Казахстанские полицейские завалены заявлениями об автоугоне

Борьба между создателями защитных автосистем и угонщиками идет везде и всюду

23.05.2018 в 11:34, просмотров: 226

Несмотря на то, что в каждом областном управлении внутренних дел и в крупных казахстанских городах существуют специальные подразделения, отвечающие за раскрытие угонов автомобилей и изобличение преступных групп, занятых в этом криминальном бизнесе, количество угонов не уменьшается.

Казахстанские полицейские завалены заявлениями об автоугоне

При этом от потери своего железного коня не застрахован никто: ни счастливый обладатель элитной иномарки, ни владелец бюджетной модели 15-20-летнего возраста.

Возврату не подлежит

По утверждениям полицейских и специалистов по этому вопросу, наименьшие шансы на возвращение своих автомобилей имеют владельцы дорогих внедорожников. Причина проста. Такие авто не угоняют хулиганы для того, чтобы покататься и бросить через пару часов где-нибудь на окраине города: слишком много усилий нужно приложить для того, чтобы отключить сигнализацию, да и завести машину с помощью двух проводков не удастся.

Обычно элитные иномарки «по зубам» представителям крупных организованных преступных групп, которые имеют специальную аппаратуру для отключения всех защитных устройств. Стоимость ее, по словам экспертов, может доходить до ста тысяч долларов, в зависимости от набора функций, которые она может выполнить. Мало того, преступники не действуют наобум и угоняют дорогие иномарки четко под полученный заказ: конкретной марки, модели и цвета.

Если же полицейским не удается задержать угонщиков по горячим следам или найти угнанное авто в ближайшие 7-10 дней, то некогда счастливый обладатель железного коня может быть почти уверен, что вряд ли когда-нибудь машина к нему вернется. В лучшем случае после перебивки агрегатных данных рамы и кузова она будет колесить по городу в другом конце страны. В худшем — окажется на территории соседнего государства.

За примерами далеко ходить не надо. В начале марта этого года в Костанайской области осудили участников преступной группы, которые как раз занимались угоном элитных внедорожников. Остановить их удалось сравнительно быстро, потому на счету преступников было лишь несколько эпизодов. Несмотря на это, двое владельцев автомашин Toyota Prado навсегда потеряли надежду на возврат своих авто: их успели продать неустановленным следствием лицам, и следы внедорожников затерялись навсегда.

Что важно, в состав этой преступной группировки входили двое полицейских. Как следует из материалов суда, именно они помогали оформлять липовые документы на угнанные машины, что позволило им беспрепятственно «раствориться» в бурном потоке автотранспорта.

Полицейский след

Кстати, практически ни одно задержание аналогичных ОПГ не обходится без выявления сотрудников правоохранительных органов, которые им покровительствовали.

Достаточно вспомнить громкое задержание, проведенное в Шымкенте в середине июля 2016 года. Тогда сотрудники антикоррупционного ведомства задержали пятерых офицеров полиции в званиях от майора до полковника, работавших в местном регистрационно-экзаменационном отделе. По оперативным данным антикоррупционщиков, они вымогали у граждан деньги за выдачу разрешительных документов на регистрацию, управление транспортным средством, а также водительских удостоверений и престижных госномеров. Кроме того, имелась информация, что ОПГ занималась незаконной регистрацией авто.

Аналогично ситуация обстоит и в соседних с Казахстаном государствах.

В феврале этого года СМИ, со ссылкой на источники в правоохранительных органах, сообщили, что на территории стран СНГ существует целый ряд группировок, промышляющих угонами, объединенных в международное преступное сообщество. Одну из них задержали в январе в Кыргызстане.

«По оперативным данным, на территории Российской Федерации угонами автомашин занимается устойчивая преступная группа, состоящая из граждан России, в том числе уроженцев Кыргызстана, постоянно проживающих в РФ. При этом члены этой преступной группы занимались изготовлением поддельных свидетельств о регистрации транспортных средств для последующей легализации автомашин в странах ЕАЭС», — сообщили в МВД Кыргызстана.

По данным пресс-службы ведомства, во время оперативно-розыскных мероприятий задержали более 45 (!) элитных иномарок, в том числе люксовые кроссоверы, внедорожники и седаны Lexus, Mercedes и Toyota.

«Угнанные автомашины вывозили из Российской Федерации в Республику Казахстан, где перегоняли до границы с Кыргызской Республикой. Далее при содействии отдельных заинтересованных сотрудников правоохранительных органов автомашины незаконным путем пересекали границу КР. В Кыргызстане у угнанных машин «перебивали» идентификационные номера рамы, кузова (VIN) и двигателя. Затем поддельные документы заверяли сотрудники государственной регистрационной службы республики и машины проходили окончательную регистрацию», — отметили в МВД Кыргызстана.

Так же, по данным киргизской полиции, угнанные автомобили доставляли в соседний Таджикистан, где их меняли на наркотики.

Ранее, в октябре 2017 года, такую же крупную группировку задержали в Алматы. В ее состав входили 11 человек. Все автомашины они угоняли исключительно под заказ с помощью устройств по аварийному заводу, прятали в заранее арендованных гаражах, перебивали номера агрегатов и отдавали заказчикам. Стоит ли говорить, что поставить такие автомобили на учет, не имея связей в полиции, попросту невозможно…

Никто не застрахован

Правоохранители предупреждают, что не стоит расслабляться и спустя рукава относиться к безопасности своих авто и владельцам машин российского автопрома. Их тоже угоняют «пачками». Кстати, именно «Жигули» входят в тройку наиболее часто интересующих преступников.

К примеру, на прошлой неделе в Алматы задержали преступную группу, угонявшую исключительно автомобили Lada, которой руководил гражданин Узбекистана. Сейчас следствие уже доказало восемь эпизодов.

«По подозрению в совершении этих преступлений задержали двоих мужчин: 34-летнего гражданина Узбекистана и его 32-летнего подельника, жителя города Алматы. Орудовали злоумышленники преимущественно в спальных районах города. По данным управления криминальной полиции, шесть из восьми угнанных машин уже изъяли: четыре из них обнаружили в Шымкенте, в Южно-Казахстанской области, одну — на территории Алматинской области, следы еще одного похищенного автомобиля привели сыщиков в столицу», — сообщили в ДВД Алматы.

Эксперты объясняют «любовь» угонщиков к «Жигулям» тем, что российских железных коней технически легче украсть. Мало того, ввиду распространенности «россиян» их намного проще сбыть, особенно разобрав на детали.

Кстати, на детали разбирают не только угнанные авто российского автопрома, но и иномарки, сошедшие с конвейеров 10-20 лет назад. Среди них в лидерах по угонам марки Mazda, Toyota, Mercedes, Audi и BMW.

В практике алматинских полицейских бывали случаи, когда им удавалось задержать преступников и найти такие угнанные авто буквально в течение суток. Вернее, находили они уже не сами автомобили, а их «голый» скелет и кучу запчастей и агрегатов.

Как поясняют оперативники, в таких случаях запасные части обычно угонщики реализуют через своих людей на автомобильных рынках и так называемых авторазборах, очень популярных среди автолюбителей в последние годы.

Кстати, по статистике полицейского ведомства, чаще всего угоны недорогих автомашин происходят по вине самих их владельцев, которые считают, что их транспорт не интересен злоумышленникам.

«Самый распространенный сегодня метод угона в Казахстане — свободный доступ в салон транспортного средства. В минувшем году таким образом угнали более 2400 автомобилей. Для сравнения: с помощью подбора ключа злоумышленники угнали только 169 авто, а стекла для этих же целей разбили у 132», — сообщили в МВД Казахстана.

Что делать?

По словам полицейских, в случае угона существует определенный алгоритм действий, которые нужно предпринять хозяину авто, чтобы увеличить шансы на его возвращение и уберечь себя от неприятностей.

Во-первых, необходимо срочно звонить по номеру «102» и заявить о пропаже машины. Оперативность важна еще и потому, что на вашей машине могут совершить наезд на человека или совершить на ней ограбление.

Ожидая полицию, можно осмотреть ближайшие от места угона окрестности. Нередко бывает так, что угонщики бросают добычу неподалеку до тех пор, пока не утихнут поиски машины. Кроме того, не исключено, что воры вовсе не матерые автоугонщики, а шпана, которая покаталась и бросила автомобиль в соседнем дворе.

Если вблизи от того места, где до исчезновения находился ваш автомобиль, расположены кафе, рестораны, бутики, банки и другие подобные заведения, поинтересуйтесь, нет ли у них систем видео-наблюдения и не захватывают ли камеры нужную территорию. Видеозапись вам в руки могут не отдать, но вы сможете подсказать приехавшим полицейским, что она, в принципе, есть.

Позвоните в страховую компанию (если ваш автомобиль застрахован на этот случай) и также заявите об угоне. В разговоре не забудьте указать свои данные как страхователя, а также контактный телефон и расскажите вкратце об обстоятельствах происшествия. Оператор должен разъяснить, как вам действовать дальше и какие собирать документы, чтобы получить страховку в случае, если автомобиль не найдется.

Когда приедет полиция, опишите ситуацию. После первичных оперативно-следственных мероприятий вас, скорее всего, направят в ближайшее отделение полиции, на территории которого совершен угон, где вы напишете официальное заявление. Кстати, возьмите у принявшего заявление сотрудника контрольный талон. Официальное заявление об угоне машины послужит гарантией того, что страховая компания признает ваш случай страховым и не откажет в выплате страхового возмещения.

Постарайтесь подробно вспомнить, когда, где и у кого вы купили машину, кто, кроме вас, имел право ей управлять, у кого находились дубликаты ключей.

После подачи заявления в полицию и проведения всех следственных мероприятий необходимо взять справку о возбуждении уголовного дела и отнести ее в страховую компанию. Там потерпевший должен в письменной форме сообщить страховщику о факте угона. После этого остается только ждать.

Как правило, похищенное авто разыскивают 2-3 месяца. Затем, если поиски безрезультатны, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РК, выносят решение о приостановлении уголовного дела. И только после этого на основании справки об этом из полиции вам выплатят страховку.



Партнеры