Почему $9 миллиардов от государства не помогли казахстанским банкам оздоровиться

24.04.2018 в 10:41, просмотров: 232

На днях президент страны объявил о закрытии программы по оздоровлению банков. Судя по его оценке, все государственные расходы не столько помогли банковской сфере страны оздоровиться, сколько позволили не утонуть. Теперь им предстоит выплывать самостоятельно. Впрочем, государство продолжит поддерживать ликвидность банков посредством прогона через БВУ средств для выдачи “льготных кредитов” на финансирование различных отраслей.

Во время совещания по итогам деятельности Нацбанка за 2017 год Нурсултан Назарбаев выступил с давно ожидавшимся заявлением: больше бюджетных денег банкам не выделять!

- Государство оказало беспрецедентную поддержку банковской системе, выделив более 3 триллионов тенге (более 9 миллиардов долларов), - заявил Назарбаев. - В то же время объем кредитов, выданных банками, не увеличился и составил к концу 2017 года 12,7 триллиона тенге. Доля неработающих кредитов составила 10%. В этом году программа Национального банка по оздоровлению банков, имеющих очень плохие показатели, будет закрыта.

Напомним, что 3 триллиона тенге - это “чистая помощь”. То есть сумма, которую затратили на открытую помощь. Так, например, в прошлом году Фонд проблемных кредитов выкупил плохих активов банков на сумму 2 триллиона тенге. К этому надо добавить случаи, когда государство входило в банковский капитал.

Косвенную же помощь банкам, которую с завидной периодичностью оказывает государство, никто не считал. А в эту помощь входит хранение денег компаний квазигосударственного сектора на счетах в определенных банках (дополнительная капитализация) и прогон через счета банков бюджетных денег, предназначенных для льготного кредитования. Например, льготное автокредитование, льготные кредиты для МСБ. И таких “льготных” очень и очень много миллионов и миллиардов. В переводе на обычный язык это означает, что государство выдавало банкам под очень низкий процент большие деньги, которые банки потом, с хорошей накруткой, в виде займов выдавали потребителям.

Это все позволяло держать банкам высокий уровень финансовой устойчивости для кредитования и получать неплохую прибыль.

Впрочем, у некоторых даже это не получилось. Как, например, у Qazkom, который после слияния с БТА хоть и получил огромную господдержку, но так и не смог устоять на ногах, в итоге его выкупил Halyk Bank. Но не весь, а лишь “здоровую часть”. Плохие активы, как известно, в прошлом году перешли в Фонд проблемных кредитов за те самые 2 триллиона тенге. (Теперь фонд, чтобы вернуть вложенные средства, должен либо продать эти активы любому желающему, либо так их оздоровить, чтобы они начали приносить прибыль и выплачивать задолженность.)

По мнению президента, в том, что банки не смогли с умом воспользоваться госпомощью, в любом случае виноваты акционеры, которые “руководили не эффективно, нарастили долги и не могут обеспечить вкладчикам выполнение своих обязательств”. С середины прошлого года президент не раз говорил, что акционеры должны взять всю ответственность на себя и “вложить свои собственные финансовые средства, чтобы вернуть те деньги, которые ранее они вывели оттуда”.

По сути, президент заявил об окончании прямой поддержки ликвидности банковской системы. Однако это не значит, что банки лишатся косвенной господдержки.

Например, через реализацию социальной инициативы президента по дешевой ипотеке - программе 7-20-25.

В интервью интернет-журналу Vlast председатель правления ForteBank Гурам Андроникашвили рассказал, как это выглядит: “Обычно это работает таким образом. Государство выделяет деньги коммерческим банкам условно под 3-4% годовых, а потом банк распределяет - конкретно в этой ситуации - под семь процентов годовых”. Три процента - конечно, не очень большая прибыль. Но оборотные средства весьма немаленькие.

Сегодня банки в стране выдают на ипотеку 70-80 миллиардов тенге кредитов в год. По ожиданиям зампреда Нацбанка РК Олега Смолякова, с запуском программы 7-20-25 эта сумма сможет возрасти на 30-40%. То есть оборот составит 100-120 миллиардов в год.

Если добавить к этому все другие виды господдержки кредитования экономики (например, через госпрограмму “Дорожная карта бизнеса-2020”, где банки выдают кредиты с субсидируемыми государством “льготными” ставками), то получается, что в целом оказание финпомощи банковскому сектору продолжится. Просто делаться это будет завуалированно или, как принято выражаться, по “цивилизованно рыночной схеме”.




Партнеры