Парковка или штраф? Как выжить водителю в казахстанском мегаполисе

В пробке бывает хорошо только штопору

10 января 2018 в 07:16, просмотров: 554

На днях президент Назарбаев встречался с акимом Алматы Байбеком и поставил ему задачу: «Нам необходимо дальше работать в направлении газификации электростанций, частного жилья, перевода общественного и частного автотранспорта на газ. В будущем мы должны прийти к тому, что в Алматы и Астане ездить будут только на электромобилях».

Парковка или штраф? Как выжить водителю в казахстанском мегаполисе

Сложно ездить, негде встать

Специализированный интернет-ресурс, оповещающий о них посредством Сети, время от времени выставляет баллы (оценки) этому рукотворному явлению. Баллы, в свою очередь, вопреки всем кризисам медленно, но верно повышаются, приближаясь к тревожной отметке.

Но паниковать, конечно же, не стоит. Не для того мы объявили себя страной, стремящейся в число 30 самых конкурентоспособных, чтобы увязнуть в подобных бытовых проблемах. Никакие коллапсы не сломят наш дух, стойко отражающий волны мирового экономического кризиса. Метро, вон, построили. Велосипеды по улицам расставили. Еще что-нибудь придумаем. А пока…

Если вы автомобилист, живущий в Алматы, то помимо пробок ежедневно сталкиваетесь с проблемой парковки. Приезжая домой или на работу, вы видите, что ваше привычное место занято. Да и понятия такого, как «привычное место», уже давно не существует. Где свободно, там и привычно. Возле магазинов, кафешек и рынков в поисках свободного куска асфальта порой приходится делать несколько кругов вокруг квартала либо оставлять машину на почтительном расстоянии от того места, куда приехали.

В связи с растущей загруженностью дорог и нехваткой парковочных мест острой проблемой стало беспорядочное нагромождение автомобилей на проезжей части. А после не совсем удачной попытки решить этот вопрос путем платных парковочных мест автомобили находят пристанище где угодно — на тротуарах, во дворах, скверах и других пешеходных зонах.

Не найдя свободного места, многие автолюбители оставляют свои машины прямо посреди проезжей части, включив сигнал аварийной остановки. И плевать им на других.

Мы ругаем водителей автобусов за то, что они останавливаются вне специальных «карманов» на остановках. Но когда сами оставляем свои машины в этих самых «карманах», не думаем, что делаем неправильно.

Государственные и коммерческие организации, имеющие собственные парковки, не могут разместить на них автомобили своих гостей и клиентов из-за стихийно припаркованного транспорта. Описанная ситуация способствует образованию пробок, снижает безопасность и удобство передвижения пешеходов, портит внешний вид города, а также затрудняет подходы к домам, магазинам, офисам и другим учреждениям.

Увы, это печальная правда жизни, с которой справиться никто не в силах. Даже городской акимат.

Автомобиль не роскошь, а проблема

Глобальная автомобилизация населения, не так давно считавшаяся одним из показателей экономического развития, сегодня становится едва ли не самой большой бедой. Преимущество обладания собственной машиной кажется более чем очевидным. Свобода передвижения, возможность проезда «от двери до двери» без необходимости ожидания, индивидуальное сидячее место, отсутствие нежелательного соседства — все это активно привлекает людей.

В результате все больше и больше граждан стало брать кредиты, влезать в долги, лишь бы приобрести автомобиль. Хоть старый, плюгавый, но свой.

Сегодня, передвигаясь на своем авто, мы отчетливо видим, что улично-дорожная сеть городов, построенных в советское время, не справляется с современными транспортными потоками. Однако сами автомобилисты причину пробок ищут в чем угодно: в «беспредельных» автобусах, медленных троллейбусах, неповоротливых грузовиках, но только не в своих автомобилях.

Как правило, чем ближе к центральной части города, тем больше замедляется транспортный поток. Помимо того, что в центр в рабочее время устремляются свыше 70 процентов горожан, в нем обычно сосредоточены памятники истории, культуры и архитектуры, не подлежащие сносу или перестройке. Улицы же, наоборот, узки и тесны. Поэтому транспортные развязки здесь строить невозможно, так как они, грубо вписываясь в архитектурную концепцию, могут испортить внешний облик и лишить город индивидуальности.

Таким образом, с каждым днем центр города и автомобиль становятся все более несовместимыми. Это уже давно поняли в Европе, где повсюду организуются улицы, свободные от автомобилей, и люди, как в старину, ходят пешком либо передвигаются на экологически чистом транспорте.

В советское время было принято считать, что главный источник загрязнения экологии — это заводы и фабрики. Однако сегодня неопровержимым фактом является то, что более 80 процентов загрязнения окружающей среды приходится на долю автомобильного транспорта. Переутомление, головная боль, рост заболеваемости дыхательных путей, раковых заболеваний, гарь и копоть, недостаток воздуха — за все это мы должны «благодарить» свои автомобили.

Не стоит наивно полагать, что выхлопные газы рассеиваются и исчезают под воздействием ветра. Известны печальные случаи с водителями, которые заводили свои автомобили в закрытых гаражах и поплатились за это.

Алматы с самой высокой в стране концентрацией машин напоминает такой же гараж, особенно в безветренный день. В частности, летом из-за более высокой температуры воздуха в центре воздушные массы с окраин устремляются сюда, а не выветриваются в степь, как многие предполагают.

Любишь кататься — умей парковаться

Парковка в этом городе стала головной болью каждого, кто едет на работу на личном транспорте. Проблема «поставить машину» превращается в проблему «избавиться от машины». Кружась вокруг квартала в поисках свободного парковочного места, автовладелец становится заложником собственного автомобиля. В конце концов, удается припарковаться. Но вовсе не там, где хотелось бы, и на почтительном расстоянии от места работы. Разве не так?

Улицы нашего города, не рассчитанные на крупные потоки транспорта, не были рассчитаны и на парковку. Специальных парковочных мест в нем явно недостаточно. Возникают они даже на местах снесенных или в подвалах заново построенных зданий. В большинстве случаев паркинг организуется непосредственно на проезжей части и без того тесных улиц.

Парковка на работе — это одна половина проблемы. Парковка возле дома вызывает еще больше вопросов. Старые советские районы массовой жилой застройки абсолютно не рассчитаны на наступивший автомобильный бум. Сегодня возле домов мест для парковки машин практически нет. Такая ситуация вынуждает автолюбителей бросать своих железных коней где попало: на улицах в неположенных местах, на тротуарах, газонах и детских площадках.

В результате многие дворы сплошь заставлены автотранспортом, резко сужена проезжая часть всех центральных улиц. Вый-дя из машины, автолюбитель превращается в пешехода и сам испытывает неудобство от беспорядочно припаркованных автомобилей. Его дети наряду с другими не имеют возможности играть на заставленной машинами детской площадке.

В районах индивидуальной жилой застройки проблема как бы решается сама собой. Но во многих домах часто бывает более одной машины. Если один автомобиль разместить на своем приусадебном участке несложно, то два уже могут создать проблему. В современных новостройках проблема стоит так же остро, хотя новые комплексы оборудуются подземными паркингами. Так как в многоэтажных домах на каждую квартиру положено не более одного места, то вторая машина в семье, а также гостевые автомобили будут располагаться где-нибудь на улице.

Сколько бы парковочных мест автолюбителю ни предоставлялось, все равно их будет мало ненасытному пожирателю городского пространства. После работы многие не прочь совершить покупки, сходить в кино или посидеть в кафе и ресторанах. Значит, каждый магазин, кинотеатр и другие общественные места должны иметь парковочную площадь, рассчитанную на максимальное число посетителей. Эти стоянки бывают заполненными и в рабочее время, не говоря уже о вечернем.

Основную часть времени человек проводит на работе, дома, в магазине и на отдыхе. Временной цикл пребывания в этих местах выглядит примерно так: утром — на работу, в 18.00 — в магазин, в 20.00 — в кинотеатр (в ресторан, в гости), ночью — домой. Таким образом, с утра до вечера заняты практически все стоянки возле рабочих мест.

С 18.00 они начинают освобождаться, и большинство автомобилей устремляется на стоянки возле магазинов. Домашние и вечерние в это время еще пустуют. В 20.00 парковки возле учреждений, магазинов и домов почти пусты, но заполнены у развлекательных заведений. Ночью заняты только домашние.

В итоге в день одному автомобилю требуется как минимум три-четыре парковочных места. Если вы приглашаете гостей, наверняка понимаете, что соседские места занимать неприлично. В таких случаях под парковку используется прилегающая территория: площади бензоколонок, СТО.

В общем, каждое здание в городе окружено парковками по максимальному числу посетителей. И вот, в процессе решения этой проблемы, вместо парков, садов, прудов, стадионов и детских площадок стали возникать асфальтовые пустыни.

А кто-то быстро сообразил, что к чему, и практически у всех рынков и супермаркетов парковка стала платной. В связи с этим многих автолюбителей интересует простой и вполне естественный вопрос: куда идут собираемые деньги? Существует мнение, что они не попадают в бюджет. Или попадают. Но не полностью.

Есть и радикальное решение

В иностранных источниках можно найти информацию о том, что в последнее время живущие в крупных городах богатые американцы стали отказываться от покупки автомобилей. Причина проста: во-первых, их некуда ставить, а во-вторых, они не нужны в городе, перегруженном пробками. Ездить на работу нередко быстрее и удобнее на метро, в аэропорт доставит такси.

Представьте себе 20- или 40-этажный жилой дом. Как вы полагаете, сколько парковочных мест потребуется для его жителей? Впрочем, богачи имеют возможность вызывать свой автомобиль по телефону из гаража, расположенного в другом районе города.

На протяжении всей истории массовой автомобилизации в решение проблемы перенасыщения городских магистралей автотранспортом вкладывались все силы и средства ведущих держав мира. Но до сих пор автомобильные заторы являются верным спутником средних и крупных городов.

Таким образом, перенасыщение автомобильным транспортом давно стало проблемой № 1 во всех более или менее населенных пунктах. Она же, в свою очередь, влечет за собой множество других, таких как загрязнение экологии, потеря времени, ухудшение здоровья населения, преступность.

В общем, как ни горько это осознавать, но нам с этим, скорее всего, придется жить всю жизнь. И не только нам.



Партнеры