Ирбисы в Казахстане стали мифическими существами

Они способны перемещаться, не наследив

Снежный барс по достоинству считается королем снежных вершин, но носить это гордое звание приходится украдкой, бесшумно и незаметно, чтобы три шкуры не спустили. Ирбис — очень осторожная кошка, эта особенность не только уберегает ее от встречи с браконьерами, но и не дает ученым возможности определить места постоянного обитания, а значит, и помочь хищнику.

Они способны перемещаться, не наследив

Опасения подтвердились

За последнее несколько лет снежный барс уже не раз показывался в низкогорных районах Заилийского Алатау — этот факт широко известен и задокументирован. Что именно заставило кошку спуститься так близко к городу, ученые не знают, возможно, миграция копытных, которые составляют основу рациона, а может быть, и особенность конкретно нашего ирбиса с казахстанской пропиской.

«Здесь ирбисам ничего не угрожает», — заверили нас в управлении Иле-Алатауского национального парка. Кошка под защитой и в безопасности, ведь местные егеря не подпускают браконьеров и на километр. Оно и понятно, парк граничит с самым крупным городом страны, и в его окрестностях особо не погуляешь с ружьем на перевес, другое дело — дикие места. На территории Казахстана есть множество других зон, которые также находятся под охраной государства, но они отдалены от случайных туристов и прочих «лишних» глаз. На таких территориях егерям работать намного сложнее.

Одним из таких диких, не тронутых человеком мест является Катон-Карагайский национальный парк. Он является самым большим национальным парком в Казахстане, его площадь составляет практически шесть с половиной тысяч квадратных километров. Эта уникальная особо охраняемая природная территория расположена в казахстанской части Алтая. На территории парка обитают виды животных и птиц, которые внесены в списки Красной книги Международного союза охраны природы и Республики Казахстан. Это четыре вида млекопитающих: снежный барс, архар-аргали, каменная куница и ночница Иконникова; тридцать видов птиц, среди которых горбоносый турпан, сапсан, сокол балобан, скопа, беркут, могильник, филин, серый журавль, журавль-красавка, алтайский улар; из рыб один вид — таймень; из беспозвоночных два вида насекомых — жужелица Михайлова и жужелица восхитительная, которая является гордостью национального парка.

Ранее снежный барс обитал на хребтах Южный Алтай, Тарбагатай (Бухтарминский), Сарымсакты и Катунский. Но массовое и бесконтрольное истребление снежного барса, которое пришлось на 50-60-е годы, привело к тому, что кошек там практически не стало. Это сейчас снежный барс является символом южной столицы, а в те годы он считался вредителем.

За последний десяток лет в Катон-Карагайском парке изредка попадались следы хищника, но частота таких случаев сократилась до такой степени, что возник справедливый вопрос: сохранился ли вообще снежный барс в Катон-Карагайском заповеднике?

Чтобы получить ответ, положительный или отрицательный, еще весной 2017 года в Восточном Казахстане стартовал ряд экспедиций, инициированных Алтае-Саянским отделением Всемирного фонда дикой природы (WWF). Участниками экспедиций стали сотрудники Катон-Карагайского нацпарка и партнеры WWF в Казахстане — Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия (АСБК). С июля по октябрь этого года сотрудники АСБК провели три экспедиции по территории Катон-Карагайского нацпарка, установили девятнадцать автоматических камер (фотоловушек) в местах наиболее вероятного появления редкого хищника. Конечно, в масштабах парка такое количество техники сопоставимо с каплей в море, отсюда и весьма небольшая вероятность успешности всей операции, но с учетом того, что в Казахстане практически отсутствует госфинансирование изучения темы ирбиса, упустить такую возможность было недопустимо.

В первой экспедиции не удалось найти следов короля вершин, зато выявили признаки браконьерского промысла: ловушки, капканы, проволочные петли. Следы людей и транспорта на территории парка свидетельствовали о том, что животные нацпарка все время находятся в зоне риска. Нельзя утверждать, что это была охота именно на ирбиса, однако исключать возможность попадания в ловушку снежной кошки нельзя.

Браконьерское снаряжение уничтожили, но самое большое разочарование ждало специалистов впереди. Во время последующих двух экспедиций их участники наблюдали сибирских горных козлов, маралов, алтайских уларов. Фотоловушки за несколько месяцев работы зафиксировали проходы сибирских горных козлов, медведей и других животных, но ни одного снежного барса. По результату экспедиции эксперты сделали вывод, что численность ирбиса в Катон-Карагайском национальном парке после его уничтожения до сих пор так и не восстановилась.

Ложная тревога

Полученные результаты разочаровали специалистов, ведь приблизительная численность ирбисов в Казахстане варьировалась в пределах от 150 до 200 особей, а отрицательный результат говорил о том, что правдоподобней выглядит первая цифра. Но, несмотря на это, приняли решение об организации еще одной экспедиции. Как и прежде, главным инициатором и организатором выступил фонд WWF. На этот раз состав группы поменялся — его сформировали из ученых Института зоологии комитета науки МОН РК: Рыспека Байдавлетова (руководитель экспедиции), Алексея Грачева, Эрика Байдавлетова, Салторе Сапарбаева и Санжара Кантарбаева.

В конце ноября команде исследователей в течение двух недель предстояло обследовать все потенциальные места обитания ирбиса в казахстанской части Алтая с целью обнаружения следов пребывания этого уникального хищника, а также развернуть сеть фотоловушек в соответствии с новой стандартизированной программой мониторинга снежного барса, разработанной WWF.

Несмотря на многолетний полевой опыт, задача перед исследователями стояла не из легких. Сейчас специалисты еще находятся в экспедиции, но «МК» удалось связаться с ними по сотовой связи и даже получить снимки с места событий. Как рассказал один из ее участников Алексей Грачев, руководитель отдела териологии и центра мониторинга снежного барса Института зоологии МОН РК, экспедиция оказалась непростой и маршрут приходилось корректировать уже на месте. Дело в том, что передвижение группы было ограничено из-за высокого снежного покрова и короткого светового дня. Но, как заверил специалист, благодаря слаженной работе и взаимной помощи сотрудников Катон-Карагайского национального парка экспедиция завершилась успешно.

После двух недель обследования территории парка результат превзошел ожидания. Ученым удалось достоверно зафиксировать следы четырех разных особей снежного барса. Более того, два следа принадлежали самке ирбиса с котенком. Другим важным фактом, который отмечают специалисты, оказался результат тропления (выслеживания) этих следов. В результате установили, что самка с детенышем пришла на территорию парка Российской Федерации. Была это смена «ПМЖ» или случайный заход, предстоит выяснить. Этот факт не является научной сенсацией, поскольку алтайский очаг обитания ирбиса является общим в этой обширной горной системе, охватывающей сопредельные области Казахстана, России, Китая и Монголии, однако он дает ученым дополнительные знания в деле сохранения этого редкого вида в трансграничном аспекте. Грачев считает, что даже несмотря на то, что на этом этапе собранная информация является предварительной, она уже говорит о положительной тенденции.

«В марте 2018 года нам предстоит повторно обследовать Катон-Карагайский национальный парк на предмет присутствия ирбиса, где главной задачей станет проверка установленных нами 20 фотоловушек, — сообщает специалист. — Именно тогда мы сможем более подробно разузнать ситуацию со снежным барсом в этом регионе. Кошка сохранилась, и ее нужно оберегать!».   

Первый этап по внедрению новых технологий завершен, и ученые уже расставили сеть автоматических камер как в Катон-Карагайском нацпарке, так и на прилегающих к нему хребтах Саур и Тарбагатай в соответствии с требованиями программы мониторинга.

Второй этап работ стартует уже в феврале-марте 2018 года, когда специалисты проверят установленные ранее камеры и соберут информацию о численности ирбиса и его жертв.

Таким образом, ранее выдвинутое мнение было опровергнуто, что, несомненно, радует. В Катон-Карагайском нацпарке ирбис сохранен! Теперь Казахстан наряду с Россией и Монголией станет тестовой площадкой для апробации новой методики мониторинга популяции ирбиса. Эту программу разработали в 2017 году специалисты Алтае-Саянской программы WWF в сотрудничестве с экспертами Университета Нью-Йорка.

Справка МК: Численность снежного барса в мире сегодня подсчитана лишь приблизительно — специалисты называют цифры от 4000 до 6000 особей. Кроме того, в разных странах применяют разные подходы к сбору информации о распределении группировок и используют разные методики анализа и учета данных. Это не позволяет сравнивать цифры и оценивать эффективность природоохранной работы. Новая методика учета численности, которую WWF предлагает использовать во всем мире, позволит узнать минимальную численность ирбиса в ключевых местах обитания хищника и оптимизировать работы по изучению и сохранению одного из самых скрытных кошачьих.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру