Война слов, или Слово против войны

В Астане спорили об ответственности и свободе СМИ

Экс-политики и нынешние корифеи журналистики со всех уголков мира обсуждали в Астане контуры мирового кризиса и его последствия. Несмотря на то, что сами участники XII Евразийского медиафорума признали, что ни одно мировое СМИ не дает полной объективной картины происходящего, они пытались снять маски со своих оппонентов, призывая к правдивости и открытому диалогу по ряду проблем, с которыми сегодня столкнулось человечество.

В Астане спорили об ответственности и свободе СМИ
Дарига Назарбаева: "Все мы сторонники свободы слова".

Ботагоз Омар

Сквозь цунами вранья
Два дня подряд, 24 и 25 апреля, несмотря на пасмурную погоду и минусовую температуру, в столичном Дворце Независимости было по-настоящему жарко. А сильный ветер, похоже, срывал маски со всех, кто решил прибыть в Казахстан для участия в дискуссиях.

К слову, за 12 лет в работе форума приняли участие более 5 тысяч экспертов, политиков, журналистов и общественных деятелей из 60 стран мира. Его деятельность освещают более 500 казахстанских и зарубежных СМИ.

Лейтмотивом форума стали информационные игры различных стран вокруг актуальных мировых событий. И, пожалуй, наиболее метко о результативности форума в своем приветственном слове сказал Президент РК Нурсултан Назарбаев. Текст его обращения зачитал Государственный секретарь РК Адильбек Джаксыбеков. «Убежден, что конструктивный диалог в рамках медиафорума послужит дальнейшему укреплению взаимопонимания и доверия», — отметил он.

Главные вопросы мероприятия озвучила председатель организационного комитета Евразийского медиафорума Дарига Назарбаева:

— Драматическое и даже, к сожалению, трагическое развитие событий в ряде стран СНГ, непрекращающаяся война на Ближнем Востоке, процессы, происходящие в странах Азии, позволяют многим наблюдателям в мире говорить об окончании периода, который можно назвать Post-Cold War Period. По-русски коротко и не скажешь — только длинным предложением: окончание периода мировой истории, который начался после завершения холодной войны.

Кроме того, она обратила внимание на то, что через социальные сети, которые так окружили быт современного человека, распространяется «цунами дезинформации».

— Думаю, что мы все здесь, собравшиеся в этом зале участники и гости форума, являемся убежденными и последовательными сторонниками свободы слова и свободы СМИ. Но мы не в меньшей степени являемся и поборниками ответственности масс-медиа. Ибо ничто не разрушает общество так, как безответственность. Популярные социальные сети нередко, особенно в ситуации кризиса, превращаются из площадки общения в поле словесной брани, взаимных обвинений и непрекращающейся истерики, — отметила она, добавив, что одна из панельных сессий форума посвящена социальным сетям.

По ее мнению, общество должно научиться защищать себя от негативного воздействия этих процессов, но не запрещать их.

Украинцы — не долетели
Буквально накануне форума контент-директор Евразийского медиафорума Бермет Турдуниязова заявила, что в последний момент от участия в медиафоруме отказались четыре спикера: из Сирии, Австрии, Украины и США.

— Я не хотела бы называть имена, есть ряд стран, которые не согласны, к примеру, с политикой Америки или России. Некоторые спикеры, исходя из этих позиций, посчитали нужным не участвовать, — сообщила она.

Однако, как выяснилось на самом форуме, это высказывание о недолетевших четырех гостях оказалось дипломатичным. Так, открывая четвертое заседание, посвященное кризису в Украине, модератор, ведущий «Первого канала» Максим Шевченко с сожалением отметил, что проблему эту придется рассматривать без официального Киева:

— Ирина Геращенко не приехала, нет Сергея Куницына и нет главного редактора «Украинской правды», которая сказала, что не уверена за свою безопасность на территории Казахстана. Не приехали еще 3 или 4 украинских политика. Мы обращались к Петру Порошенко и Юлии Тимошенко, они сказали, что не могут приехать, потому что у них выборы. Мы обратились ко всем представителям фракции «УДАР» и фракции «БЮТ». Никто из них не нашел для себя время приехать на этот представительный форум, на который люди прилетели из Америки, Канады, из других частей света, чтобы высказать здесь официальную украинскую позицию. Поэтому претензии, пожалуйста, к ним, — отметил Максим Шевченко.

Однако отсутствие украинцев не помешало спикерам развернуть острые баталии, высказывая свою точку зрения и приводя различные аргументы на современное видение и возможные сценарии дальнейшего развития ситуации.

Носки оранжевого цвета
Проведение форума в Астане дает возможность многим по-иному взглянуть на мир. Это особенно важно сейчас, когда никто не может определить контуры будущего миропорядка даже на ближайшие два года.

— Никто их не знает. Это все люди очень самонадеянные, которые говорят, что они могут предсказать, что будет через два года. А через двадцать лет — это просто больные какие-то. Или дети, — заявил Владимир Познер, модератор первой панельной дискуссии.

Известный российский ведущий, от которого присутствовавшие на форуме журналисты ждали привычных с телеэкрана глубоких и живых вопросов, побуждающих спикеров к рассуждениям, во время форума явно не знал, как заставить собеседников разговориться, несколько раз обращаясь к ним с вопросом, нет ли у кого-нибудь из них желания прокомментировать обсуждаемую тематику.

Отдельной темой обсуждения уже в социальных сетях неожиданно стал вопрос, почему Владимир Владимирович решил выйти на сцену в ярко-оранжевых носках: не отнесся ли он несерьезно к форуму, решил ли он соответствовать тону темы, определенной как «Новый мировой порядок. Контуры мирового кризиса и его последствия», или же, зная, что не останутся без внимания темы Киева, он решил вспомнить об «оранжевой» революции — все это стало пищей для размышления казахстанских блогеров.

И хотя мэтр телевизионной журналистики, похоже, даже не предполагал, что его внешний вид будет приковывать такое пристальное внимание публики, посоветовал присутствующим быть осторожнее с терминологией, особенно касательно перспектив возрождения холодной войны.

— Холодная война была результатом идеологии, борьбы за умы мира. Сегодня существует растущая напряженность между бывшими оппонентами холодной войны: США и РФ, но это уже не идеология, это совершенно другой вопрос. Это даже важнее, потому что в старые плохие времена, если можно так выразиться, мир выстраивался или за одной, или за другой стороной, а сегодня этого больше нет. Сегодня много стран, которые говорят каждая за себя: Китай ни за кем не стоит, и Индия ни за кем не становится, и так же с Аргентиной, Бразилией, и если продолжать по цепочке, то увидим, что уже больше нет неких единых фронтов. То, что происходит на Украине, затмевает большинство событий, хотя очень многое другое происходит в Ираке, Сирии, Иране, Северной Корее, Китае, и этот список очень длинный, — отметил Познер.

Вокруг чего ломались копья
Дискуссии касались не только последних событий на постсоветском пространстве, но и проблем взаимоотношений стран Ближнего Востока. В первую очередь речь шла об Иране. Традиционно представители Исламской Республики Иран (ИРИ) утверждали, что она не имела ядерной программы военного назначения, не имеет и не будет иметь.

Бывший заместитель главы Министерства иностранных дел Индии Раджив Сикри выразил мнение, что США хотели иметь инструмент давления на Иран в то время, когда они занимались войной в Ираке. И убедившись в том, что бывшие союзники американцев оказались не самыми надежными, они решили пойти на компромисс с Ираном.

В свою очередь, по словам генерального директора Центра изучения современного Ирана (Россия) Раджаба Сафарова, американцы настолько увлеклись санкционной политикой, что она стала противоречить их собственным интересам и явилась источником дестабилизации во многих государствах.

Рассуждать про Дальний Восток или экономику спикеры не стали, плавно переключившись на постсоветское пространство.

— Господин Путин очень много денег потратил в Сочи для того, чтобы успешно провести Олимпийские игры, которые должны были усилить престиж Российской Федерации. Однако в последние дни четко показано, что этот престиж может быть очень недолгосрочным, — считает Ньют Гингрич. —

Путин на самом деле стер всю хорошую память о Сочи, поместив украинцев в неблагоприятную ситуацию.

Однако директор Института стран СНГ Константин Затулин в противовес этому отметил, что:

— Единственный интерес Запада на Украине — не дать ни в коем случае, чтобы Евразийский союз состоялся с участием Украины и других государств постсоветского пространства, потому что возникает призрак Советского Союза. Мы не создаем СССР в Евразийском союзе, об этом нет никаких мыслей. Но вопрос в том, что само по себе желание каким-то образом организовать это пространство, оказывается, является предосудительным. Вот это было корнем событий в Украине. Как только действующий президент рванул стоп-кран, сразу возникли события на майдане. Кто здесь в зале может сказать, что не было внешнего вмешательства? После того, как произошел переворот в Украине, тут началась совсем другая история, к которой господин Путин точно не готовился, он вынужден был реагировать в соответствии с тем, что происходило.

Большинство российских экспертов выразили точку зрения, что кризис в Украине возник задолго до последних событий.

Астана.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру