В Казахстане 44% из 9 миллионов оказанных госуслуг оказаны в электронном формате

Веб-пространство — это теперь отнюдь не только «развлекаловка»

1 ноября 2017 в 06:58, просмотров: 636

Одной из основных целей создания электронного правительства являются оптимизация процесса получения государственных услуг, а также отсутствие необходимости физического посещения соответствующих учреждений. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) позволяет получать интерактивные услуги, будь то адресная справка, уплата налогов или проведение любой другой операции.

В Казахстане 44% из 9 миллионов оказанных госуслуг оказаны в электронном формате

Заглянуть в будущее

Получить ЭЦП несложно, достаточно лишь один раз прийти в ЦОН (Центр обслуживания населения), где менеджеры помогут все оформить. Сам процесс получения этого «ключа» детально расписан на портале самого этого электронного правительства egov.kz, и многие обзаводятся этим инструментом, однако, получив ЭЦП, пользуются ею крайне редко. Статистические данные показывают, что многие граждане продолжают обращаться в госорганы по старинке, то есть отстаивать очереди и тратить свое личное время.

Чтобы как-то изменить ситуацию и разгрузить госучреждения, которые нередко переполнены желающими пообщаться с работниками ЦОНов, разработчики создают новые, более универсальные и понятные простому обывателю проекты.

Так, в рамках реализации концепции Smart City в этом году в Алматы начал свою работу портал Open Almaty, который призван помогать в решении жизненных ситуаций горожан и гостей южной столицы. Реализацию самого проекта разбили на два этапа.

Первый — запуск виртуального пространства (сайт open-almaty.kz), то есть портала, на котором отображены различные жизненные ситуации, а также в буквальном смысле расписаны пути их решения. Официальное открытие интернет-площадки провели в июне 2017 года, и об особенностях этого ресурса мы писали ранее. Одним из последних нововведений этого сайта, которое могло бы заинтересовать многих горожан, является открытие «Планов работ города». В этом разделе человек в интерактивном режиме может узнать в деталях о проводимых городом ремонтных работах и о запланированных реконструкциях.

Плановая замена асфальтового покрытия во дворе, строительство остановок транспорта, реконструкция арычных сетей, благоустройство дворовых площадок и прочие работы, проводимые городом, теперь доступны для всех. Правда, на этой карте отображены лишь краткосрочные планы на 2017 и 2018 годы. Если говорить о долгосрочных перспективах, то этой информации вы там пока не найдете.

Второй этап реализовали в сентябре, и он подразумевает работу общественной приемной акимата города по принципу открытых дверей и доступности населению. Другими словами, это уже не виртуальная среда, а реальная площадка, куда можно прийти и озвучить менеджеру существующий вопрос или проблему. То есть организован непосредственный контакт представителей различных госучреждений с населением.

Недостаточно иметь «ключ», нужно им пользоваться

В общественной приемной можно встретиться с представителями любого из всех восьми алматинских акиматов, а также представлены пять ключевых организаций, по линии которых приходится больше всего жалоб от горожан: от вопросов общественного транспорта до налогового комитета.

— Это дает возможность оперативно решать возникшие трудности, — поясняет Еркебулан Кенжебулатов, официальный представитель общественной приемной акимата Open Almaty. — Допустим, человек пришел с отпиской, в которой говорится, что его проблема сейчас не может быть решена… Он может тут же обратиться в прокуратуру, представители которой также представлены в общественной приемной. То есть получатель услуг сразу на месте узнает алгоритм действий, позволяющий максимально быстро решить возникшую проблему. Еще одно новшество — тематические встречи с населением, позволяющие снять наиболее глобальные общественные вопросы. Для того чтобы получить четкие ответы, мы на эти встречи приглашаем тех представителей, которые компетентны в конкретном вопросе. Много было неясных моментов по обязательному медстрахованию — их разрешили после того, как представители фонда ОСМС и управления здравоохранения буквально на пальцах объяснили основы этого нововведения. В перспективе встреча с населением по теме транспортного холдинга и системе «Онай», платных парковок и т.д.

Это место послужило фундаментом для организации еще одного нового проекта — «Ярмарки государственных услуг». Цель проведения ярмарки также направлена на указание преимуществ получения услуг через государственную корпорацию «Правительство для граждан» и портал «электронного правительства».

Всего в Алматы государственные услуги оказываются 48 госорганами, и представители 23 из них приняли участие в ярмарке. Как подчеркнули специалисты во время интервью, алматинцы хоть и прибегают к электронным услугам, но все же используют их редко.

— Сорока восемью госорганами предоставляются 353 услуги, — рассказала Айгуль Байханова, руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействия коррупции по городу Алматы. — Из них за девять месяцев текущего года оказали около 9 миллионов госуслуг и лишь 4 миллиона — в электронном формате. То есть большая часть услуг, а это практически 60 процентов, оказывается тем, кто по-прежнему предпочитает посещать все инстанции и учреждения. В Алматы более 640 тысяч горожан имеют ЭЦП, но далеко не все пользуются заложенными в этот инструмент возможностями — это 42 процента от экономически активного населения (для сравнения, этот же показатель по стране составляет всего 28 процентов). Процент высокий, но продуктивность низкая.

Гладко было на бумаге…

— Это первый опыт, но мы продолжим практику и намерены организовать аналогичные ярмарки в каждом районе города, — продолжила Айгуль Байханова. — Ближайшее проведение ярмарки запланировано в Турксибском и Наурызбайском районах г. Алматы. Объявление о дате и времени проведения ярмарок опубликуют во многих местных СМИ, радио, на сайтах департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции, в структурных подразделениях акимата Алматы, а также в других информационных источниках.

По завершении дневной ярмарки статисты отчитались: в большинстве случаев население интересовалось вопросами, касающимися порядка и условий проведения налоговых платежей, получения лицензии на адвокатскую и нотариальную деятельность, оформления земельных участков и недвижимости.

Всего за прошедший день ярмарку посетили 922 человека, из них за консультацией обратились 727 граждан, получили услуги на месте 195 человек. Все желающие могли получить ЭЦП. Кстати, представители ЦОНа работали оперативно, и «ключ» можно было получить за рекордные 5-10 минут. Для сравнения, в ЦОНе ввиду все тех же очередей этот процесс занимает в два-три раза больше времени.

Также за помощью для прикрепления к медицинским организациям обратилось около 40 человек. Вероятно, эта цифра могла быть гораздо выразительнее, если бы не одно «но». «База зависла» — эта фраза, которая стала уже практически культовой, свойственна практически всем госучреждениям. Оплата налогов, постановка автомобиля на учет, в конце концов, попытка закрепиться за поликлиникой — все эти и ряд других опций казахстанской системы могут быть «заморожены» в любой момент.

«Что приводит к этим осечкам?» — вопрос практически риторический, во всяком случае объективного ответа мы ни разу не слышали. Этот же виртуальный коллапс, произошедший во время ярмарки, объясняли тем, что сейчас проводятся какие-то профилактические работы. Но зачем их проводить в самый разгар рабочего дня? Также без ответа остался и другой вопрос, касающийся программы развития городских дорог… Это явно не добавляет положительных эмоций.

Сама задумка проведения ярмарки полностью себя оправдывает, ведь действительно удобно приехать всего в одно место и решить при этом вопросы сразу в нескольких инстанциях, но реализацию этого функционального и эффективного проекта еще нужно совершенствовать.

И все же закончить хотелось бы на позитивной ноте, которой послужит очередное нововведение алматинского акимата, которое уже в ближайшем будущем ждет горожан — 2018 году планируется внедрение пилотного проекта «Электронный КСК».

Темы недоверия жильцов к КСК и растрат денежных средств всегда остро стояли на большинстве общественных собраний. Теперь, в теории, люди смогут видеть все поступления и распределение финансовых средств. Посредством интернета жильцы смогут узнавать о проводимой работе своего КСК и даже подавать электронные заявки. Побежал кран, сгорела лампочка в подъезде или вывоз мусора проводится несвоевременно — все эти вопросы можно будет адресовать в онлайн-режиме.

В пилотном проекте примут участие лишь девять КСК, а спустя полгода разработчики проекта смогут запустить сайт в работу. В теории войти сюда должны все 824 КСК мегаполиса.

Город делает шаги для того, чтобы жизнь каждого отдельного его жителя стала комфортнее и мобильнее. Так почему бы не воспользоваться этой возможностью?



Партнеры