Балет о похищении невест впервые станцевали в Алматы

Актуальный театр — это когда показывают то, что есть сегодня и сейчас

На минувшей неделе в Алматы стартовала новая творческая инициатива: программа поддержки актуального театра в республике. Саму инициативу по разработке и финансированию программы в свое время подержали две иностранные организации, благодаря которым все и стало возможным.

Актуальный театр — это когда показывают то, что есть сегодня и сейчас

С помощью друзей из-за границы

Галина Корецкая, руководитель проектов в области культуры и искусства Британского совета, на пресс-конференции, посвященной старту проекта, рассказала о его предыстории:

— В апреле прошлого года Британский совет привез в Алматы режиссера из Соединенного Королевства, который провел мастер-класс с двумя десятками служащих местных независимых театров и рассказал о том, чем сегодня дышит британский современный театр. Этот мастер-класс проводился три дня. Театры разделились на группы, они пытались применять определенные формы из практики современного британского театра. И вот мы решили, что было бы здорово не оставлять все это так, а продолжить начинание и дать возможность этим трем коллективам, собранным из трупп разных казахстанских театров, сделать оригинальный проект.

Предложили Фонду «Сорос Казахстан» поддержать эту инициативу совместно. А местом реализации проекта стала известная алматинская творческая площадка «Трансформа».

Первый спектакль этой серии, «КызКуу», зрители увидели сразу же после пресс-конференции. В конце января на площадке «Трансформы» получит возможность выступить второй коллектив со своим спектаклем «Лисистрата». А завершится серия в конце февраля третьим представлением под названием «30 лет назад моим родителям было 30».

Любопытно, что первый спектакль, «КызКуу», поставил коллектив, у которого еще нет названия. Команда, задействованная в действии, поставленном в танцевальном стиле, сборная. Это десять танцоров из различных алматинских театров. Тема спектакля — традиция похищения невест и как результат этого — принудительный брак. 

По ходу пресс-конференции выяснилось, что проблематика эта весьма актуальна в современном Казахстане. Сюжет, написанный его режиссером Екатериной Шмониной, по ее же словам, «очень простой»: лучшая подруга главной героини сговаривается с парнем, которому та понравилась, и подстраивает ее похищение, но в конце спектакля все же спасает ее от кражи.

Украсть невесту — это традиция или варварство?

Сауле Мамаева, координатор программы «Новые гражданские инициативы» Фонда «Сорос Казахстан», рассказала историю и причины, по которым фонд поддержал проект:

— Мы с удовольствием решили поддержать такой интересный эксперимент профессионального казахстанского сообщества — попробовать создать актуальный театр. Нам в первую очередь было интересно содержание. К моменту первых обсуждений сами группы уже имели свои тематики. Похищение невест — проблема для нашего общества крайне актуальная и крайне больная. Казахстан является участником Конвенции ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. И хотя со времени подписания ее в стране в этом плане очень многое делается и государством, и гражданским обществом, тем не менее по прежнему сохраняются очень болезненные моменты.

Еще в 2011 году провели исследование по этой проблеме, которое стало и первой попыткой дать хоть какую-то статистику в этих вопросах. Это было необходимым потому, что статистику такую собрать очень сложно, ее фактически нет. Жертвы и их семьи зачастую молчат об этом. Правоохранительные органы, к сожалению, чаще всего бездействуют.

В исследовании, проведенном Фондом «Сорос Казахстан» в 2011 году, отмечается большая роль СМИ в формировании отношения нетерпимости к этому явлению. Кроме того, по словам г-жи Мамаевой, в фонде понимают, что по силе воздействия на обывателя в таких вопросах с культурой и искусством вряд ли что-то сравнится. Поэтому проект поддержали сразу и «с удовольствием».

Она напомнила, что прошлой осенью в Алматы прошел резонансный показ документального фильма о традиции воровства невест на территории Кыргызстана (в Казахстане пока нет таких актуальных картин).

— Я очень надеюсь, что со временем эта тематика и в Казахстане придет в кино и будут на эту тему телесериалы. Она дойдет до самой уязвимой части и очень наглядно, как это может сделать искусство, покажет весь ужас и отвратительность ситуации, с которой сталкиваются жертвы воровства невест, — заметила г-жа Мамаева.

Своей артистической труппы у «Трансформы» нет, есть только администрация и репертуарная политика, которая отвечает трем направлениям. Первое — это, как уже говорили, актуальная постановка на актуальную же, современную, тему. Это не глобальные темы, как, например, взаимоотношения отцов и детей или любовь, а то, что порой называют «местечковыми» темами. То есть то, что происходит «вот прямо здесь».

Может быть, это даже можно назвать «газетным» театром, то есть таким, что отвечает заголовкам газет. Второе направление заключается в экпериментальности, то есть «Трансформа» поддерживает проекты, которые пытаются найти новое слово в методологии создания спектакля, отойти от привычных стандартов ХХ века.

И третье направление можно назвать «новыми именами»: поддержку получают те коллективы, которые сейчас или только начинают свой путь, или же образовались из старых коллективов и ищут свою опору.

Кому это будет нужно?

Но вернемся к спектаклю. Марина Константинова, автор идеи и продюсер «КызКуу», рассказала о том, как он появился:

— Я фотограф, в прошлом году делала выставку, посвященную истории вопроса о дискриминации женщин в обществе. И у меня была одна очень яркая история девушки, которую украли. Такой брак к хорошему не привел, ей та жизнь, в которой она оказалась, не понравилась. Она сбежала от своего мужа, сменила имя и сейчас живет в другом городе. История очень впечатлила, и у меня возникло желание рассказать ее в форме спектакля.

Название спектакля, которое с казахского переводится как «Догони девушку», является и названием народной игры. Марина Константинова заметила, что в таком названии зашифровано несколько смыслов. Эта игра — часть традиции. Воровство невест не всегда грустная история, бывает, что молодые люди договариваются между собой, девушка разрешает себя украсть. «То есть это в то же время общество как бы играет в такую игру».

Из аудитории прозвучал вопрос: будет ли спектакль «КызКуу» актуальным лет через пять? Марина Константинова на это ответила:

— Когда я собирала материал для спектакля, самая старая из рассказанных мне историй была из 1930-х годов. А самая последняя произошла в июне прошлого года. Я встречала истории женщин всех возрастов от 18 до 80 лет. И опыт был у всех примерно одинаков.

Сауле Мамаева прокомментировала вопрос так:

— Будет ли проблема по-прежнему актуальна через пять-десять лет? Ответ на это начинается сегодня, и очень многое зависит от простых людей. Пока не будет полной нетерпимости к нарушению прав женщин, эта тематика будет актуальной. И более того, даже если ее искоренят, тема спектакля будет актуальна хотя бы потому, что надо помнить, к чему не нужно возвращаться. Наиболее отрицательно к этому относятся те, кто видел примеры кражи невест. О том, что это часть традиции, говорят скорее те, кто в жизни с этим не сталкивался. Но, к сожалению, нет актуального современного исследования, чтобы посмотреть в динамике, что произошло за 6–7 лет, прошедших со времени того исследования. Пока никто не инициирует и не поддерживает такую идею.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру