Как в Казахстане случилась монетизация мороза и повысился градус жестокости соотечественников друг к другу

Суровый климат иногда проверяет нас не только на способность выживать, но просто оставаться людьми

Минувшая неделя запомнится всем казахстанцам надолго, ведь морозы, которые только начинают «отпускать», побили полувековые температурные рекорды во многих областях нашей страны. Где-то упало до минус 28 — это на юге, а где-то — и до 35. Но интересной эта неделя стала и потому, что показала, насколько предприимчивыми, а порой корыстными и бездушными могут быть наши сограждане.

Суровый климат иногда проверяет нас не только на способность выживать, но просто оставаться людьми

Что такое монетизация мороза

Похолоданий ждали, к ним как бы готовились, но, как оказалось, не все, не везде и недостаточно. Нагрянувший на Казахстан арктический антициклон не просто принес давно невиданные отрицательные темпера- туры, он и заморозил привычный цикл жизни. В Акмолинской области, например, насмерть замерзли не только животные, но и птицы. Лютого холода не выдержала и техника: сначала отказались заводиться дизельные автомобили, а к концу недели, на которую и пришелся пик похолоданий, не устояли и машины с бензиновыми агрегатами.

Движение — это жизнь, и оно неразрывно связано не только с физической активностью нашего тела, но и с транспортом, который как-то нужно было оживлять. На самом деле отогреть замороженный автомобиль не так-то уж и просто. И дело тут даже не в том, что аккумулятор замерз и он не может дать импульс для создания искры, оживляющей мотор, все оказалось для многих наших водителей куда сложнее.

Ведь замерзают в том числе масла и жидкости внутри мотора и вообще автомобиля. То есть для того, чтобы «раскрутить» двигатель, стартеру, который и без того не- дополучает заряд, нужно преодолеть повышенное сопротивление, создаваемое тем же замороженным моторным маслом.

На самом деле причин, почему машина не заводится в мороз, может быть множество, и отнюдь не каждый водитель разбирается во всех технических тонкостях автомобиля на таком глубоком уровне. По факту машина замерзла, и ее как-то нужно «оживить». Но как? Ответ очевиден — отогреть. И как раз тот, кто имеет эту самую возможность — отогревать, зарабатывает сейчас неплохие деньги.

Предложения по запуску авто существуют на рынке услуг уже давно, стоят они сравнительно недорого — примерно 3000-4000 тенге, и специалисты обычно решают проблему в течение пяти минут. Ведь чаще все- го инцидент происходит из-за невнимательности самого водителя. Забыл выключить фары или просрочил замену аккумулятора — все, машину без посторонней помощи не завести. Но это летом. А зимой, когда на улице минус 25-30 градусов по Цельсию, быстро проблему не решить, а значит и процесс реанимации сложнее, и обойдется гораздо дороже.

Когда замерз автомобиль…

Итак, в такую погоду практикуют всего два способа, позволяющих отогреть маши- ну: транспортировать ее в теплое помещение либо попытаться отогреть непосредственно на том месте, где холод приковал авто к асфальту.

Первый вариант подразумевает пере- возку машины на эвакуаторе. Нет, конечно, можно взять авто на буксир и дотащить до теплого места. Но такой способ может еще больше навредить автомобилю, особенно если он оборудован не механической, а автоматической коробкой передач. И если в обычные дни стоимость услуги эвакуатора держится в диапазоне от 8 до 10 тысяч тенге, когда нужно перевезти машину в пределах черты города, то сейчас цены резко изменились. В Астане, например, дотащить авто до ближайшей автомойки, а именно там чаще всего и отогревают машины, стоит 15-20 тысяч тенге (около 3-4 тысяч рублей). Причем даже при таких ценах нужно еще дождаться своей очереди.

Что касается алматинских специалистов по эвакуации, то и здесь предприниматели подняли таксу, правда, всего на 1500-2000 тенге. Конечно, есть индивидуумы, заряжающие и по 20 000 тенге, но, как нас заверили в фирме, предоставляющей такие услуги, «жадные больше простаивают, чем зарабатывают».

Место для отогрева — это второй этап, где водителю, чей автомобиль замерз, вновь придется торговаться. Когда на улице суровые градусы мороза, на автомойку мало кто приезжает для того, чтобы помыть машину, зато выстраиваются целые колонны тех, которые нужно именно отогреть.

По сути, автомойки продают не услуги, а время аренды теплого бокса. Стоит это удовольствие по-разному: от 1500 до 5000 тенге в час — все зависит от района, температуры внутри бокса и… личных амбиций владельца автомойки. Если пойти таким путем, то за- пуск автомобиля может обойтись в среднем в 25 000 тенге (около 5 тысяч рублей).

Но, как уже говорилось ранее, машину можно завести и на месте, правда, для этого понадобится мощная тепловая пушка — это своего рода фен, только размерами в разы больше домашнего. Конечно, есть умельцы, которые пытаются отогреть авто с помощью открытого огня, например, паяльной лам- пой, но такие попытки чреваты серьезными последствиями. Только за минувшую неделю у нас в стране сгорело больше десяти автомобилей. Скорее всего, именно из-за этого.

Тепловые пушки в этом плане намного безопаснее. Стоимость услуги по отогреву на месте также варьируется в пределах от 15 000 до 20 000 тысяч тенге — чем сильнее промерзла машина, тем больше потребуется времени на прогрев и дороже встанет вся операция. Казалось бы, при таких ценах за разовую услугу стоило бы и самим водителям за- думаться о покупке собственной пушки. Но изучив рынок, мы открыли и для себя, что стоят они немало — модели, которые хотя бы визуально вызывают доверие, стоят от 100 000 до 300 000 тенге ($300-900). Все остальное если не одноразовое, то прослужит недолго.

Проштудировав рынок по интернету, мы нашли еще несколько любопытных объявлений, в которых такие пушки предлагают в аренду, причем по символической цене — от 1000 до 5000 тысяч тенге в сутки. То есть если рассматривать эту модель с точки зрения бизнеса, то даже с учетом стоимости аренды оборудования в течение недели можно озолотиться — отбить затраты по приобретению и быть в неплохой прибыли.

Конечно, при условии, что у мастера есть опыт подобных работ, ведь дилетант может попросту сжечь автомобиль или рас- плавить пластиковые детали, а это уже колоссальные убытки.

Сколько стоит погреться?

И все же, подогревая морозный воздух, люди делают на этом бизнес. И здесь все более или менее честно, ведь «горячие» парни тратят свое время, расходуют топливо для тепловых пушек, за что и выставляют солидные счета. Однако этими примерами наш обзор не ограничится, есть и другие случаи, которые не иначе как бесчеловечными не назовешь.

Еще в 2016 году в Семее произошел инцидент, поразивший многих пользователей Казнета. Тогда на дверях одного из местных магазинов горожане увидели объявление «Погреться — 100 тенге». Согласно местным СМИ, подобные «предупреждения» семей- чане наблюдают не впервые. Как правило, объявления появляются в сильные морозы на дверях сооружений, расположенных не- подалеку от автобусных остановок.

Другое кощунство произошло уже в Акмолинской области на прошлой неделе. Водитель автобуса междугороднего рейса оставил женщину одну в степи. Инцидент произошел 22 января на маршруте Астана — Степно- горск. По пути следствия автобус сделал де- сятиминутную остановку на трассе. Однако одна женщина задержалась в туалете и когда вышла из него, автобус уже отъезжал. Она попыталась догнать его, но, увы, безуспешно — женщина осталась одна в степи, когда на улице был мороз больше 30 градусов.

Здесь можно попытаться оправдать водителя, предположив, что тот не увидел бегущего вслед человека, поскольку, выезжая на дорогу, все его внимание было обращено на левый борт. Однако то, что произошло дальше, не выдерживает никакой критики.

Женщине повезло, ее подобрал неравнодушный водитель легковой машины, двигавшийся в попутном направлении. Он довез ее до ближайшей заправочной станции, откуда женщина уже смогла дозвониться в компанию, где покупала билеты. Однако, когда все выяснилось, водитель отказался разворачивать автобус, объяснив свое решение тем, что у него нет времени. Позже, когда эта история получила широкую огласку, водитель получил выговор и его оштрафовали.

На самом деле исход этого эксцесса мог бы быть иным, ведь в тех числах трассу неоднократно закрывали из-за ухудшения погодных условий, и женщина могла просто погибнуть, ведь при таких погодных условиях, во время бурана, выжить в степи практически нереально.

А в Кокшетау «отличился» другой работник сферы перевозок — вагоновожатая выгнала на улицу, в 40-градусный мороз, пожилую женщину с маленьким ребенком. Со слов матери ребенка, инцидент случился на прошлой неделе на местном вокзале. Бабушка вместе с внучкой планировала добраться из Кокшетау в Астану на поезде. Уже в вагоне вагоновожатая попросила предъявить билеты и доверенность на ребенка. Бабушка показала билеты, удостоверение личности и доверенность на внучку. Когда проводник спросила, где свидетельство о рождении дочери, пожилая женщина ответила, что есть фото свидетельства на сотовом телефоне, но оригинала на руках нет. Чтобы развеять всякие сомнения, пассажирка сказала, что если необходимо, то оригинал документа привезут по месту прибытия — на вокзал в Астане, и там все можно будет досконально проверить.

Однако проводнику по каким-то причинам это предложение не понравилось, и она начала кричать на пассажирку. Пожилая женщина не хотела общаться с работником ЖД на повышенных тонах и попросила пригласить старшего проводника. Однако вместо этого скандалистка просто выбросила документы пассажиров на перрон, после чего выгнала бабушку с маленьким ребенком на улицу. Проводник из соседнего вагона увидел, как женщина в слезах собирает документы, а выслушав ее, нашел места в своем вагоне.

Сейчас по этому делу ведется разбирательство, а в комитете транспорта сообщили, что всех виновных, включая саму проводницу, строго накажут за неподобающее поведение.

Несмотря на то, что грядущая неделя должна побаловать нас послаблением мороза, долгосрочный прогноз говорит о том, что морозные дни все же еще подержат казахстанцев в ежовых рукавицах. Холод отступит еще нескоро, и главное, чтобы в этот период никто не забывал о человечности, ведь по другую сторону от теплого и уютного пространства может оказаться каждый из нас.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру