Союзная идея

Нет более перспективного проекта, чем евразийская интеграция

Сегодня евразийская интеграция заняла видное место в ряду крупнейших интеграционных проектов мира. Сам факт возникновения ЕАЭС приходится учитывать и в Брюсселе, и в Вашингтоне, и в Пекине.

Нет более перспективного проекта, чем евразийская интеграция

О “становом хребте” евразийской интеграции, политической воле президентов и российских преференциях рассказал Андрей Суздальцев, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ Высшая школа экономики

- Создание ЕАЭС завершает почти пятилетний цикл формирования многоуровневой структуры нового интеграционного проекта на пост¬советском пространстве. Первый этап - Таможенный союз (ТС) - создали в 2010 году, в 2012 году заработало Единое экономическое пространство (ЕЭП), а с 1 января 2015 года страны - участницы проекта должны начать совместное существование в формате Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Сейчас евразийская интеграция заняла видное место в ряду крупнейших интеграционных проектов мира. Ее влияние растет, и сам факт возникновения ЕАЭС приходится учитывать и в Брюсселе, и в Вашингтоне, и в Пекине, не говоря уже о региональных державах. Появилась даже своеобразная очередь на вступление в евразийский интеграционный проект: Армения, как ожидается, вступает в Таможенный союз с 1 июля, на границе оформления своего участия в ТС находится Киргизия.

Москва остается организационным центром и главным спонсором евразийского процесса, принимая на себя все проблемы, характерные для любого интеграционного проекта. Более того, именно российская сторона является инициатором все новых этапов евразийской интеграции, подчиняя их достаточно строгому и жесткому расписанию.

- В чем причина этого? Исключительно в устремлениях нынешнего руководства или же к подобной активности подталкивают внутренняя, внешняя ситуации?

- Создаваемая на постсоветском пространстве новая интеграционная группировка имеет свою специфическую “Дорожную карту”, опирающуюся на политическое расписание, а не вызревание экономических и политических стимулов для интеграции в государствах-партнерах. Фактически евразийский интеграционный проект развивается под давлением политической воли президентов - каждые два года проект, подчиняясь стремлениям Владимира Путина, Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева, поднимается на новую ступень. Это беспрецедентные темпы в истории создания интеграционных объединений.

Столь высокие темпы связаны с широким спектром экономических и политических рисков, с которыми сталкиваются Белоруссия, Казахстан и Россия. В этом плане евразийский интеграционный проект можно считать не только стратегией по созданию единого интеграционного пространства в центре континента, но и реакцией на разного рода политико-экономические угрозы и вызовы, с которыми сталкиваются и страны, объединившиеся в ЕАЭС, и другие государства постсоветского пространства.

В последние 10-15 лет пост¬советское пространство все в большей степени становится открытым для притязаний и политических игр внешних игроков. Евросоюз активно развивает в Восточной Европе собственную интеграционную программу “Восточное партнерство”, которая вступила в противоречие и конкуренцию с евразийской интеграцией. На рынках СНГ усиливается конкуренция между внутренними производителями и внешней торговой экспансией. Темпы развития экономик стран региона все в большей степени отличаются друг от друга.

Собственно, в 2013-2014 годах назрел кризис постсоветской государственности, совмещенный с распадом национальных экономических моделей, созданных в 1990-е годы. Наиболее ярким примером такого кризиса стала Украина.

- Насколько осознается ключевая роль России (например, в военно-политическом и экономическом смыслах) в интеграционных процессах нашими партнерами по ЕАЭС, насколько они готовы к ее признанию и как этот факт совмещается с заложенным во все интеграционные документы принципом равенства? Ведь ответственности не бывает без полномочий, следовательно большая ответственность ведет к большему влиянию (пусть и неформальному). Кстати, это же мы наблюдаем и в ЕС, где все равны, но Германия “равнее”.

- Евразийский интеграционный проект, как и предполагали его учредители, призван, опираясь на мощь российской экономики, эффективно ответить на целый набор существующих внутренних и внешних угроз.

Россия в данном случае выступает в роли основы проекта. Помимо геополитических задач считается, что формирование евразийской интеграции должно помочь в решении ряда серьезных экономических проблем, негативно влияющих сейчас на модернизацию российской экономики. В частности, интеграционный проект позволит создать единый, лишенный каких-либо барьеров рынок объемом в 200-250 миллионов потребителей (с привлечением к проекту стран Центральной Азии). Кроме того, в перспективе возможно создание на базе ЕАЭС валютного союза, что коренным образом поменяет политико-экономическую ситуацию на постсоветском пространстве.

В свою очередь, структурная и технологическая модернизация экономики России создаст крайне необходимый динамичный и привлекательный интеграционный имидж страны. В этом случае отпадет необходимость стимулировать участие партнеров экономическими, таможенными, рыночными уступками, энергетическими и сырьевыми субсидиями и дотациями, банковскими кредитами.

В противном случае в регионе неизбежно будут расти центробежные процессы, страны СНГ и их экономики будут продолжать постепенную переориентацию на внешних партнеров (ЕС, Китай, Иран, Турция и т.д.) и внешние интеграционные предложения (проекты и программы ЕС).

- Что (или кто) мешает сейчас еще более активному продвижению евразийского проекта? Какие главные риски Вы видите?

- Не стоит забывать, что основные внешние игроки - ЕС, США, КНР, а также региональные державы - Польша. Румыния, Турция, Иран, как правило, игнорируют или косвенно противодействуют интеграционным инициативам России в регионе СНГ. Создание вокруг Москвы крепкого интеграционного блока не входит в планы, прежде всего, Евросоюза и Китая, заинтересованных в открытом доступе к ресурсам и рынкам региона. Россия, разворачивая проект ТС - ЕАЭС, выступает в роли конкурента, способного под прикрытием интеграционной группировки в оперативном порядке осуществить региональную бизнес-экспансию.

Основным риском для участия непосредственно России в интеграционном проекте ТС - ЕАЭС остается вопрос о цене интеграции. Экономическое влияние России в новой интеграционной группировке вместе с опорой на политическую волю руководства России создают идеальную среду для получения партнерами по интеграции экономических уступок со стороны РФ.

Но у России нет другого более жизнеспособного и перспективного интеграционного проекта, чем евразийская интеграция. В реальности, в случае провала проекта РФ больше не получит исторического шанса на создание региональной интеграционной группировки. Поддержка ЕАЭС - наш единственный выбор.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру