Коммунальные службы Казахстана знали о грядущих морозах, но не были к ним готовы

Настала пора переосмыслить не только состояние наших теплоцентралей, но и наше отношение друг к другу

Сибирский антициклон прошелся ледяной метлой по всему Казахстану. И это не новость — хотя бы потому, что его ждали… Но создается впечатление, что ждали его почти все, кроме тех, кто отвечает у нас за коммунальное хозяйство.

Настала пора переосмыслить не только состояние наших теплоцентралей, но и наше отношение друг к другу

Неожиданный эффект низких температур

Южане, сейчас речь идет о тех казахстанцах, которые проживают от широты озера Балхаш, привыкли к относительно мягкой зиме. Ведь чаще всего на большей части этой территории главенствуют влажные умеренные воздушные массы атлантического происхождения, которые приносят летом прохладу, а зимой — оттепели. Но картина может резко измениться, если на территорию степей вторгаются арктические воздушные массы — они-то являются причиной резкого похолодания.

И если в Астане минус 30 воспринимается как данность, то в Алматинской области такие показатели считаются практически аномальными. И как бы люди ни ругали синоптиков за их ошибки и просчеты, но в этот раз выводы специалистов оправдались, пожалуй, даже с лихвой. Наступление холодов, которые накрыли Казахстан в конце января, не было внезапным. Казалось бы, их ждали, к ним готовились, но на деле вышло, что реалии оказались гораздо суровее, чем предполагалось.

И все же антициклон не разом накрыл всю страну, а медленно опускался с северной его части к югу. Сначала вся страна наблюдала за тем, как заметало Астану и людей в буквальном смысле сметало с ног, и лишь потом суровый холод спустился вниз по глобусу.

Но даже до этого момента многие казахстанцы стали очевидцами того, какими людям быть никак нельзя. Как оказалось, холод способен заморозить человека не только в физическом, но и в моральном плане — у некоторых жителей столицы напрочь отморозило чувство сострадания, а вот желание поживиться наоборот проснулось. Мобильные «репортеры» снимали на смартфоны то, как людей с ног сбивает порывистый ветер, только вот им почему-то в голову не пришло, что вместо этого можно было протянуть руку помощи.

Отличились таксисты и «эвакуаторщики», взвинтившие цены в два-два с половиной раза. На почасовую оплату перешли автомойки — практически только там можно было отогреть автомобиль.

А потом морозы добрались до Алматы, и… понеслось. Уже на следующий день не смогли завестись почти все дизельные автомобили, а еще через пару дней «окоченела» треть (а по некоторым данным, и половина) машин с бензиновыми двигателями.

К слову, еще когда в Акмолинской области на трассах страны начали замерзать дизели, министр энергетики Канат Бозумбаев призвал водителей не экономить на хорошем и качественном дизтопливе и заливать его согласно сезону. Цены на обычное дизтопливо в Казахстане и без того находятся на невероятно высоком уровне, а так называемая «зимняя» солярка, которую министр и призывал использовать, стоит дороже 95-го, да и самого дорогого в плане технологии производства АИ-98. Цена на такой дизель колеблется в пределах 210-225 тенге за литр.

Люди приняли совет во внимание, заправились… Увы, не помогло — не завелись и с «драгоценным» топливом. Быть может, местное «зимнее» топливо рассчитано именно на «мягкую» зиму? Хотя нет, видимо, машина в ненадлежащем состоянии или проблема еще в чем-то, но точно не в топливе. Ведь так?

Как бы то ни было, но к концу недели город оказался практически пуст — мороз в два дня победил пробки, с которыми городские власти усердно и безуспешно борются несколько лет. Замерзли даже паркоматы Алматыпаркинга, что, собственно, порадовало тех водителей, которые все же сумели завести свои автомобили.

Но еще больше радовались школьники, ведь учащимся с 1-го по 9-й классы отменили занятия. Такого, чтобы в Алматы из-за непогоды отменяли уроки, не было несколько десятков лет. Во всяком случае четких воспоминаний и точных дат не смог назвать ни один из опрошенных респондентов. Другими словами, хоть кому-то минувший мороз оказался в радость.

Нам без газа никуда

Увы, но людей, нашедших в наступивших холодах позитивные моменты, оказалось не так много, и на то были веские основания. Ведь одно дело — прогулять школу или срубить капусты с замерзающих у обочины и совершенно другое — приехать в замороженный дом.

В период заморозков, накрывших Алматы, на пульт экстренной службы «112» посыпались многочисленные жалобы в адрес коммунальщиков. Самим газовщикам, а именно на номер «104», было невозможно дозвониться. Мы также пробовали пробиться к «владыкам» голубого топлива, но безуспешно. Живой человеческий голос раздался лишь по номеру экстренных служб, диспетчер сообщил, что «…мы и сами до них не можем дозвониться сразу, но все для этого делаем. Очень много звонков, они не успевают отвечать, аварий по городу много. Набирайте с нескольких номеров, чтобы был шанс дозвониться».

О том, что происходило в многоэтажных домах, мы расскажем чуть позже, сейчас приведем пару примеров того, что происходило в частном секторе.

Во многих частных домах давление газа было настолько символичным, что его можно было считать практически отсутствующим. Как рассказали «МК» жители Медеуского района, проживающие по улице Байтасова: «Дело тут даже не в том, что тот же суп приходится варить 3-4 часа, хотя и это неправильно. А в том, что температура в доме от этого зависит напрямую».

В отличие от многоэтажных домов частный сектор не подключен к системе городского отопления, то есть в каждом доме установлена стационарная газовая печь (а это в 96 процентах случаев, оставшиеся четыре процента отапливают дома твердым топливом). И если давление газа сильно падает, то батареи в доме остывают гораздо быстрее, чем удается дозвониться до газовщиков.

Как следствие, многие жители, пытаясь хоть как-то согреться, подключали электрические обогреватели. Причем в некоторых случаях приходилось устанавливать по несколько энергоемких агрегатов. Возможно, вследствие этого и не было бы трагедий, но отнюдь не весь частный сектор — это элитные и современные коттеджи. Многие из домов относятся к постройкам 50-70-х годов, в которых проложена старая электропроводка.

Увы, некоторые из них попросту не выдерживали перегрузки, вызванной повышенным потреблением энергии обогревателями, в результате чего возникали пожары. Согласно данным, предоставленным ДЧС по городу Алматы, только в период с 24 по 30 января служба пожаротушения Алматы произвела 58 выездов. На 15 из них локализовали и ликвидировали пожары, остальные не подходят под квалификацию пожара. Сюда относятся короткие замыкания, случаи задымления и прочие происшествия.

По мнению очевидцев, аналогичный случай произошел и на улице Байтасова — дом вспыхнул в мгновенье. Благо, обошлось без жертв. Пожарные службы оперативно приехали на вызов, быстро локализовали и потушили пожар. Однако после этого происшествия у многих жителей, проживающих по этой улице, пропала вода. Через некоторое время ее дали, но трубы промерзли и в некоторых случаях полопались, так что последствия ЧП до сих пор еще не устранили.

Другое отключение произошло уже в микрорайоне Горный гигант. Только в этом случае с газом была радикально противоположная ситуация. Его давление было настолько сильным, что поток голубого топлива попросту сбивал огонь. Да, слишком много газа, оказывается, тоже плохо.

При критически высоком давлении газовые печи попросту отключались, ведь автоматика в целях безопасности глушила подачу газа. Фактически в тех домах, где газ подавали слишком сильно, дома также не отапливались. Как говорится, кашу маслом не испортишь, однако к системе газового снабжения она определенно никакого отношения не имеет.

«КазТрансГаз» прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Возросшая нагрузка на газораспределительные сети, а также аномально низкая для южных регионов температура стали причиной возникновения аварийных ситуаций и перебоев с подачей природного топлива на некоторых участках. Нехватка давления у потребителей частных поставщиков газа образовалась из-за низкой пропускной способности их распределительных сетей газопроводов. Для получения выгоды частники подключают как можно большее количество абонентов к трубам, диаметры которых не позволяют прокачивать необходимый объем газа. Вследствие этого при увеличении потребления их сети не способны поставлять абонентам необходимый объем газа».

Возможно, надлежащим органам стоит провести соответствующие проверки и привлечь недобросовестных поставщиков к ответственности?

Цена градуса

Пришлось проявлять изобретательность и жителем многоквартирных домов. 29 января, напомним, именно на эту дату пришелся температурный пик, в Ауэзовском районе произошел прорыв магистральной трубы, из-за чего в микрорайоне Таугуль без воды и тепла остались 130 домов. Причина прорыва, как рассказали коммунальные службы — сильная изношенность тепловой сети. Увы, но оперативно устранить неполадку не удалось — «реанимация» магистрали длилась почти сутки.

«В этих работах используется современная техника, однако специалисты считают, что неоправданная спешка может привести к случайному повреждению иных инженерных сетей, проходящих в непосредственной близости от теплотрассы. Для оперативного управления процессом ликвидации последствий коммунальной аварии в микрорайоне Таугуль создан штаб», — сообщили в управлении энергетики и коммунального хозяйства Алматы.

Люди баррикадировали окна подушками и одеялами, закупали электрические нагреватели. Что радует — электропроводка на этот раз не подвела.

Настоящий мороз наломал дров и в других городах Казахстана.

Например, в Темиртау коммунальщикам пришлось прибегнуть к крайней мере — они отогревали трубопровод открытым огнем. Жители 411 многоэтажных домов более суток находились без питьевой воды. Но ситуация могла усугубиться еще больше, поскольку замерзала основная артерия города. Если бы тепловики промедлили, то без воды остался бы весь город. Однако специалисты нашли простой и, как оказалось, действенный способ решения проблемы — они подвязали и подожгли автомобильные покрышки под промерзшим местом магистрали.

Чрезвычайного происшествия удалось избежать, и коммунальщиков следовало бы похвалить за смекалку. Однако законов физики никто не отменял, и эта операция наверняка «прослабила» металл, но оценку должна сделать экспертная комиссия. Вполне вероятно, летом «прожаренный» участок трубы придется заменить, в противном случае следующую критическую ситуацию трубопровод уже не выдержит.

Между тем в Южно-Казахстанской области проблемы, связанные с отопительным сезоном, начались намного раньше — еще три месяца назад. По имеющимся сведениям, некоторые предприниматели увеличили стоимость тонны угля с 13 до 20 тысяч тенге за тонну. Тогда же началось расследование комитета по регулированию естественных монополий. Что неудивительно, результаты подтвердили заявления граждан: за ценовой сговор девятерых поставщиков угля оштрафовали на общую сумму в девять миллионов тенге. Только сопоставимы ли эти номинальные штрафы с тем сверхдоходом, который они собрали с честных граждан?

Готов ли оказался юг к пришедшим морозам? Думаем, что нет. Радует одно — жителей большей части страны обошли чрезвычайные происшествия, и они читают сообщения в соцсетях и новостных лентах с определенной нотой недоумения.

И все же, несмотря на то, что сибирский антициклон ушел с территории Казахстана, осадок от него остался. Ведь он вытащил на поверхность не только слабые места тепломагистралей, но и нутро отдельных граждан, которое оказалось, скажем мягко, с гнильцой.

Нельзя утверждать, что «арктический сценарий» не повторится вновь, и поэтому хочется верить, что муниципальные службы сделают выводы, а эти примеры подскажут людям, как нужно себя вести в критической ситуации и чего делать не стоит.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру