Почему автоворы в Казахстане остаются безнаказанными?

Что считать криминалом, а что - протестом против социальной несправедливости? Этот вопрос для некоторых граждан всегда был непростым

29.03.2018 в 05:33, просмотров: 436

Всем симпатичен "благородный грабитель" Робин Гуд. Благородный "меценат", который отдает бедным все то, что украл у богатых. Но можно ли сейчас, примерив на себя маску подобного персонажа, пытаться оправдывать противозаконные действия "справедливой" философией? Конечно же, нет. В какую бы обертку ни заворачивали процесс тайного хищения чужого имущества, он так и останется кражей.

Почему автоворы в Казахстане остаются безнаказанными?

Веселые и неподсудные

Недавно в Алматы произошла серия краж, в которых преступники вели прицельную «охоту» — вытаскивали из машин исключительно видеорегистраторы. Еще в середине февраля трое правонарушителей, двое парней и девушка за «одну ходку» обчистили три машины на территории подземного паркинга жилого комплекса на пересечении Толе би и Саина.

Как правило, такие стоянки всегда охраняемые, однако это для подобных персонажей не является преградой. Уже на следующий день после своей «первой ходки», они вернулись в тот же ЖК в поисках новой добычи. И вот тогда-то охранники все-таки поймали банду и передали полицейским.

К слову, работу этих воров нельзя было назвать изящной и профессиональной. Они попросту выбивали боковые окна в дорогих автомобилях и грубо выламывали авторегистраторы.

Да, поймали. Но… Уже через неделю эта же банда «засветилась» в другом ЖК. Тот же подчерк, те же лица. Да, многих поразил тот факт, что преступники, хоть и были в масках, пользовались ими крайне небрежно: уже на территории жилых комплексов, где реализовывали свою преступную деятельность, они неоднократно то снимали, то натягивали бафы, прикрывающие лица. То есть у полиции на руках оказались неопровержимые доказательства того, кто эти люди.

И все же в заточении эти «вскрыватели», по неизвестным причинам, долго не задерживаются. Ведь даже после повторного задержания вся компания вновь оказалась на свободе. Спрашивается, как такое возможно?

По мнению пострадавших, то есть владельцев ограбленных автомобилей, именно возраст преступников, а основным фигурантам 14-15 лет, является причиной, по которой полицейские якобы не дают делу хода.

Но может ли подростковый возраст стать препятствием для отказа в возбуждении дела о краже или ограблении?

Открываем Уголовный кодекс Республики Казахстан. И там черным по белому написано, что «В соответствии со ст. 80 УК РК за совершение уголовного правонарушения уголовная ответственность несовершеннолетних предусмотрена с 14 лет за такие преступления, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, хулиганство, кража…».

А это, в свою очередь, говорит о том, что смелых воришек можно было привлечь именно за кражу (УК РК, часть II, глава 6, ст. 175). К сведению, преступление в случае его совершения группой лиц по предварительному сговору наказывается «ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой».

Получается, что привлечь банду все-таки могли, но по каким-то причинам не стали этого делать. Возможно, тут дело не в том, что члены преступной группы еще слишком молоды, чтобы отвечать за свои поступки, а в наличии авторитетной «крыши», допустим, влиятельных родителей?

Такое предположение хоть как-то оправдывает их дерзкое поведение. Ведь когда нарушители пошли на «дело» в очередной раз, они совсем не боялись камер, а наоборот — позировали перед «всевидящим оком». В одном из эпизодов налетчик с незакрытым лицом вытянул руку, показав на камеру нехитрый жест с вытянутым средним пальцем.

Получается, мажоры? А все их похождения — развлечение?

Воровство как болезнь или как… искусство

Можно было предположить, что у участников той кражи есть психологические отклонения, например, клептомания — она уже давно известна человечеству, и впервые ее описали французские ученые еще в 1816 году.

По одной из версий, это болезнь, психологическое расстройство, вызывающее непреодолимое влечение к совершению кражи вещей, которые человеку даже не нужны. Как правило, у клептомана нет каких-то предпочтений, ему важно совершить это действие. Здесь же налицо совершенно другие признаки: холодный расчет, конкретная цель и чувство безнаказанности. Что тогда? Быть может, это новое веяние шоплифтинга? Не исключено.

Согласно статистическим данным, в мире каждые пять секунд совершается одна кража в розничной сети. И среди этих краж есть кражи «модные». Причем крадут не только студенты, но и знаменитости, жены олигархов, при этом, не допуская применения к своим действиям грубого слова «воровство», называя себя гламурно — шоплифтерами. Ранее внимание этих воришек с мелодичным названием было направленно исключительно на магазины — воровали то, что плохо лежит на прилавках гипермаркетов. А пришла эта «культура» получения всевозможных благ из Америки.

И если в прошлом столетии (в США шоплифтинг получил развитие уже в 50-х годах) воровали лишь для того, чтобы не платить, то теперь у движения сформировалась даже собственная философия.

Его представители оправдывают свои действия тем, что берут лишь то, что им принадлежит. Как правило, в стоимость всех товаров, которые мы ежедневно видим на витринах супермаркетов и магазинов, включена наценка — примерно три процента. Эта сумма в теории покрывает убытки от порчи товара или его кражи. То есть, покупая бутылку вина за 2000 тенге, примерно 60 тенге приходится оплачивать за соседа по очереди, который стащил пачку презервативов. Должны ли мы платить? Покупателя никто не спрашивает, и эти траты уже заложены в тот ценник, который висит на товаре.

Как раз с этой постановкой вопроса шоплифтеры и не согласны. И поскольку от этой наценки отказаться невозможно, они «выравнивают» сумму купленных и полученных на халяву товаров.

В интернете можно найти множество сайтов и сообществ, где шоплифтеры со всего мира, включая страны СНГ, хвастаются своей «добычей», размещая фотографии награбленного. На этих же ресурсах можно найти не только, скажем так, отчеты о проделанной работе, но и множество практических советов.

Также всем желающим предоставляется возможность купить специальные технические средства, позволяющие упростить процесс воровства. Причем высокотехнологичные. Например, раньше, чтобы пронести товар через рамку и при этом он не активировал звуковую сигнализацию, его заворачивали в пищевую фольгу. Сейчас же этот способ считается устаревшим и неэффективным. Вместо фольги начали использовать радиоткань из никель-ванадия — модно, стильно и практично. Ею обшивают кокетку (внутренняя часть сумки), и после все, что в ней лежит, можно вынести без опасения, что сигнализация сработает.

Во всяком случае, так описывают ее действие в Сети. Также есть всевозможные магниты, позволяющие снять с товара клипсы, и «рабочие инструменты», упрощающие жизнь шоплифтера.

Все эти причиндалы можно найти в открытой продаже, однако на этом же сайте его владельцы предупреждают, причем в юмористичной форме — не воруй!

«У наших товаров много предназначений. Скажем, все магнитные съемники можно использовать для прикрепления стикеров на холодильник. Игла для «Супертаг» прекрасно подойдет для ковыряния в носу, а тканью можно экранировать голову, сшив шапочку, чтобы мозг не облучался радиоволнами. Это к примеру. Все остальное — ваша фантазия», — оповещают авторы интернет-ресурса.

«Сворую за полцены товара»

Но есть и особая категория шоплифтеров, которые работают под заказ. Правда, имеют ли они право таковыми называться — вопрос! И все же на их аккаунтах можно найти объявление: «Вынесем за 50 процентов стоимости».

Возможно, именно из этой категории алматинские воришки, им наскучило таскать с маркетов чипсы, и они переключились на более ликвидный товар — видеорегистраторы. Только много ли можно с этого заработать?

Мы изучили рынок Алматы, и самый доступный вариант видеорегистратора составил 15 тысяч тенге. Но ведь в элитный внедорожник такой не поставишь, а именно на такие машины и охотилась эта троица. То есть в расчет смело можно брать средний ценовой сегмент, а это 50-70 тысяч тенге за штуку. Если учесть, что за один «рейс» они срывали по три таких регистратора, то их доход составил 150 тысяч тенге — это ровно половина от реальной стоимости. Неужели дело того стоит?

Скорее это частный случай, у которого еще будет яркое заключение.

Вот что действительно настораживает, так это другая тенденция, перебравшаяся в Казахстан из России, — кража деталей автомобилей. Раньше казахстанские автоворы профилировались исключительно на боковых зеркалах заднего вида. Но со временем этот товар потерял ликвидность, поскольку на рынке появились дешевые китайские копии. Да и сами владельцы начали перестраховываться, устанавливая специальные скобы, не позволяющие снять зеркало, не разбив его. Воровать колеса также стало не модно.

Сегодня в топе воруемых деталей фары. Понятно, что страдают от этих любителей легкой наживы не старые Pajero, а Porsche и Touareg. Вопрос не в презентабельности марки. Дело в том, что для того, чтобы снять фару с Pajero-II, нужно затратить от 20 до 40 минут и это при условии, что есть доступ в подкапотное пространство. А с Porsche можно стянуть головную оптику всего за полторы-две минуты, причем, даже не открывая машину.

Дальше запчасти отправляются на авторазбор, и потом доказать происхождение оптики практически нереально. Как правило, у всех продавцов подержанных деталей одна легенда — запчасти из Европы или Японии, и точка. Передние фары двух немецких внедорожников Porsche Cayenne и Volkswagen Touareg сформировали отдельный сегмент черного рынка запчастей. Снимаются легко, стоят дорого: в Алматы цены варьируются от 150 до 300 тысяч тенге за одну фару — это «вторичка».

Появился спрос и на прочие внешние элементы кузова, такие как накладки на бамперы, решетки радиатора, противотуманные фары. Таким образом, водитель дорогостоящего авто, желающий сэкономить на платной стоянке, может «расплатиться» запчастями. Правда, как показал опыт воров авторегистраторов, и стоянки не панацея, обчистить могут и на них.

На самом деле, не так важно, каким методом «обнесут» человека, остается открытым главный вопрос: «Как оградить себя от этих робинов и «благородных воров»?