Каждая встреча с браконьерами в каспийской акватории заканчивается стрельбой

Справиться с браконьерами, беспощадно вылавливающими осетровых в этом море и в реке Урал, правоохранители не в силах

Не придумано еще технологий, которые бы полностью искоренили браконьерство. А если учесть, что акваторию делят между собой пять стран: Азербайджан, Казахстан, Иран, Россия и Туркмения, то излишне говорить о том, что сохранить популяцию редкого вида рыб еще сложнее.

Справиться с браконьерами, беспощадно вылавливающими осетровых в этом море и в реке Урал, правоохранители не в силах

Деликатес с риском для жизни

К примеру, Казахстан объявил мораторий на ловлю рыбы осетровых пород. Знают ли об этом российские браконьеры, выходящие в «рейды» и вооружившиеся автоматами «Калашников»? Наверняка. И тем не менее выходят. При этом при первой же опасности автоматы применяют смело. Достаточно посмотреть на сводки правоохранителей, публикуемые в республиканских СМИ.

«На Каспии задержали четырех дагестанцев, промышлявших браконьерством. У них изъяли крупную партию рыбы ценных пород и двух тюленей», — сообщила пресс-служба погранвойск. Нарушители остановились только тогда, когда военные открыли огонь. Для начала — по двигателям лодки. А продолжения не понадобилось.

«После применения оружия в предупредительных целях нарушителей остановили. На борту находились четверо граждан Российской Федерации (жители Дагестана). Осмотровой группой обнаружены рыба осетровых пород в количестве 100 штук, два тюленя, одна белуга весом около ста килограммов и снасти длиной около двух с половиной километров», — говорится в сообщении.

И если в этот раз, применив оружие, пограничники никого даже не ранили, то в предыдущих случаях столкновений с браконьерами доходило даже до жертв.

В ноябре 2010 года, увидев катер казахстанских пограничников, браконьеры не собирались сдаваться. Уходя от преследования, они открыли огонь из автоматов, на что получили адекватный ответ. В результате 11 человек задержали, а еще двоих застрелили.

Эту операцию силовики готовили долго и тщательно. В группу захвата вошли сотрудники сразу нескольких ведомств: водной полиции, рыбоохраны и областной прокуратуры. Ее организовали после того, как от ранее задержанных за браконьерство граждан Дагестана оперативники получили информацию об их подельниках.

«При Атырауской областной прокуратуре создали мобильную группу. Вечером, 3 ноября, в море обнаружили четыре рыболовецких байды, с которых велся лов рыбы. При попытке задержания браконьеры открыли огонь. В возникшей перестрелке двое граждан Дагестана погибли. Одиннадцать задержанных этапированы в Атырау», — сообщили в ведомстве.

Когда все в округе браконьеры…

Время идет, а преступлений, связанных с незаконным ловом осетровых, меньше не становится. Причем речь идет не только о действиях браконьеров из сопредельных государств, но и о наших согражданах. Ведь для большинства жителей поселков вокруг Атырау лов осетровых — единственный доход. И, защищая его, они готовы на все.

Вновь твердость своих намерений сельчане продемонстрировали полицейским в апреле этого года, когда в селе Жанбай Исатайского района они в буквальном смысле «отбили» у силовиков автомашину с незаконно выловленной рыбой.

«При проведении оперативных мероприятий сотрудники полиции остановили для проверки автомашину «УАЗ» без государственных номеров. Водитель бросил машину и сбежал с места», — сообщили в пресс-службе ДВД Атырауской области.

Попытки оформить груз тоже не принесли результатов. Его владелец, вновь появившийся на месте задержания, уверил, что сам рыбу не ловил, а только купил ее с рук на трассе.

Когда же в машине обнаружили несколько километров рыболовных сетей, отпираться было уже бессмысленно. Тогда вместе с группой поддержки мужчина устроил с полицейскими кулачный бой.

«При осмотре автомашины обнаружили рыбу частиковых и осетровых пород в большом количестве. И сети. При попытке транспортировать автомашину в местный РОВД в село Аккистау появились группа неизвестных людей в масках. Они стали препятствовать сотрудникам полиции. Участковый инспектор, участвовавший в задержании автомашины, был вынужден вызвать помощь из РОВД. Однако к этому времени число неизвестных людей увеличилось, прибыли еще несколько десятков человек», — сообщили в областной полиции.

Пока происходила потасовка, один из подельников браконьера, воспользовавшись тем, что силовики отвлеклись, завел автомобиль и уехал.

В аналогичные ситуации не раз попадали и пограничники. И учитывая то, что местные браконьеры всегда получали поддержку от сельчан, к которым в большинстве своем относятся и сами стражи границ, порой даже были вынуждены применять оружие.

Свое «дело»

Полицейских жители поселков вокруг Атырау и вдоль реки Урал не любят. Но охотно делятся тонкостями собственного выживания с заезжими.

Скрывать им особо нечего, так как власти в этих местах не то чтобы нет, но справиться с браконьерами она попросту не может. Еще 5-7 лет назад спецназовцев областного СОБРа, собиравшихся проводить рейд по выявлению браконьеров, они встречали на границе поселка наперевес с вилами и граблями. И даже «побеждали», так и не пустив оперативников и спецназ в свой аул.

— У нас выхода нет, — говорит один из местных жителей. — Никакой другой работы тут не найти. Ее просто нет. Поэтому и браконьерничаем.

По словам местных, у них в поселках есть даже самые настоящие икорные бароны. К такому можно прийти и попросить денег при любой необходимости. И отказа не будет. Мало того, денег даст еще и на лодку с мощным мотором, и на снасти, и на GPS-навигатор, чтобы сети в море «не потерять». Заем возвращается постепенно. Условие одно — улов и икра на сторону не продаются. Все сдается только ему.

— Да, цена не как на рынке, но на жизнь хватает, — говорит местный житель.

По словам экспертов, долго так продолжаться не может. По их мнению, с таким отношением осетровые породы рыб могут исчезнуть в Казахстане уже в ближайшие 4-5 лет.

— По данным казахстанского Агентства прикладной экологии, популяция осетровых за три года снизилась с 3 до 1,3 миллиона особей. То есть в среднем ежедневно уничтожается около 2000 рыб. При подобной динамике к грани полного исчезновения осетровых мы подойдем в самое ближайшее время, — считает заместитель генерального прокурора РК Андрей Кравченко. — В Казахстане всего два моря, одно из которых, Арал, утратило былое значение. Каспийское море тоже уже не будет прежним, если в нем перестанет водиться осетр. А учитывая добычу нефти в регионе, изменение водности реки Урал и массовый вылов рыбы, исчезновение осетровых вполне реалистично.

— Эффективность защиты биоресурсов крайне низка, — считает официальный представитель Атырауской территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира (рыбоохрана) Олег Тушканов. — Максимум наказания для браконьера — это штраф либо срок условно. Штраф от браконьерства ничтожен, а доходы от него позволяют перекрывать все издержки. Давайте сравним. Например, чтобы браконьеру выйти в море, ему необходимо в среднем потратить около 50 тысяч долларов: байда — 10-15 тысяч, два мощных мотора по 250-300 лошадиных сил по 15 тысяч каждый плюс в море необходимо иметь два гармина (GPS-навигаторы) по 500 долларов каждый, плюс стоимость орудий лова и бензина. А одна браконьерская сетка в море при хорошем улове тянет на три месячных заработка трех сотрудников рыбоохраны при их заработной плате от 65 до 95 тысяч тенге в месяц. На воде непросто сохранять принципиальность и честность, а низкая зарплата инспекторов порождает коррупцию, с которой мы все боремся.

По цене золота

Понимая то, что в природе осетровые стремительно исчезают, нашлись предприниматели, решившие наладить их разведение и получение икры в искусственных условиях. Дело это хлопотное, но дивиденды, как показывает практика, очень неплохи.

К примеру, рыбные заводы Жамбылской и Южно-Казахстанской областей со следующего года начнут поставки черной икры в Европу. Европейские страны готовы закупать около тысячи тонн казахстанской продукции в год. Но отрасль испытывает проблемы. Основные — слабая господдержка и отсутствие кормовой базы.

Практически исчезли и так называемые рыбзаводы. Из некогда существовавших 47 рыбоводных предприятий в Казахстане осталось всего одиннадцать. Семь находятся в ведении Министерства сельского хозяйства, четыре из-за полной изношенности выставлены на приватизацию.

Хотя, по мнению некоторых экспертов, если бы государство уделило вопросам рыбоводства большее внимание и средства, то осетровые и черная икра могли бы стать самой настоящей визитной карточкой Казахстана.

А если учесть цену на такую рыбу и ее икру, то в пору было бы говорить и об увеличении поступлений в бюджет. Однако сегодня рыбоводством занимаются в основном частные компании. Их немного, и объемы, соответственно, невелики.

Сейчас в Казахстане в восемь раз больше импортируемой рыбы, чем производимой в стране, утверждают специалисты. Кризис товарного рыбоводства, наступивший в начале 90-х, продолжается до сих пор. Сегодня в стране с трудом наберется около сотни рыбхозов, питомников и частных хозяйств. Оборудование на многих морально устарело, равно как и сам рыбный сервис.

И наконец: в ходе рыбоохранной акции «Бекре-2017» в Атырауской области, продолжавшейся всю весеннюю путину на реках и в Каспийском море, у браконьеров и перекупщиков изъяли 62 тонны 245 килограммов рыбы. Из них 2 тонны 516 килограммов осетровых видов. Конфисковано 11 килограммов икры рыб осетровых пород. Изъято также 3622 орудия лова, возбуждено 123 уголовных дела, 42 из которых уже направили для рассмотрения в суд.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру