Алматы лишили еще трех памятников истории и культуры города

Любая городская администрация прежде всего начинает "войну" с историческими зданиями, которых в Алматы изначально немного

Руководящие городом чиновники предложили исключить из списка памятников истории и культуры три объекта: старое здание аэропорта, здание бывшей гостиницы "Иссык" и сакский курган в районе перекрестка улиц Жандосова - Тажибаевой.

Любая городская администрация прежде всего начинает "войну" с историческими зданиями, которых в Алматы изначально немного

Что бы еще снести и уничтожить?

В последнее время уж больно часто стали появляться сообщения о намерениях отцов города снести какую-нибудь очередную «старую рухлядь». И то, что эта «рухлядь» часто представляет собой историческую или культурную ценность для города, даже не рассматривается. Особенно на фоне перспективы появления на ее месте сверкающего тонированными стеклами очередного большого гипермаркета или отеля в несколько этажей.

«Ну сколько можно? — вопрошают горожане, которым площадкой для выражения мнений стали социальные сети. — Вначале исключат, а потом снесут! Решили продать землю под всеми историческими зданиями! Скоро от старой доброй Алма-Аты вообще ничего не останется!»

На самом деле, если вспомнить, сколько старых, но еще весьма прочных строений уничтожили за непродолжительное время чиновники-градостроители, можно подумать, что объявили войну памятникам истории. Подобно руководителям одной бывшей советской республики. Но если там варварски и неистово рвут с прошлым из сугубо идеологических соображений, то нашим градоначальником наверняка движут несколько иные цели. Злые языки опять говорят о совсем других мотивах, скорее об «экономических».

Однако предположения о том, что кто-то на этом «греет руки», яростно опровергаются официальными лицами. Ну кто бы сомневался? Разве можно допускать хоть какие-то, даже маломальские сомнения в том, что никакой связи между сносом исторических зданий и чьими-то корыстными интересами нет и быть не может в принципе? Что вы! Просто идет осовременивание города. Железо куется, пока горячо. А то ведь мало ли чего может произойти, например, завтра. Говорят-то всякое — то кардинальные изменения ожидаются «после универсиады», то «после ЭКСПО», то после первого полугодия.

Рухлядь — это не то, что вы думаете

Но почему-то в голову приходит мысль о том, что этой самой рухляди, причем полуразвалившейся и больше представляющей опасность, нежели какую-то ценность, в городе видимо-невидимо. В особенности, в так называемых нижних районах города. И в ней, в этой реальной рухляди, живут люди. В постоянном страхе не проснуться утром из-за того, что на них ночью рухнет крыша. Почему бы там все не снести и не построить горожанам, забота о которых — первейшая задача градоначальника, новое жилье?

Вопрос этот, понятное дело, из разряда риторических. Жизнь людей в современных рыночных реалиях стоит не дороже развалин, в которых они прозябают.

Помнится, в прошлом году, когда весенние паводки подтопили сотни придомовых участков алматинских окраин, жители обратились за помощью в ликвидации последствий к местным властям. На что получили вполне ожидаемый ответ, что никакой помощи не будет. Потому как официально о чрезвычайной ситуации не объявляли.

Сейчас, кстати, ситуация повторяется. И все остается предсказуемо по-прежнему. Жители неблагополучных районов сами решают свои проблемы. Таскают землю, укрепляют валы камнями и дежурят по очереди на опасных участках. Глядишь, так и спасутся.

И вообще, что вы лезете со своими паводками, когда у властей есть гораздо более важные вопросы? Такие как спасение города от рухляди, например. Там — коммунальный вопрос, а тут — экономическая необходимость. Или концепция развития, если хотите. И претензии по поводу появления весенних ям на дорогах тоже не предъявляйте. Это абсолютно разумное явление, повышающее мастерство вождения автомобилистов.

«Кризис в стране, — говорят чиновники. — Разве вы не знаете?»

Ну, конечно же, знаем. Более того, знаем и то, что для борьбы с ним экономика требует интенсивного и повсеместного строительства торгово-развлекательных центров. Произнесения на их открытиях торжественных речей об успехах в развитии родного города. О том, что, несмотря ни на какие экономические потрясения, в любом его ресторане можно отобедать за 500 тенге. И что не стоит ныть по поводу всего лишь сноса очередной ветхой постройки прошлого века.

Кстати, на вопросы возмущенных подобными инициативами горожан уже распространяется ответ, что делают это из-за того, что нынешние владельцы подлежащих сносу зданий не вкладывают средства в реставрацию и поддержку их в надлежащем состоянии. Вследствие чего они разрушаются.

А в качестве примера приводится недавно снесенное бывшее здание Госплана на пересечении улиц Желтоксан и Богенбай батыра. В общем, будьте уверены, что появившийся на его месте очередной современный монстр — это не первая и не последняя пупырчатая высотка, нагло втиснувшаяся и прыщем торчащая из кварталов исторической застройки.

Много ли выиграл или приобрел прекрасный город, когда снесли старейший наш кинотеатр «Алатау» и на его месте возник столь «органичный» для Алматы фастфуд? Много ли он выиграет, когда такая же судьба постигнет другой старейший кинотеатр – «Целинный», который вот уже более года не работает?

Наши дети, вернувшись из путешествий в другие, цивилизованные города, спрашивают нас: «Где у нас есть старинные здания?». Мы им отвечаем, что когда-то такие были и у нас в Алматы, но кто-то решил, что они не нужны, и теперь на их месте продают бургеры и пепси-колу...

Короче, любовь к модерну у нас вспыхнула совсем недавно, а потому она пылкая. И ждать, что она пройдет в ближайшие годы, не приходится. Поскольку любовь эта сопровождается не безумной страстью, а холодным и прагматичным расчетом. Связанная с триумфальным шествием реформ, что, по версии властей и официальных лиц, весьма и весьма очевидно.

«Так чем же все это вызвано? — вопрошают горожане на виртуальных форумах. И сами же отвечают: тем, что сейчас самый популярный бизнес — это сдача помещений в аренду. Неважно каких — жилых, офисных, складских или торговых. Тем более что в Алматы спрос на недвижимость был всегда. Даже в ужасные 90-е. Когда в других городах помещения уже не продавали и попросту растаскивали на кирпичи, в южной столице рынок недвижимости держался на высоком уровне.

Город был в тренде всегда. И именно сюда бежали коммерческие структуры из неблагополучных и утопавших в волнах кризиса регионов. Не говоря уже о нынешних временах, когда сколько ни строй, все расхватывают. Вот и стараются теперешние власти в поте лица, убивая этим двух зайцев с выстрела: во-первых, получаются красивые цифры для доклада наверх; во-вторых, получается все остальное.

Городская культура —это кому-нибудь нужно?

Однако народу, судя по количеству постов в социальных сетях, это все не по душе. Оно и понятно. Ведь война с историческими памятниками и их уничтожение в каких бы то ни было целях — это отвратное явление, свидетельствующее о глубокой нравственно-культурной и духовной деградации. И, поскольку общество это не приемлет, речь в этом случае может идти о власти, допускающей или даже инициирующей это.

И, как бы пафосно это ни звучало, под соусом осовременивания города происходят вытравливание, извращение и переформатирование народной памяти, истории, культурных традиций определенно в угоду чьим-то интересам. Напомним, что бойкая торговля землей в престижных районах города началась еще при Храпунове, которого сегодня обвиняют едва ли не во всех грехах.

Но то — дела давно минувших дней, хотя и имеющие, по всей видимости, продолжение и в наше время. Сегодня спасение исторических зданий Алматы становится темой актуальной и насущной. Красивейший еще недавно город. Чистый, ухоженный, зеленый, любовно подметенный, заботливо и грамотно отстроенный, воспетый поэтами и певцами и... изуродованный точечной коммерческой застройкой в последние десятилетия.

Впрочем, нужно ли об этом рассказывать? Те, кто помнит, знает, ценит и любит Алма-Ату, продолжают это делать и без нас. А те, кто дает добро на вырубку яблоневых садов, вековых деревьев в парках и скверах, строительство новых жилых высоток на пространствах, заботливо оставленных прежними архитекторами на случай сейсмической опасности, и называют все это развитием города, все равно нас не поймут.

Теперь все по-другому. Если вам тяжело дышать от того, что на пути воздушного потока, приходящего со стороны гор, возникла высокая стена из тонированного стекла и дешевого китайского бетона, не дающая прогонять возросшие в сотни раз массы смога дальше в степь, просто завесьте окна мокрыми тряпками подходящей конфигурации, наденьте марлевые маски или противогазы. А затем расслабьтесь и постарайтесь получить удовольствие. Поскольку выбора у вас все равно нет. Это город так развивается по велению времени.

Тем временем наши отучившиеся за границей управленцы приглашают за бешеные деньги иностранных архитекторов для обустройства пешеходных зон, стремясь поспеть за цивилизованным миром, на самом деле безнадежно от него отстают.

И тут тоже возникает резонный, на наш взгляд, вопрос: зачем все эти годы нужно было посылать молодежь учиться за границу, если все равно приходится выписывать зарубежных специалистов? Где они — наши инженеры, архитекторы и прочие дизайнеры, имеющие дипломы европейских и американских университетов?

И почему руководители нашего прекрасного города, кстати, тоже отучившиеся за бугром, говорящие на нескольких языках и все такое, не знают, что сохранение исторических и культурных памятников, а также первозданной природы — это уже давно мировой мейнстрим. Везде, где хотят сохранить наследие и помнить о своем прошлом, сейчас о нем и заботятся. Сохраняют непрерывной нить бытия даже в материальном измерении.

Вот только самые известные примеры. Некогда во Франции рыцарские замки на Луаре власти, не имея достаточно средств на их реставрацию, передали собственникам. А затем в складчину с ними реставрировали их, привели в порядок и владеют ими на паях, открыв сооружения, являющиеся исторической ценностью, туристам.

В Чехии в знаменитом замке в Чески-Крумлове, в котором побывали и многие наши соотечественники, потомки князей Шварценбергов живут и сейчас. Но и туристы могут свободно любоваться красотами замка, построенного несколько веков назад в стиле венского барокко.

В Китае, в Пекине, в последнее время стремительно модернизирующем свое городское хозяйство, снося ветхое жилье, городские власти решили сохранить, реставрировать и заново обжить так называемые «хутуны» — городские малоэтажные кварталы, где обитала в основном беднота. Более того, если раньше их безжалостно сносили, то теперь начали восстанавливать и продавать богатым горожанам. И сегодня в этих кварталах квартиры по цене одни из самых дорогих.

И подобные примеры можно приводить долго.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру