Министерства Казахстана не тратят деньги - народ страдает

14.06.2018 в 15:12, просмотров: 125

Ни годы кризиса, ни дефицит бюджетных средств, ни постоянные угрозы выговоров и увольнений не научили чиновников обращаться с государственными финансами педантично и эффективно. Привычка затягивать освоение денег и, как следствие, срывать сроки (и качество) реализации важных государственных программ и проектов у исполнительной власти, похоже, стала уже хронической.

Практически каждая констатация наличия непотраченных (но запланированных) денег сопровождается пояснением: непроведенные вовремя конкурсы.

В прошлом году правительство уже даже Бюджетный кодекс поменяло, разрешив проводить конкурсы до начала бюджетного года (то есть до 1 января). Потому как, говорили в Кабмине, суммы предполагаемых затрат уже известны, и заранее проводимые конкурсы и госзакупки позволят не тормозить процесс реализации проектов на юридические процедуры. Но у нас привыкли работать “в авральном режиме”.

За пять месяцев текущего года из денег, выделенных бюджетом на строительство республиканских объектов, потратили всего 15% от запланированной на год суммы (42,2 млрд из 275,5). Кажется, что такого отставания от графика даже в правительстве еще не видели.

То есть до конца года предстоит освоить аж 233,3 миллиарда тенге. Причем сделать это предстоит не просто в срок, но и качественно.

Среди задолжников сразу несколько министерств.

В целом же картина “долгов” до конца года выглядит так. Министерство сельского хозяйства до 1 января 2019 года должно освоить 15,5 млрд, управление делами президента - 8,8 млрд, МВД - 5,2 млрд, Министерство культуры и спорта - 4,1 млрд тенге. Но круче всех оказалось Министерство по инвестициям и развитию - 188,5 млрд.

Как сообщил министр финансов Бахыт Султанов, к июню даже не провели все конкурсы, не то что начали работы. “На 1 июня заключили договора на сумму 178,6 млрд тенге, или 65% к годовому плану, - сказал министр. - На 96,9 млрд тенге обязательства еще не приняты. Из этой суммы 83,9 млрд тенге приходится на Министерство инвестиций и развития на реализацию 25 проектов по строительству автодорог. Из них на 12 июня подписали финансовые договора к основному контракту с зарубежными подрядчиками на сумму 46,1 млрд тенге. А вот расходы по 15 проектам на сумму 42,9 млрд тенге находятся в зоне риска неосвоения”.

“Зона риска” - выражение весьма дипломатичное, но фактически означает, что, скорее всего, эти миллиарды просто зависнут и в конце года останутся неистраченными. Можно было бы обрадоваться, что почти 43 млрд не уйдут из бюджета, но ведь это не просто деньги - это объекты, которые не построят: дороги, мосты, плотины. То, что требуется для комфортного существования населения регионов, где они должны быть. И являться частью косвенного, но роста благосостояния населения.

Итак, на долю МИР из 15 проектов приходится четыре дорожных (на сумму 37,8 млрд тенге). По ним до сих пор не ратифицированы соглашения о займе с Всемирным банком, а соглашение с Исламским банком до сих пор на стадии согласования в госорганах. Если МИР не поторопится, процесс ратификации затянется до осени (30 июня заканчивает работу 3-я сессия VI созыва). И значит, работы начнутся лишь осенью... А осень в Казахстане частенько уже в октябре перерастает в зиму, когда ни о каких стройках речи не идет.

Минсельхоз рискует оставить не потраченными 3,2 млрд тенге, выделенных бюджетом на шесть проектов водоснабжения и гидротехнических сооружений. “Конкурсы не провели из-за отсутствия договора с экспертом в этой отрасли”, - сообщил Султанов.

Еще 1,7 миллиарда приходятся на Минкультуры и спорта. Как пояснил глава Минфина, “не объявили конкурсы, поскольку эти проекты запланировали с отлагательным условием. Проектно-сметная документация требует корректировки”.

Премьер предупредил всех: “Это последнее слово, по итогам полугодия неосвоенные средства направят на другие направления. Сами будете нести ответственность перед народом и главой государства”.

Впрочем, грозные слова про изъятия и перенаправления только выглядят грозными. Потому что подобным правительство и так каждый год занимается во время уточнения бюджета: потенциально неосваиваемые деньги “срезаются” из статьи расходов. А правительство получает практически полное исполнение бюджета по итогам года и даже превышение доходов над расходами.

Вот и получается, что виноватые “корректируются” и остаются невиновными и ненаказанными. Несмотря на многочисленные угрозы и имеющуюся ответственность перед народом и президентом.




Партнеры