За что казахстанский программист получил тюремный срок в США

В наше время поговорка «Меньше знаешь — крепче спишь» приобрела почти мистический смысл

Глобальная американская паранойя по поводу вездесущих хакеров, жаждущих уничтожить Америку, коснулась и Казахстана. Причем, как оказалось, одним из первых. Случилось это в далеком теперь уже 2000 году. Но известно об этом стало лишь сейчас. Однако менее интересной история от этого не стала. Возможно, даже наоборот.

В наше время поговорка «Меньше знаешь — крепче спишь» приобрела почти мистический смысл

Не хочешь зла — не делай добра. Особенно американцам

А дело было так. Восемнадцать лет назад гражданин Казахстана Олег Зезев работал в службе информационной безопасности одного из казахстанских банков. Работа его касалась виртуального взаимодействия с международными финансовыми институтами. А поэтому у него был прямой доступ к продукту компании Bloomberg Financial News.

Будучи профессионалом в своем деле, Олег обнаружил проблемы в их программной защите, о чем и поспешил сообщить своим, так сказать, американским партнерам. Разу-меется, из добрых побуждений. Но, как показала жизнь, на свою голову.

Те, проявив патриотическую бдительность, тут же сообщили об этом куда следует. Ну а поскольку компания принадлежит не абы кому, а самому Майклу Блумбергу — нынешнему мэру Нью-Йорка, то личностью простого казахстанского айтишника заинтересовалось ФБР.

В то время эта грозная репрессивная машина имела неограниченные возможности и влияние на спецслужбы всех стран мира. Да и сейчас, в принципе, ситуация мало изменилась. По одному щелчку пальцев из Вашингтона доблестные казахстанские «спецы» принялись отрабатывать ничего не подозревавшего банковского программиста, жившего своей обычной жизнью. Отработали, надо сказать, блестяще. Собрали весь необходимый информационный материал и отправили заказчику, заслужив традиционное похлопывание по плечу.

Теперь дело оставалось за малым — «упаковать» объект и доставить по месту назначения. Но сделать это в Казахстане не представлялось возможным. Отечественные законы парень не преступал. А статус международного преступника еще нужно было доказать. Но, чтобы доказать, надо взять его в оборот. То есть иметь непосредственный контакт для осуществления допросов. Такой вот замкнутый круг получился.

В общем, отказались наши брать этот грех на душу. И тогда коварные американские партнеры пошли на хитрость. Быстренько слепили приглашение для Зезева в Лондон от имени компании Блумберга якобы для переговоров по поводу работы. Это выглядело более чем заманчиво, и Олег засобирался. А на тот случай, если вдруг возникнут какие-либо юридические нюансы, пригласил с собой в поездку опытного юриста Игоря Яримаку.

Не подозревая подвоха, два казахстанца в прекрасном расположении духа отправились в столицу Туманного Альбиона, где им обоим, как говорят оперативники, ласты и завернули. С Зезевым все понятно. ФБР увидело в нем «агента Путина» изначально. А вот Яримаке вроде как ничего не угрожало. И сперва его арестовывать и не думали. Но после того, как получили информацию из Казахстана о том, что он бывший следователь прокуратуры, тут же усмотрели в нем еще одного «агента Путина». Обвинили в соучастии и надели браслеты.

Из Лондона в Вашингтон

Стоит сказать, что с тех пор, как оба казахстанца попали «под колпак» ФБР, они оказались обречены без особых шансов изменить к себе отношение американских спецслужб. Если бы они отказались от той злосчастной поездки в Лондон, вездесущие фэбээровцы обязательно подкараулили бы их где-нибудь на пляжах Турции или Таиланда. А там мешок на голову и отправка по месту назначения. Это их излюбленный и, как показывает жизнь, весьма популярный метод. Информации о том, сколько «агентов Кремля» они «обезвредили» таким вот образом, в Сети полно.

Как рассказал Игорь Яримака, при их задержании в Лондоне присутствовал лично Майкл Блумберг. А сама операция разрабатывалась полгода совместно ФБР и «Скотленд-Ярдом».

— Мировые СМИ разразились статьями о нас как о преступниках мирового масштаба, — рассказывает он. — На тот момент доказательство нашей невиновности виделось практически невозможным. Ведь если за дело берется ФБР, то шансов, как правило, нет ни у кого.

Два года Яримака просидел в лондонской тюрьме усиленного режима «Брикстон» в «веселой» компании, разделяя ограниченное пространство с талибами, арабскими террористами и представителями русской мафии. Можно только представить, каково приходилось бывшему сотруднику правоохранительных органов в таком обществе.

— Меня могли просто убить, — рассказывает он. — Но мне повезло. Я выжил. В дальнейшем прошло много заседаний экстрадиционных судов. Пока они шли, произошел теракт 11 сентября. И мои шансы отстоять свою невиновность превратились практически в ноль.

Яримака не стал обращаться ни в палату лордов местного парламента, ни в Страсбургский суд по правам человека, как ему предлагали. Поскольку в этом случае пришлось бы ждать ответа пять лет. Учитывая, что два года заключения уже были за спиной, эта перспектива его привлекала мало. А потому он попросту решил написать заявление о том, что желает, чтобы его переместили в США для того, чтобы доказывать свою невиновность там. В Федеральном суде. Его примеру последовал и Зезев.

— Американская система правосудия резко отличается от нашей, — продолжил Игорь Яримака. — Но я благодарен нашим властям. КНБ прекратил дело в отношении меня. Генеральная прокуратура и МИД включились в процесс ходатайства о передаче меня казахстанской стороне. Но, к сожалению, на тот момент экстрадиционного договора между Казахстаном с одной стороны и США с Великобританией с другой не было. При этом консул Казахстана периодически имел со мной контакт и всячески меня поддерживал. 

Долгих девять месяцев шли предварительные слушания и сбор доказательств. Для тех, кто не в курсе, в федеральном суде США прав и полномочий у стороны обвинения гораздо больше, чем у стороны защиты. Обвинение может просто наложить вето на любые документы, представленные защитой. Вот и вся «независимая судебная система».

— Мне предлагали заключить сделку, при которой я должен был дать показания против Зезева, — рассказывает Яримака. — Либо признать себя частично виновным и получить маленький срок.

В итоге его оправдали. Зезев же получил четыре года и два месяца лишения свободы вдобавок к тем трем годам, что он уже провел в демократических тюрьмах Британии и Америки.

Кстати, американские власти предложили Яримаке остаться жить в США. Но в отличие от одного из героев известного блокбастера «Брат-2», мечтавшего остаться хоть в тюрьме, но в Америке, он решил вернуться на родину.

Он еще об этом расскажет. И покажет

Были ли дополнительные показания со стороны Яримаки против Зезева, история умалчивает. Как, впрочем, и о наличии дополнительных условий со стороны американских властей. Ну, например, об оказании содействия ФБР в дальнейшей работе по разоблачению агентов Кремля, влияющих на выборы в США с территории Казахстана. Хотя разбираться в этом — дело уже наших спецслужб. И поскольку за все это время не случилось ничего экстраординарного, то наверное с этим все нормально.

С тех пор сотрудники могущественной американской спецслужбы, которым повсюду мерещатся «агенты Путина», существенно усилили свою работу по их отлову по всему миру. Попутно мировые средства массовой информации стали нагонять ужасы по поводу того, как страшно жить, когда они повсюду. Якобы размах их дошел до того, что они вполне себе спокойно могут и выход Британии из Евросоюза замутить, и президента Америки назначить, и повлиять на выборы германского канцлера.

Совершенно потерявшие голову от паранойи фэбээровцы объявили на них облавы на всех международных курортах. Ситуация накалилась до того, что сотрудникам IT-индустрии, правда, преимущественно из числа граждан Российской Федерации, стало небезопасно покидать пределы своей страны.

Вообще американское больное воображение не ограничивается одной лишь борьбой с агентами Кремля. Маниакальная политическая истерия, исходящая с Запада, породила новое явление. Некое соревнование между политтехнологами на предмет того, чья страшилка окажется страшнее. Будь-то угроза захвата Прибалтики, ядерная программа Ирана или ракеты Ким Чен Ына.

И, говоря о паранойе, переходящей в шизофрению, или наоборот, мы абсолютно не ерничаем. Настолько надоело, когда чуть ли не из каждого западного информационного ресурса кричат о пресловутых российских хакерах, как вдруг бац (!) — и казахстанский нарисовался. Причем в числе первых.

Западная либеральная демократия, как она сама себя декларирует, в принципе питает отвращение к тайным судам, тайной слежке и тайным уликам. И призывает средства массовой информации воздерживаться от публикации непроверенных и неподдающихся проверке обвинений, исходящих из таких тайных источников. Но, когда нужно, эти принципы не работают.

Закончилась история для Игоря Яримаки хэппи-эндом. В дальнейшем он даже книгу написал, в которой подробно рассказал об огне, воде и медных трубах, через которые пришлось пройти в то время, когда ему вполне реально «улыбались» 25 лет американской тюрьмы. И то, что Игорю все-таки удалось доказать свою невиновность, из области очевидного, но невероятного. Кроме него из жителей стран постсоветского пространства это не удавалось никому.

Уже началась работа по экранизации этого произведения. Нашумевшее дело станет основой художественного фильма, в котором, надеемся, раскроют всю суть западной демократии и правосудия. Ведь недаром книга называется «Обратная сторона Луны».

— Нам предлагали выкупить права на экранизацию книги, но мы отказались от такого решения. Мы хотим, чтобы казахстанская сторона получила признание своих заслуг в этом деле, и чтобы ее показали адекватно, — сказал в заключение автор.

А история на самом деле интересная. И, наверное, в скором времени появится захватывающий фильм, рассказывающий о темной стороне такого привлекательного и манящего неоновыми огнями и красивой, как в голливудском кино, жизни западного мира.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру