Боевиков с Ближнего Востока тайно перебрасывают в Афганистан

Где может разгореться пожар войны на этот раз?

В Центральной Азии готовятся к созданию очередного формата межгосударственных переговоров. На этот раз по формуле «пять плюс один» — страны региона плюс Афганистан. Эта площадка появится по инициативе ООН. И тому есть веские причины.

Где может разгореться пожар войны на этот раз?

«Афганистан болит в моей душе»

Как сообщают официальные источники, главы внешнеполитических ведомств центральноазиатских государств и Афганистана в конце прошлого года поддержали инициативу этого формата. Сообщается, что он должен стать эффективной платформой для обсуждения всего комплекса актуальных для региона вопросов, а также дать возможность выработки совместных мер по обеспечению мира и устойчивого развития в странах Центральной Азии и Афганистане.

Если говорить простым языком, ключевым словом тут, безусловно, является «Афганистан». Поскольку именно из этой страны исходит потенциальная военная угроза для центральноазиатских государств.

Разумеется, правительство этой страны тут ни при чем. В его планы это никогда не входило и вряд ли будет когда-либо входить. Но, как известно, оно слабо контролирует ситуацию у себя в государстве. И практически на всей его территории, за исключением разве что столицы, уже много лет действуют и даже контролируют целые регионы радикально-исламистские военные группировки, крупнейшей из которых является «Талибан».

Однако в последнее время в многострадальном Афганистане появилась новая проблема — террористическая организация ИГ («Исламское государство», ДАИШ).

По мере того, как постепенно стабилизируется обстановка в Сирии, где боевики ИГ потерпели поражение, происходит их интенсивная концентрация на севере Афганистана. Каким образом они туда попадают, вопрос интересный. Ведь для этого нужно пересечь Ирак и Иран. При этом ни авиацией, ни флотом, как известно, они не обладают.

Тем временем СМИ неоднократно сообщали о том, что некие военные вертолеты без опознавательных знаков привозят вооруженных людей в северные афганские провинции. Вряд ли этим сможет в ближайшее время заниматься афганское правительство.

Глядя на все это, представители экспертного сообщества усматривают подготовку неких дестабилизирующих событий на границах с Центральной Азией. Тем более что «новое ИГ» состоит в основном из выходцев из центральноазиатских государств и России. К тому же, в отличие от «Талибана», стремится создать халифат от Суэца до Тибета.

Жажда реванша

Этим вопросом, а также тем, чем все это может грозить государствам Центральной Азии, задались киргизские эксперты.

— Такие организации как «Исламское государство» — это проект Запада, — утверждает киргизский политолог Марс Сариев. — Победа над «Исламским государством» в Сирии решает в том числе и вопросы газовых и нефтяных потоков. Если бы проект ИГ состоялся как субъект в мировой политике, то, несомненно, следующими объектами для дестабилизации были бы Кавказ и Центральная Азия.

По мнению эксперта, боевики этой террористической организации после поражения в Сирии попытаются развернуть свою деятельность в других странах этого и соседних регионов.

— Часть уйдет на север Африканского континента, часть — в зоны военных конфликтов — в Йемен и Ливию, — продолжил он. — Большая часть уйдет в Афганистан с выходом в Центральную Азию. Наши сограждане, которые воевали на территории Сирии, станут возвращаться на родину по поддельным документам. Ситуация в Афганистане может обостриться. По разным данным, туда должны переместиться около 15 тысяч боевиков, воевавших в Сирии.

Ситуация в Афганистане может обостриться уже в ближайшее время, считает Сариев. Тем не менее финансовая база террористов разбита. Остались только разрозненные группы, но самого ИГ как субъекта уже нет.

По мнению киргизского эксперта по национальной и региональной безопасности, вопросам борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом Орозбека Молдалиева, опубликованному в СМИ, боевики террористической группировки «Исламское государство», уехавшие на войну в Сирии из стран СНГ, уже активно начали возвращаться обратно к себе на родину. И это не может не вызывать серьезных опасений.

— Перемирие между воевавшими сторонами в Сирии достигнуто. Однако проблема в другом — группировки, в которых джихадистская идеология сильна, никуда не делись. И, несмотря на то, что террористов вывели с Ближнего Востока, при появлении спонсоров они могут вновь активизироваться. А желающих воспользоваться ими достаточно. В то же время есть факты, когда боевики просачиваются в другие страны. Мы видим, что террористические акты происходят в России, Европе и даже США. И для борьбы с этим явлением нужно консолидировать усилия, — считает он.

Орозбек Молдалиев также убежден в том, что террористическую организацию «Исламское государство» создали западные спецслужбы. Говоря о продолжающейся в Кыргызстане вербовке молодежи в ряды экстремистов, он отметил, что направленные на борьбу с терроризмом операции в стране проводятся эффективно, потому что спецслужбы работают. Однако в профилактике есть недоработки.

Существует целый комплекс мер, которые, по его мнению, не всегда выполняются. Так как террористы используют искаженные лозунги ислама, необходимо привлекать к борьбе с религиозным экстремизмом священнослужителей. Очень важно, чтобы именно они вели разъяснительную работу среди верующих.

— Одно дело, когда о религии говорит светский человек, и другое, когда это делает имам, — говорит Молдалиев. — В то же время не стоит забывать, что и среди имамов есть радикалы. У меня был яркий пример, когда несколько лет назад мы проводили исследование и один из имамов Джалал-Абадской области сказал, что нет ничего плохого в «джихаде». Конечно же, такие люди не должны говорить о религии простым мусульманам.

Невидимая рука

Между тем афганские СМИ также сообщают о создании боевиками, бежавшими из Сирии, тренировочных баз на севере Афганистана и что именно в них концентрируются террористы из разгромленных военных соединений ИГ.

Согласно поступающим сообщениям, ИГ начало занимать афганские провинции Нангархар и Кунар еще в 2015 году. Однако из-за столкновений с «Талибаном» им пришлось переключиться на северные провинции, в частности, сейчас они концентрируются в провинции Джаузджан.

Глава уезда Дарзаб этой провинции сообщил, что группы бежавших из Сирии террористов начали появляться в их местности в ноябре прошлого года. Среди них заметили выходев из Алжира, Франции, Таджикистана, Узбекистана и России. Он предполагает, что иностранные наемники являются членами группировки «Вилаят Хорасан» — отделения ИГ, действующего в Пакистане и Афганистане.

Власти провинции заявляют, что в деревне Сардана находятся тренировочные лагеря террористов, в которых заметили 50 подростков, включая десятилетних детей, которых обучают диверсионным навыкам.

По сообщениям местных жителей, приведенным в СМИ, около двухсот иностранцев организовали тренировочный лагерь в окрестностях деревни Биби Мариам. Все боевики разных национальностей одеты в военную форму, часто ездят к границе на мотоциклах и ни с кем не вступают в контакт. Бывший глава деревни заявил, что боевики обучаются подрывному делу. Из-за страха перед террористами местным жителям пришлось покинуть деревню.

Есть сообщения, что во многих местах ИГ уже начало наводить свои порядки. Так, террористы занимаются активной вербовкой в свои ряды местных подростков, закрыли более 50 школ в провинции и захватили контроль над добычей драгоценных металлов и камней.

Тем временем Министерство обороны Афганистана официально заявляет, что ему известно о нахождении ИГ в провинции Джаузджан.

— Мы провели в Джаузджане несколько операций, убито много членов ИГ. Мы подтверждаем, что террористы организации есть в этой провинции, но продолжаем здесь наземные и воздушные операции против боевиков и не позволим им захватить провинцию, — заявил пресс-секретарь ведомства Давлат Вазири.

В течение этого года в афганских провинциях Джаузджан, Кундуз, Тахар, Балх, граничащих с Туркменией, Узбекистаном, Таджикистаном, не раз шли ожесточенные бои между «Талибаном» и появившимся в стране так называемым новым ИГ, которое сумело нанести своим противникам ощутимый военный ущерб.

При этом афганские силовики, следящие за событиями, не раз отмечали, что во время столкновений талибов и ИГ последнему оказали помощь боеприпасами и огневую поддержку с воздуха со стороны НАТО. Это дало основания полагать, что продвижение ИГ на север Афганистана осуществляется не случайно. И что за этим, помимо известных арабских спонсоров, стоят американские и британские спецслужбы.

Слабое звено

Почему именно провинция Джаузджан представляет столь большой интерес для боевиков ИГ? Ответ на этот вопрос, думается, очевиден.

Центральная Азия уже давно привлекает внимание Запада. Во-первых, как регион, богатый природными ресурсами. Во-вторых, как выгодный плацдарм между Россией и Китаем. По мнению экспертов, нельзя исключить того, что после неудачи на Ближнем Востоке руками ИГ определенные силы попытаются разжечь здесь пламя войны.

Джаузджан граничит с Туркменистаном, который не входит ни в ОДКБ, ни в ЕАЭС, ни в ШОС, ни в какие-либо другие организации. На его территории не дислоцируются иностранные военные подразделения, как, например, в Таджикистане (201-я российская дивизия). Она не обладает достаточно сильными собственными вооруженными силами, способными дать отпор боевикам, как, к примеру, Узбекистан. К тому же рельеф туркменской территории в основном ровный и пустынный. В таких условиях воевавшие в Сирии террористы чувствуют себя вполне комфортно. То есть все тактические приемы, которые они применяли там, могут оказаться вполне эффективными и здесь.

Успешное вторжение в Туркменистан позволит захватить одно из крупнейших в мире газовых месторождений Галкыныш. Кроме того, через эту страну лежит прямая дорога на нефтеносный запад Казахстана, в котором, кстати, наиболее сильны радикально-исламистские настроения.

Потенциальные угрозы для региона, по мнению экспертов, существуют. Однако ситуация пока контролируется.

— ОДКБ проводит учения в этом направлении, — говорит Марс Сариев. — Также осуществляется перебазирование дальней авиации в Таджикистан. Можно сказать, принимаются превентивные меры. Усиливается работа и в рамках ШОС. Потому что речь может пойти не только о Центральной Азии, но и о Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.

Но планы тех, кто ставит на недобитых боевиков ИГ для дестабилизации обстановки в нашем регионе, думается, не изменятся.

Сюжет:

Война в Сирии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру