В Казахстане скоро примут очередную стратегию развития - на этот раз до 2025 года

Конец года принес казахстанцам еще одну благую весть

Пока пользователи социальных сетей спорят о повышении цены на бензин, а затем и на все остальное, в стране готовится очередная государственная Стратегия развития. Надо полагать, ускоренная. Поскольку на этот раз она рассчитана до 2025 года.

Конец года принес казахстанцам еще одну благую весть

Реформы — это как смена времен года

Уж неизвестно, чем это вызвано. То ли ждать не хотят до 2030-го, то ли 2050-й вообще посчитали очень далеким, а ведь к означенным годам у нас, напомним, тоже есть соответствующие программы развития. Но финишную ленточку ощутимо приблизили. Аккурат ко времени полного перехода на новый алфавит.

Всю свою жизнь в условиях независимости мы живем в режиме реализации стратегий и реформ. Хотя основная часть обывателей, мягко говоря, не совсем понимает, в чем это выражается.

Возьмем на себя смелость пояснить. Платное образование — это такое образование, которое мы получили именно после его реформы. Бесплатная по закону, но платная по сути медицина, пытающаяся стать страховой, — это ведь тоже реформа! Но уже медицины.

Инфляция, девальвация и прочие скачки национальной валюты — это все присуще нашей реформированной финансовой системе. Повышение налогов — реформа налоговой системы. Переименование милиции в полицию — реформа правоохранительных органов. Ну и так далее. И все это вместе укладывается в стратегию реформ.

Понятно, что, отколовшись от материка под названием СССР, мы, оставшись наедине со своими проблемами и не имея опыта их самостоятельного решения, должны были что-то делать. Что-то менять, а значит, реформировать. И прежде всего — экономическую модель.

К нам стали целыми подразделениями прибывать десанты всезнающих западных экспертов и консультантов, которые нарисовали основные принципы фискальной модели — налог на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы, подоходный налог и т.д. Правда, надо сказать, что люди наши тоже оказались не лыком шиты. И то и дело выискивали и нередко находили законодательные дыры и лазейки, чем во многих случаях с успехом и пользовались. Впрочем, это частности.

Поначалу все это вроде как виделось неизведанным. А потому сложным. Но, как оказалось потом, ничего особенного. Кто-то с высокой трибуны сказал, что сотни государств во всем мире, начиная с Индии и заканчивая африканскими странами, получив независимость, создавали собственную политическую, финансовую, правоохранительную, налоговую и прочие системы. И мы, мол, ничуть не хуже.

Начав одну реформу, мы приступили к второй. Затем — к третьей, четвертой. И пошло-поехало. Так что с самого 1991 года и по сей день в условиях непрерывных реформ у нас уже выросло целое поколение. А экономика тем временем трансформировалась из плановой социалистической в некое подобие бесплановой капиталистической.

Стратегия стратегии не рознь

Теперь же у нас полно своих реформаторов. Все они отучились в заграницах. И теперь вот разрабатывают различные программы и планы. Так, вначале появилась, как мы уже упомянули выше, Стратегия развития «Казахстан–2030». Затем — «Казахстан–2050». И вот теперь вдруг во всеуслышание заговорили об очередной Стратегии развития — до 2025 года.

А говорили о ней на круглом столе на прошлой неделе в Алматы, где привели доводы ее разработчиков. Они утверждают, что новая стратегия уж точно приведет к активному росту экономики и более того — ее примут до конца этого года.

Напомним, что разработка нового идеологически-экономического документа началась еще в бытность министром экономики Ерболата Досаева. Продолжилась в период Куандыка Бишимбаева. И теперь вроде как вышла на финишную прямую. Как объявили во время презентации, план должен конкретизировать реализацию Стратегии «Казахстан–2050». То есть, надо полагать, явиться ее предварительным этапом.

Основные ее пункты выглядят следующим образом: «Трансформация мирового технологического уклада», «Возрастание угроз национальной безопасности», «Переформатирование глобальных процессов».

По словам авторов проекта, он пребывает в завершающей стадии разработки, которую завершат ориентировочно уже в ноябре-декабре текущего года.

Документ представляет собой долгосрочное видение развития Казахстана до 2025 года и включает в себя семь системных реформ. При этом отмечается, что ставку в реализации этой стратегии сделают на качество с применением цифровых технологий в развитии экономики. Общая программа строится на трех направлениях — политически-институциональное, модернизация общественного сознания и модернизация экономики.

Одни из основных задач: радикально и в короткие сроки сократить участие государства в экономике; перейти от политики «большого скачка» к политике последовательного повышения экономической сложности, от экономики спроса — к экономике предложения; перераспределить ответственность государства, бизнеса и граждан в социальной сфере; сместить акценты в образовательной политике с предоставления знаний к привитию навыков; усилить адресность социальной помощи; укрепить казахстанскую идентичность и сплоченность на принципах гражданства и патриотизма.

В документе описывают пять основных принципов реализации плана: повсеместная ориентация на производимость и качество, но акцент при этом на преобладании качества; конкуренция как стимул для роста; развитие и внедрение новых технологий; цифровизация экономики; активная роль регионов в развитии страны и их сбалансированное развитие.

Новые драйверы роста — высокопроизводительные сферы промышленности, услуг и агропромышленного комплекса должны стать фундаментом наукоемкой экономики.

Кроме того, стратегия предусматривает структурную модернизацию, обеспечение верховенства закона и прав человека, безлимитную свободу предпринимательства и рынка. Согласно документу, в обозримом будущем Казахстан станет страной равных возможностей, доступных медицинских услуг, комфортного жилья и экологии, а также качественного образования. Заработает единый интегрированный рынок по лучевому принципу, обеспечивающий равное парт-нерство между государством, бизнесом и гражданами.

При этом уточняют, что план обсуждали с представителями бизнеса, от которых приняли около четырехсот предложений, из них приняли две трети.

В общем все это позволит нашей стране сохранить лидерство в Центральной Азии и пребывать в дружбе и взаимоуважении со всеми странами и международными организациями при участии во всех интеграционных процессах. И еще — главным ориентиром программы остается вхождение Казахстана в список 30 наиболее развитых стран мира.

Гладко будет на бумаге

Но это все в идеале. Как же будет на самом деле, покажет время. А пока к разработчикам масса вопросов. Не у нас, а у представителей финансово-экономических кругов нашей страны.

К примеру, прозвучало мнение, что сокращение участия государства в экономике может означать передачу основных ее ресурсов в руки олигархов, что может повлечь за собой захват ими экономической власти, создание кланов и т.д. Некоторые пункты означают, что государство собирается снять с себя социальную ответственность и переложить ее на бизнес и общество.

Кроме того, эта мера якобы позволит транснациональным корпорациям получить беспрепятственный доступ к казахстанским активам, а впоследствии полностью захватить казахстанское экономическое пространство.

Возможно, эти доводы не лишены основания, если учитывать нынешнее состояние нашей экономики. В частности, положение в банковском секторе, на оздоровление которого сейчас бросают едва ли не все силы. Такого же оздоровления, по словам оппонентов разработчиков, требует и сельское хозяйство. К тому же национальные компании гнутся под грузом внешних долгов.

По словам главы Народного банка Умут Шаяхметовой, эта стратегия разрабатывалась без участия надзорного ведомства.

— Когда мы спросили о развитии финансового сектора, в программе ему уделили две страницы, — сказала она. — То есть очень узко уделено внимание. Без диалога невозможно решать проблемы. Мы, банки, сильно зависим от экономики. С одной стороны, некого кредитовать, при этом заемщики говорят о том, что нет доступных денег, потому что банки нездоровые и ставки высокие. Нужно провести работу над ошибками и проанализировать результаты по предыдущим планам развития страны.

Есть еще один момент, на который обратили внимание участники обсуждения. Мы уже давно слышим о том, что Казахстан преодолел сырьевую зависимость и мало оглядывается на мировые цены на нефть. Что наша страна в полный рост внедряет инновационные технологии, строит «зеленую» энергетику и уже вступила в третью фазу индустриализации. Но, согласно новой стратегии, все эти задачи нам только предстоит решить.

То есть, согласно прозвучавшему мнению, в новой стратегии, по сути, нет ничего нового. И намеченная программа в основном дублирует то, о чем сказали в двух предыдущих.

Также довольно пессимистично на новую стратегию смотрит председатель правления Банка ЦентрКредит Галим Хусаинов.

— Любая программа, которая ставит перед собой цифровые достижения, может быть успешна только в частном секторе, — сказал он. — Но в государственном масш-табе установление планов — эфемерная задача. Я хотел бы остановиться на более концептуальных вещах и начать с базовых проблем. Сколько бы мы программ ни писали, не устранив фундаментальные преграды, все наши инициативы вряд ли реализуют.

Не добавил оптимизма и презентовавший программу председатель совета по конкурентоспособности Национальной палаты предпринимателей Ельдар Абдразаков.

— У нас те же предметы, которые использовали 50-70 лет назад, — сказал он. — Хотим выполнить пятилетку за четыре года. Наши планы не поменялись, и ничего нового не произошло. К сожалению, остаемся на базовых вещах. Мы ищем ответы на два вопроса — кто виноват и что делать? Пришли к тому, что вырастили поколение безразличных людей. Например, детям не позволяем играть с огнем, и это привело к тому, что поколение не умеет с ним обращаться. Мы вырастили бизнес, который больше ориентирован на личные результаты. И это большая проблема, потому что мы продолжаем двигаться в таком направлении. И приходим к выводу о том, что нет однозначных решений. Люди готовы к проблемам и хотят их решать. Единственное, к чему они не готовы и от чего у них опускаются руки, — к хроническим проблемам.

Но мы-то ведь оптимисты. И обязаны верить в светлое будущее и успешную реализацию предлагаемой стратегии. Тем более что альтернативы-то все равно нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру