Архитектуру старого Алматы рушили поэтапно

Не только землетрясения и горные сели уничтожали южную столицу страны. Этим активно занимались и те, кто должен ее охранять

29.03.2018 в 05:30, просмотров: 350

Во всех описаниях и исследованиях архитектуры города Верного (Алма-Аты, Алматы) говорится, что складывалась она, несмотря на очень короткую его историю, как бы в несколько этапов. И так уж сложилась судьба этого уникального города, что уничтожалась его архитектура также поэтапно.

Архитектуру старого Алматы рушили поэтапно
Татарская мечеть, из которой сделали клуб национальных меньшинств и потом разрушили в 60-е годы XX века

Когда камня не осталось на камне

Был ли у старого Верного свой архитектурный стиль? Конечно, был. До 1887 года это был город с многочисленными каменными зданиями, причем некоторые из них уже тогда впечатляли современников. Но этот, 1887-й, стал в некоторой степени роковым. Произошло страшное землетрясение, описанное в многочисленных письменных источниках. Оно полностью изменило концепцию застройки Верного, который становился уже не каменным, а деревянным и малоэтажным.

Историки сообщают, что во время землетрясения 1887 года в Верном и его окрестностях погибли 329 человек, из которых 118 дети. Всего же в Верном тогда проживали 30 тысяч человек. В горах под обвалами, по неполным данным, погибли 154 человека. Общее число раненых не установили. Известно лишь, что врачебную помощь получили 363 человека. Не уцелело ни одного кирпичного здания. Однако деревянные дома пострадали в меньшей степени.

Поэтому после катаклизма 1887 года в Верном и других населенных пунктах Семиреченской области ввели новые строительные нормы и запретили строить из камня. Через несколько лет в Верном в память о жертвах землетрясения 1887 года соорудили Знаменскую часовню. Его спроектировал Павел Гурдэ, росписи выполнил художник Николай Хлудов. Строили на пожертвования. Среди жертвователей и купец Михаил Аликин. 28 мая 1887 года стихия унесла жизнь его 4-летнего сына…

В часовне были росписи и витражи трагических событий, портреты героев-спасателей и жертвователей, мемориальные доски и иконы, пейзажи разрушенного стихией города. Ежегодно к часовне совершался крестный ход. В эти 20-е годы прошлого века начался как бы первый этап уничтожения прежних памятников и достопримечательностей Верного, и одной из первых жертв этого этапа как раз и стала Знаменская часовня.

И таких архитектурных жертв было множество, упомянем еще одно выдающееся здание города — главную городскую мечеть. Как указывали летописцы Верного, в самом городе (не в Татарской слободе) самой крупной была мечеть номер 4 Оренбургского магометанского собрания вместе с медресе (училищем) на углу улиц Лепсинской (проспект Назарбаева) и Торговой (Жибек жолы) близ Малого базара.

С башенным минаретом татарского стиля она так и называлась «Исхакия». До недавнего времени считалось, что она построена богатым купцом Исхаком Габдулвалиевым, но последние изыскания краеведа А. Воронова говорят, что она выстроена в складчину верующими всего края. В 30-е годы XX столетия в ней открыли театр национальных меньшинств, а затем — кинотеатр «Восток». Здание снесено в 60-е годы XX века.

Церковь детского приюта и синематограф

В 1883 году начался сбор средств на строительство в городе Верном детского сиротского приюта. Две трети средств необходимых денег поступили по подписке от частных жертвователей к 1891 году. Архитектор города Верного Павел Гурдэ составил планы и сметы для постройки этого здания, причем безвозмездно. Землю под строительство выделила бесплатно городская дума.

Здание приюта, а также Храм благоверного Александра Невского и равноспасительной Марии Магдалины при нем построили к 20 июля 1892 года. На фотографии, размещенной на этой странице, купола храма хорошо видны. Церковь детского приюта была деревянный, с восьмигранным куполом, освещенными окнами и находилась в середине здания и от жилья обитателей отделялась коридором.

Во время землетрясения в 1910 года здание разрушилось, но его восстановили в числе первых. Когда Алма-Ата стала столицей Казахской Автономной ССР в 1929 году, купола церковные сразу же снесли. Но основное здание сохранилось, теперь с нем медучилище. Сохранился и Сосновый парк — крохотный скверик, посаженный когда-то воспитанниками верненского сиротского приюта. Все это расположено сейчас в районе пересечения улиц Кабанбай батыра и Наурызбай батыра.

А вот это уникальное и по архитектуре, и по назначению здание ранее значилось гостиницей купца Прохорова. Здание находилось на пересечении нынешних улиц Пушкина и Гоголя, и, по преданию, в 20-х годах прошлого века его подожгли и оно сгорело. Но строили его из тянь-шаньской ели, отделано оно было резными наличниками, изразцами и другими украшениями.

По разным источникам, в этом здании в 1911 году стал работать первый в Верном настоящий синематограф, и назывался он тогда «Электротеатром XX век». По описаниям современников, здание кинотеатра практически ничем не уступало аналогичным культурным учреждениям Москвы и Петербурга. У него имелась даже своя небольшая электростанция в 14 лошадиных сил английской системы «Петтер». Залы вмещали несколько десятков человек, а в фойе находился музыкальный автомат.

Жители Верного смотрели на экранах такие кинохиты, как «Сонька — золотая ручка», «Титаник, или Перед лицом смерти», серию приключенческих лент «Макс Линдер». Особой популярностью у зрителей пользовалась кинохроника, в которой они могли увидеть события, происходившие в мире.

Один из первых кинотеатров города - "Электротеатр XX век", здание пострадало от пожара, но восстанавливать его не стали и снесли полностью.

«…Доверено людям, далеко стоящим от архитектуры»

Это лишь несколько примеров уничтоженных или погибших архитектурных уникумов Верного. Вопрос о том, представляли ли они ценность для города, нам кажется излишним и странным.

Живая связь поколений со временем истончается и неминуемо исчезает, если не остается подлинных свидетелей той, давно ушедшей эпохи или конкретного исторического события. На пальцах рассказывать детям или иностранным туристам о том, что такое город Верный, гораздо сложнее, нежели прогуляться с ними между старинными домами XIX и начала XX веков, заглядывая внутрь и повествуя о короткой, но славной истории центра этого края.

Архитектура — это летопись нашей истории, фиксирующая в камне и монументальной живописи ее важнейшие страницы, реконструирующая пространство отдельной эпохи. Как жили люди в то время, чем дорожили, чем старались окружить себя, что считали важным? Каждый город, благодаря сохранившейся исторической застройке, имеет свое лицо, на котором (как на лице человека) отразились и продолжают отражаться главные события и плавно протекающие исторические процессы. Это всегда интересно.

Но кто, так сказать, по долгу службы и по призванию обязан сохранять это лицо? Кто должен поистине трепетно относиться к тем останкам былого архитектурного богатства, которые на этом быстро меняющемся лице еще сохранились? Конечно, граждане города — это естественно, но есть еще и должностные персоны, а именно, главные городские архитекторы, да и просто архитекторы, или даже студенты соответствующих факультетов — зодчие, одним словом.

Мы уже упоминали здесь славные имена Андрея и Михаила Зенковых, Павла Гурдэ, которые, будучи главными архитекторами Верного и Алма-Аты, оставили после себя настоящие памятники в виде исторических общественных и жилых зданий, церквей, музеев. А кто же должен был блюсти самобытность и уникальность облика нашего города после них?

Это отдельная тема нашего небольшого исследования о том, каким был город и каким он становится, и тема эта будет нами освещаться и в дальнейшем. Пока лишь приведем небольшой отрывок из газеты «Казахстанская правда» от 6 июня 1938 года, подписанный именами двух архитекторов А. Гальцевой и П. Тимохина: «Казгоспроект и архитектурная мастерская Алма-Атинского горсовета обладают неплохими кадрами архитекторов и планировщиков. Большинство их — молодежь, недавно окончившая высшие учебные заведения, которой многому еще нужно учиться, но которая буквально варится в собственном соку. Ловкие дельцы, беспринципные работники «осваивают» архитектуру по «Алма-Атинскому стандарту» — с обязательными портиками и колоннами. Получить же настоящее, авторитетное руководство не у кого. В проектных организациях города нет высококвалифицированных руководителей архитектурных групп. Проектирование здесь доверено людям, далеко стоящим от архитектуры».

Так это было или нет, сегодня нам спустя 80 лет судить сложно. Но о том, какие архитекторы сегодня и совсем недавно вершат и вершили судьбу исторических памятников Алматы, мы знаем. Но об этом в следующих публикациях.



Партнеры