Казахстанские госкомпании нашли лазейку в законодательстве, чтобы не проводить честные тендера

В Казахстане около 10 триллионов тенге ежегодно тратится на закуп товаров и услуг государственным и квазигосударственным секторами. Из-за огромных сумм на этом рынке сфера является постоянным объектом для критики. Злые языки утверждают, что размеры “откатов”, судя по кулуарным рассказам участников различных конкурсов и тендеров, порой доходят до 40% от стоимости заказа. Разумеется, что на оставшуюся сумму построить/приобрести что-либо качественное в итоге представляется весьма затруднительным.

Минфин сделал очередную попытку навести порядок в этой сфере.

Дело в том, что отказ от бумажных конкурсов и переход на онлайн-портал хотя и позволил сократить объемы “подгона” конкурсов под определенные компании, но не избавиться от них полностью. Заказчики, то есть госорганы, нашли отличную лазейку - объявляют конкурсы несостоявшимися и проводят закуп из одного источника. То есть фактически обходят конкуренцию вполне законным способом.

Как сообщил вице-министр финансов Руслан Бекетаев, 63% всех госзакупок в 2017 году признали несостоявшимися, а услуги и товары в итоге купили из одного источника. И даже привел пример с портала госзакупок: госорган признал несостоявшимся конкурс, в котором приняли участие 14 компаний! 14 потенциальных поставщиков, ни один из которых не устроил заказчика. А в итоге все деньги (а это в приведенном примере составляло больше млрд тенге) ушли в руки одной компании. 80% из уже проведенных с начала нынешнего года госзакупочных конкурсов также признаны несостоявшимися, и закуп решено осуществить из одного источника. Общий объем таких “одноисточниковых контрактов” - около 850 млрд тенге.

Согласно анализу Минфина, чаще всего причины отклонения заявок по закупкам строительства связаны с проектно-сметной документацией, а закупщики требуют предоставить слишком много подтверждающих документов.

Чтобы прикрыть эту лазейку, в Минфине решили упростить требования к участникам закупок.

Теперь станут смотреть на участника конкурса через “качественную лупу” - оценивать размер и стабильность развития бизнеса (коэффициент налоговой нагрузки и финансовая состоятельность) и репутацию компании. А заодно оцениваться будут ПСД. Причем, как сообщил Руслан Бекетаев, демпинговать нынче никому не позволят: законопроектом устанавливаются пределы, ниже которых снижение цены не допускается.

Кстати, экономия в процессе реализации проектов согласно выигравшей проектно-сметной документации станет расцениваться как отход от качественного выполнения работы. Так предлагают расценивать “конкуренцию ПСД” парламентарии.

Правительство пытается решить и проблему низкой квалификации поставщиков услуг. Как не раз возмущались депутаты, конкурсы на строительство у нас нередко выигрывают “молодые мальчики с блокнотом и ручкой, которые затем нанимают компании, имеющие опыт и оборудование для строительства” (понятно, впрочем, что у “мальчиков” есть папы). Для того, чтобы ликвидировать этот пробел, решено проводить предварительный квалификационный отбор. Причем, как говорят в правительстве, смотреть будут на наличие соответствующей лицензии у потенциального поставщика. Если есть лицензия, то требования к предоставлению, например, справок о наличии у поставщика оборудования выставлять не будут. “Потому что в лицензии написано: какой материальной базой, трудовыми ресурсами обладает”, - пояснил Бекетаев.

Ну и, наконец, самая интересная часть поправок - закупки квазигосударственного сектора.

В среднем закупки квазигоссектора в год составляют 6-7 трлн тенге. Причем две трети суммы приходится на ФНБ “Самрук-Казына” (4-5 трлн тенге).

Минфин объявил, что переводит все закупки сектора в электронный формат. Это означает, что каждый желающий может посмотреть, что хочет купить госкомпания, принять участие в конкурсе, подать (при необходимости) жалобу в электронном формате и отследить подготовку ответа на нее.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру