзитных перевозок через Казахстан к 2020 году в два раза. К 2050 году эта цифра должна увеличиться в 10 раз”, - заявил он.

Компания “КазТрансГаз”, следуя политике главы государства Нурсултана Назарбаева “Стратегия “Казахстан - 2050”, начала планомерную работу в этом направлении.

В июне этого года АО “Каз¬ТрансГаз” совместно с китайскими партнерами официально осуществило пуск газа по нитке “С” магистрального газопровода Казахстан - Китай. Этот проект является частью транснационального газопровода Центральная Азия - Китай, соединяющего газовые месторождения Туркменистана и потребителей газа в КНР через Узбекистан и Казахстан.

После завершения ряда работ к концу 2015 года линия “C” достигнет своей проектной годовой мощности 25 миллиардов кубометров в год. К тому времени общая мощность газопровода достигнет 55 миллиардов кубических метров в год. Сейчас на местах работают пять компрессорных станций, и в скором времени сдадут в эксплуатацию еще три компрессорные станции для достижения проектной мощности газопровода.

Таким образом, можно будет с уверенностью сказать, что в рамках Евразийского экономического союза Казахстан продуктивно проводит работу в сфере транспортировки газа и его снабжения среди населения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру