Казахстан в списке отстающих и неуспевающих по уровню развития системы образования

30 ноября 2017 в 14:49, просмотров: 1862

В Глобальном индексе конкурентоспособности 2015-2016 годов Всемирного экономического форума (далее - ВЭФ) Казахстан занимает 42-ю позицию среди 140 стран мира. Из 12 индикаторов образования и науки прогресс достигнут по восьми, в том числе по качеству системы образования и научно-исследовательских организаций, доступу школ к интернету, доступности исследовательских и образовательных услуг. Прогресс страны в достижении целей развития тысячелетия отмечает ЮНЕСКО. Казахстан входит в десятку стран-лидеров по индексу развития образования. Отечественные школьники стали серьезными конкурентами зарубежным сверстникам в международных интеллектуальных олимпиадах и научных соревнованиях. Признана соответствующей международным стандартам образовательная деятельность высшей школы страны. Девять университетов отмечены в рейтинге QS-2015. Несмотря на все достижения, есть ряд сдерживающих факторов.

ВЭФ обозначил 16 видов знаний и умений успешного в XXI веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность. Казахстан в рейтинге ВЭФ “Исследование расхождений в навыках XXI века” находится в группе стран с низким уровнем познавательного и эмоционального интеллекта школьников. Уровень компетенций и личных характеристик значительно ниже базовых навыков.

Количество сельских школ преобладают над городскими более чем в три раза (при этом учащихся городских школ больше). Количество малокомплектных школ составляет 44% от общего числа организаций среднего образования. Ветхие здания школ с превышенным сроком эксплуатации (1950-1970 годов постройки) переходят в разряд аварийных. И таких насчитывается более 60. При этом 88% учебников, поступивших от издательств, направляются на доработку. Научно-педагогическую экспертизу с первого раза проходят только 7%.

Низкими остаются показатели доступности школ к мировым образовательным интернет-ресурсам: в системе электронного обучения задействовано только 1075 школ. Остается высокой потребность в учителях-предметниках со знанием английского языка. Качественный состав педагогов школ с высшей и первой квалификационными категориями составляет лишь 49,8%. Только 0,6% учителей школ имеют степень магистра.

Пятибалльная система оценивания не отражает реальный уровень знаний обучающихся. Казахстанские школьники по итогам PISA-2012 все еще отстают от сверстников из стран ОЭСР по математике на 1,5, естествознанию - на два и по чтению - на 2,5 года. Разница между лучшей и отстающей школами по итогам ежегодного ЕНТ составляет 60%. Не получило широкого распространения внедрение механизмов подушевого финансирования в школах. Попечительские советы общеобразовательных школ выполняют больше функции родительских комитетов, не имея полномочий финансовой автономии.

Это далеко не полный список проблем в среднем образовании, которые требуют решения. А решать их намерены чиновники в рамках реализации Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы.




Партнеры