Участие в ЕАЭС вызвало в Казахстане рост цен на импортные медикаменты на 500%

07.02.2018 в 13:35, просмотров: 3650

Депутат Мажилиса Парламента РК Гульнара Бижанова обратилась с депутатским запросом к премьер-министру Казахстана, в котором озвучила серьезные проблемы ценообразования, возникающие из-за «параллельного импорта», передает Zakon.kz.

Она напомнила, что с 2015 года Казахстан в связи с заключением Договора о ЕАЭС и гармонизацией национального законодательства перешел на применение регионального принципа, то есть ввел запрет на «параллельный импорт».

Защищенность рынка от несанкционированного правообладателем импорта предполагало повышение инвестиционной привлекательности для создания правообладателями рабочих мест и размещения производства.

Однако, как показал проведенный анализ цен на ряд импортных товаров, пользующихся массовым спросом населения страны, данный запрет привел к завышению цен на 200-500%. Это касается в первую очередь импортируемых автозапчастей и медикаментов.

«Компания Toyota Motor Corporation как один из правообладателей, открыла сеть дилерских центров на территории Казахстана. В то же время обслуживание казахстанцев в этих дилерских центрах, обходится в круглую сумму и не имеет альтернативного конкурентного выбора. Владельцы товарного знака беспрепятственно могут повышать цены на автозапчасти. Сравнительный анализ ценовой линейки запчастей в дилерских центрах и независимых импортеров показывает разницу от 200 до 500 %», - проинформировала парламентарий.

Как она отметила, аналогичная ситуация складывается в фармацевтической отрасли.

«К примеру, лекарство для лечения онкобольных «Фазладекс» в розничной продаже в аптечной сети Турции стоит в казахстанской валюте 61 982 тенге (около $200). Но в Казахстан его завести уже нельзя. Действует региональный принцип исчерпания прав. При его закупе «СК-Фармация» вынуждено соглашаться с установленной ценой 205 275 тенге ($630), а в розничной продаже этот препарат стоит уже 298 996 тенге ($925). Итого превышение стоимости составляет 482%. И это лишь единичный случай. В целом сравнительный анализ цен по фармацевтическим препаратам показывает разницу до 550%», - уточнила депутат.

По ее данным, производители, владельцы товарных знаков, могут устанавливать цену для Казахстана значительно выше, чем другим странам, отказать в ее снижении и даже в поставке в Казахстан.

«В связи с чем, единый дистрибьютор ТОО «СК Фармация» даже при необходимости не может закупить на рынках в других странах необходимые медикаменты, так как сразу станет нарушителем действующих правил. Аналогичное положение и по другим видам товаров - медицинского оборудования, одежды, косметики, обуви и другое», - указала Г. Бижанова.

При этом она отметила, что в настоящее время Протокол Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2016 года позволяет странам участницам для отдельных видов товаров установление изъятий из регионального принципа исчерпания исключительных прав на товарный знак.

«Для этого стране - инициатору подобного изъятия необходимо доказать, что конкретные виды товаров недоступны на внутреннем рынке Союза, доступны в недостаточном количестве, по завышенным ценам, а также в иных случаях, исходя из экономических интересов государств-членов Союза. Примеров такой ситуации, аналитических данных по внутреннему рынку предостаточно, однако решения вопроса в виде предложений по изъятиям в Евразийскую экономическую комиссию от Казахстана до сих не представлено. А нужны ли нам такие правила игры, которые ущемляют национальные и экономические интересы нашей страны и граждан?» - задается вопросом депутат.

Депутат призвала к скорейшему принятию решения Правительством РК по определению позиции страны в вопросе «параллельного импорта» в ЕАЭС.