Если в Алматы разрушают памятники, значит, это нужно торговым центрам и закусочным

Каждое время рождает свои символы, а также стили, храмы и смыслы

06.06.2018 в 06:11, просмотров: 299

История алматинской архитектуры содержит множество интересных эпизодов и сюжетов, когда власти принимали неожиданные решения по возведению тех или иных зданий на месте... уже стоявших здесь выдающихся архитектурных сооружений. И, к большому сожалению, эта история больше изобилует сюжетами об уничтожении прежнего архитектурного облика города.

Если в Алматы разрушают памятники, значит, это нужно торговым центрам и закусочным
Бывшее здание Госплана Казахской ССР. Здесь теперь отель и ТРЦ.

«Алатау» и McDonald’s... Что это было?

Мы уже рассказывали о том, как уничтожали постройки города Верного и на их месте возводили новые дома и административные здания. Причем зачастую здания именно уничтожали без особой на то надобности, потому как на их месте нередко возводили нечто абсолютно бездарное и недолговременное.

Всю архитектурную историю города можно назвать «многослойной», и слои эти складывались в разные эпохи, потом их уничтожали, и на их месте возникали новые. Поэтому о целостном архитектурном облике Алматы, даже его центра, говорить сегодня не приходится — он постоянно менялся и меняется. Причем с незавидной регулярностью и неизбежностью.

Мы уже неоднократно упоминали при этом имена архитекторов города, в том числе главных архитекторов — тех, кто, казалось бы, должен был стоять на страже этого оригинального облика, отстаивать его своеобразие и объяснять властям, каким он должен быть. Но об этих персонажах мы подробнее поговорим в наших будущих публикациях, а сегодня продолжим рассказ о том, какие здания города уничтожили совсем, по историческим меркам, недавно. Причем здания эти были для города знаковые и значимые, благодарная память о них будет еще долго жить в тех, кто родился и вырос в этом городе.

В 1960 году на нижней, северной стороне улицы Комсомольской (бывшей Гимназической), между улицами Карла Маркса (бывшей улицы Капальской, сейчас улица Кунаева) и Тулебаева (бывшей Сергиопольской) построили кинотеатр «Алатау».

Здание, как указывали в архитектурном его описании, было типовым, то есть в СССР такие возводили во многих городах. Архитекторами его были Евгений Дятлов и Игорь Попов. Зрительный зал первоначально вмещал 780 мест. И «Алатау» сразу же стал своеобразным киноцентром. Здесь проводили встречи с видными деятелями кино и театра. Совместно с Бюро пропаганды советского киноискусства организовали клуб «Юный друг кино», а также клубы патриотического, правового и атеистического воспитания. Естественно, с использованием киноматериала в качестве наглядных пособий.

С 1980 года «Алатау» стал «кинотеатром высшего разряда», и в том же году его посетили 890 900 зрителей. Это был тогда рекорд по посещаемости. «Алатау» значился вторым по своему значению кинотеатром в Алма-Ате после «Целинного», и в нем демонстрировали картины, входящие в программу Международного кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки, Московского кинофестиваля. Помимо этого популярностью пользовались тематические фестивали индийского, болгарского, украинского, белорусского, узбекского и югославского кино.

После развала СССР прежняя система советского кинопроката исчезла и для кинотеатров, в том числе и для «Алатау», наступили мрачные времена. Половину здания сдавали под бар и компьютерный клуб, а половину и вовсе закрыли. В 2013 году выяснили, что владельцы здания кинотеатра заложили его, в результате они не вернули заем, и залогодатель выставил его на продажу.

В 2014 году стало известно о том, что на месте «Алатау» будет стоять бургерная (сиречь по-русски — забегаловка) McDonald’s, и... здесь стоит обратить особое внимание на происходящее. Градостроительный совет Алматы одобрил это решение (!). И в октябре 2015 года «Алатау» исчез, уступив место «архитектурному» символу новой эпохи. Теперь здесь другой «клуб» и другие интересы.

Кинотеатр "Алатау". Теперь на его месте бургерная McDonald's.

Скажите, что мы бережем?!

Своеобразное отношение алматинских зодчих (особенно начальствующих) наблюдалось и в истории уничтожения еще одного архитектурного объекта в центре Алматы — здания бывшего Госплана Казахской ССР. Стояло оно по улице Богенбай батыра (бывшей Кирова, а до этого — Командирской) между улицами Желтоксан (до этого — Мира, а еще раньше — Иссык-Кульской). Возвели его в 1954 году по проекту архитекторов В. Крошина и В. Косова. Больше, собственно, об истории его возникновения ничего не известно.

Вся эпопея по уничтожению этого зда- ния также разворачивалась совсем недавно и была очень интересной хотя бы потому, что дом Госплана впервые попытались до- вольно активно защитить жители города, то есть алматинцы. Сформировали даже группу инициативных граждан города, пытавшихся убедить городские власти и архитекторов не уничтожать здание.

Наиболее же любопытным здесь было отношение к этой теме руководителя Управления архитектуры и градостроительства Алматы г-на Габита Садырбаева. Вот что он, в частности, сказал:

— По этому зданию, чтобы его непременно сохранить, я бы так не упирался. Вы помните его фасад. Его переделывали шесть раз. Каждый министр приходил и «вкладывал» в него свое архитектурное видение. Раньше оно было желтым, а сейчас это сине-зеленый базар. Скажите, что мы бережем? Там вверху стоят коринфские ордера, на третьем этаже — деревянная лепнина. Да там такого намешали! Этого вообще нельзя допускать! Для чего его беречь, если в нем нет единого архитектурного стиля?!

Эти слова, напомним, главного архитектора города, следовало бы увековечить в чем-нибудь нетленном, скажем, в граните, потому что они как нельзя более наглядно и образно характеризуют отношение к истории города именно тех, кто, казалось бы, призван эту историю беречь и сохранять.

Но, более того, г-н Садырбаев не просто выразил свое позитивное отношение к уничтожению памятника архитектуры (а здание Госплана именно таковым и было — пусть и разностилевым), выступил активным сторонником этого уничтожения, приводя в качестве аргументов, в частности, утверждение о том, что объект этот якобы «не отвечает нормам сейсмической безопасности и, согласно заключению Казахского научно-исследовательского и проектно-экспериментального института строительства и архитектуры (КазНИИСА), проведенному в 2014-м, находится в неудовлетворительном состоянии и дальнейшая эксплуатация здания в текущем виде несет риски».

В свою очередь, члены инициативной группы по спасению дома предъявили техническую документацию, свидетельствующую о том, что здание находится в полном порядке, а также государственный акт не так давно проведенной экспертизы, подтверждающий, что и износ здания, и его техническое состояние вполне соответствуют утвержденным нормативам. Но все оказалось тщетным. Бывший Госплан при полном попустительстве архитекторов уничтожили.

Мы будем помнить тебя всегда, 
наш Дворец пионеров

Было еще сравнительно недавно в городе и другое здание, которое, как некоторые считают, не отличались архитектурными изысками, но сыгравшее огромную роль в жизни тысяч алматинцев. Городской Дворец пионеров.

Открылся он в 1962 году на улице Калинина (бывшей Мещанской) между улицами Сейфуллина (прежде — улица Узбекская) и Сосновым парком (бывшим Приютским садом). Авторами проекта стала целая группа архитекторов и художников. Именно художников, потому что здание выглядело монументальным, строгим, но очень красивым (не согласимся со скептиками-эстетами) — настоящий дворец для детей.

И те, кто утверждает, будто оно не имело никакой архитектурной ценности, просто лукавят — это был настоящий храм для тех, кто хотел познать мир, а не торгово-развлекательный центр, и потому он выглядел соответственно. Как родной дом для юных созданий, приходивших сюда для познания мира и света. Извините уж за пафос, но он здесь вполне уместен. Таких зданий, которые становились бы настоящей вехой в жизни тысяч и тысяч людей, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Так вот, авторами проекта были архитектор Ким До Сен и монументалисты — Т. Досмагамбетов, Х. Рахимов, А. Тищенко, В. Шептанов, Ш. Валиханов. Как отмечали тогда, Дворец пионеров должен был отвечать своему названию как внешне, так и внутренне. «Чтобы даже через несколько поколений будущие пионеры, которым выпадет счастливый жребий жить при коммунизме, приходили и радовались тому, что начинали они свою научную и творческую карьеру именно в этом светлом доме». То есть строили основательно.

Четырехэтажный дворец с башенкой обсерватории на крыше, с просторными окнами, витражами и стеклянным павильоном летнего сада, где даже в самые снежные алматинские зимы кустилась свежая зелень и откуда доносилось пение.

Этот дворец стал знаковым в жизни множества юных горожан. В 1962 году в нем уже работали 36 кружков по самым различным направлениям. Это были музыка, изучение ботаники и биологии, филателия, изготовление авиа- и корабельных моделей, астрономия, история, химия. Были спортивные секции по баскетболу, футболу, плаванию, гандболу, гимнастике. Была великолепная секция по шахматам и шашкам, в том числе международным.

Занималось здесь около 2500 школьников. Бесплатно, в течение многих лет, в этом дворце обучали, увлекали знаниями, завораживали новыми открытиями поколения и поколения юных алматинцев. Здесь были Малая академия наук по семи направлениям знаний, юношеский университет литературы. Был свой ансамбль песни и пляски. Когда в 1982 году открыли новый городской дворец, в прежнем, на Калинина, действовали уже 230 кружков и секций, в которых занималось около 4000 тысяч детей и подростков.

Но вот в 2006-м «выяснилось», что здание это ветхое... То есть то, что строили на века, оказалось в наше время непрочным, и его нужно было уничтожить. Это стало первым, с позволения сказать, поводом для довольно широкого и доселе невиданного общественного протеста алматинцев, который, впрочем, остался безрезультатным. Дворец пионеров уничтожили, и опять же — при полном попустительстве архитекторов, отвечающих за исторический облик города.

Может, это планида такая, у Верного — Алма-Аты — Алматы с каждой новой эпохой избавляться от памяти прежней?



Партнеры