В Алматы второй год подряд набирает высоту школа молодых ученых-астрофизиков

Похоже, что романтическая и одновременно чрезвычайно сложная профессия исследователей космоса вновь становится популярной у молодежи

К примеру, желающих поступать на юридический факультет в Московский государственный университет стало гораздо меньше, конкурс по заявлениям — пока всего два человека на место. Похожая картина на экономическом факультете. Зато очень популярна у выпускников астрономия.

Похоже, что романтическая и одновременно чрезвычайно сложная профессия исследователей космоса вновь становится популярной у молодежи

Из Памира на Тянь-Шань        

По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, на физическом факультете будущим астрономам в этом году выделено всего 20 мест, а заявлений уже больше 100! Ректор считает это хорошим явлением, потому что: «Были годы, когда конкурса на астрономию вовсе не было».

И есть очень обоснованная надежда на то, что эти годы прошли и наступает время возрождения «звездной профессии». Во всяком случае надежду эту питает вот уже второй год проходящая в Алматы Международная школа молодых ученых стран СНГ. В этом году темой ее стали «Смежные проблемы физики и астрофизики частиц сверхвысоких энергий», и собрала она гораздо больше участников, чем предыдущая, состоявшаяся здесь же год назад.

На этот раз в дополнение к слушателям и лекторам, прибывшим как и год назад из России (в том числе из Сибири), Беларуси, Армении, Азербайджана, Кыргызстана, Узбекистана, и, конечно, казахстанским аспирантам и ученым-астрофизикам, присоединились участники из Молдовы, Украины. Приехала также солидная команда из Таджикистана во главе с деканом и заведующим кафедрой физического факультета Таджикского национального университета.

Кстати, нынешняя школа была четвертой по счету (и второй, прошедшей в Алматы). А начало этой серии школ молодых ученых было положено именно в Таджикистане, где впервые школа прошла осенью 2011 года в Ромитском ущелье неподалеку от Душанбе, а вторая — осенью 2014 года, в Хороге на Памире.

Тогда непосредственным организатором серии выступала Академия наук Таджикистана. Научное руководство осуществляли российские институты и филиалы МГУ, чьи видные ученые прочли цикл лекций при финансовой поддержке со стороны Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, который продолжил ее оказывать всем последующим школам.

То, что первые две школы провели в Таджикистане, особенно в таком труднодоступном месте как Хорог, было не случайно. Тогда еще надеялись на то, что будут успешное становление и дальнейшее развитие Международного научно-исследовательского центра «Памир-Чакалтая», предусматривающего создание на Памире астрофизической установки мирового масштаба.

Но, к сожалению, ожидания не оправдались. Этот проект заморозили до лучших времен, и взоры обратились на Алматы, рядом с которым на протяжении десятилетий проводились исследования в этих областях.

И именно казахстанские физики, прекрасно представляя, какие выгоды для развития астрофизических исследований сулит создание подобного международного центра, предложили тогда коллегам из России убедить правительства двух наших стран помочь в его учреждении на базе Тянь-Шаньской высокогорной научной станции (ТШВНС), основанной в начале 1960-х в горах Заилийского Алатау.

И уже тогда предполагалось, что со временем в центр пожелают вступить научно-образовательные организации Киргизии, Узбекистана, Азербайджана, Армении, Грузии, Беларуси, Молдовы, Украины и, возможно, Таджикистана.

Конечно, алматинская космостанция, развернутая на высоте 3340 метров над уровнем моря, расположена примерно на километр ниже, чем таковые на Памире, где атмосфера более сухая и разреженная, что меньше тормозит космические частицы, но есть и у нас преимущества. Например, в том, что станция находится лишь в 20 километрах от Алматы и за прошедшие годы на ней сделали ряд значимых открытий.

Казахстанским ученым пошли навстречу, и инициатором проведения последующих двух школ — 3-й и 4-й — выступил Физический институт имени П.Н. Лебедева Российской академии наук (ФИАН), являющийся головным учреждением консорциума «Евразийский высокогорный научный центр космических лучей». Кстати, в него наряду с ФИАН входят также Физико-технический институт (базирующийся в Алматы) и сам КазНУ имени аль-Фараби, где прошли последние две школы, а также Назарбаев Университет и Казахстанский институт ионосферы.

Наука любит молодых

Перед слушателями 4-й школы вновь, как и в прошлом году, выступили исследователи в разных областях астрофизики, профессора и доктора наук Московского госуниверситета, Московского физико-технического института (МФТИ), Института ядерных исследований РАН и ФИАНа, а также казахстанские специалисты в этой области из различных научных учреждений. Кроме того, участники побывали на самой Тянь-Шаньской станции, где их ознакомили с проводимыми там исследованиями на самом современном оборудовании.

Среди докладов были как охватывающие широкую тематику, например «Эволюция Вселенной», с которым выступил профессор Белорусского государственного университета Олег Бояркин, так и посвященные конкретным проблемам «Эксперимент Горизонт-Т. Методы и результаты исследования пространственно-временных характеристик широких атмосферных ливней», который предоставил старший научный сотрудник ТШВНС Рашид Бейсембаев.

Как и на предыдущей школе, именитые физики не просто выступили с лекциями по темам — после каждой лекции разворачивалась горячая дискуссия, и школа превратилась скорее в научную конференцию, подавая молодым астрофизикам пример, как им самим следует в будущем активно обсуждать и всесторонне оценивать каждый научный доклад.

Как оценили прошедшую в Алматы школу ее участники? Все оценки — только положительные и в самых позитивных тонах.

— Мне очень понравились вся организация и обстановка, много интересных докладов, — отметил заведующий лабораторией института Космофизических исследований и аэрономии имени Ю.Г. Шафера Российской академии наук Михаил Правдин из Якутска. — Хотелось бы, чтобы эта Школа развивалась и если найдутся деньги, то будет более широкий охват и она сможет внести весомый вклад в подготовку специалистов не только в Казахстане, но и в других странах СНГ. Надо углублять кооперацию — развалились, теперь надо собираться хотя бы по вопросам научных исследований.

— Резко возросло число участников по сравнению со Школой, проводившейся здесь же осенью прошлого года. Появились представители Таджикистана, Молдовы, Украины, — отметил профессор Белорусского государственного университета Олег Бояркин. — Самое основное — среди вновь появившихся участников Школы очень много молодежи, а наука любит молодых.

Кстати, число участников школы определяется объемом финансирования, которое возросло в сравнении с прошлым годом, что стало возможным в силу успешности 3-й школы.

— Ну и тематика школы несколько расширилась, — продолжил профессор Бояркин, — если в предыдущей изучали в основном широкие атмосферные ливни, то теперь появились уже новые доклады по нейтринной физике, телескопам, некоторым проблемам ядерной физики, то есть расширяется не только круг участников, но и круг интересов Школы.

Главное, по мнению профессора, школа имеет право на дальнейшее развитие, тем более что сейчас резко вырос интерес не только государства, но и молодежи к наукам, связанным с космосом.

По мнению декана физического факультета Таджикского национального университета профессора Давлата Солехова, эта 4-я школа, посвященная вопросам современных проблем сверхвысоких энергий, пойдет на пользу не только молодым ученым-исследователям, но и всем странам СНГ для развития их науки.

— Такие школы, такие проекты по решению проблем еще более сближают народы, укрепляют дружбу, взаимопонимание, — считает профессор Давлат Солехов. — У нашего Таджикского национального университета, например, есть договор о сотрудничестве с МГУ, Белорусским и Санкт-Петербургским государственными университетами, Физическим институтом имени Лебедева в Москве, где наши аспиранты и дипломники выполняют свои работы, и мне очень приятно, что для участия в школе прибыли таджикские аспиранты из МГУ, ФИАНа, ведь эти кадры — наше будущее.

Осталось договориться на Земле

Ну а что же уникальный проект создания научного астрофизического центра на Памире? Ведь все астрофизики в странах СНГ ждут, когда решится вопрос — смогут ли они там работать?

К сожалению, этот проект пока не реализуется, но в ближайшее время, как пообещали в Алматы таджикские представители, подпишут соглашение между правительствами России и Таджикистана и решат организационные вопросы. Ведь в тех местах уникальные условия для проведения экспериментов: и географическое расположение станции, и климатические особенности.

Единственным препятствием является то, что в Таджикистане, как признались сами же гости из этой республики, не осталось научных кадров, занимающихся этой тематикой. Но за последние 5-6 лет появились ученые, готовые заниматься этим направлением науки. Так что аргументов для проведения работ в рамках этого проекта стало намного больше.

То, что проведение работ в рамках проекта на Памире может в скором времени возобновиться, подтвердил и один из ведущих организаторов школ старший научный сотрудник ФИАН имени П.Н. Лебедева и директор научно-исследовательского центра «Памир-Чакалтая» Александр Борисов:

— Речь идет о создании высоко в горах Памира астрофизической установки, которая была бы конкурентоспособна с подобными высокогорными экспериментальными лабораториями, как существующими, так и строящимися сейчас в мире. Для проведения исследований космических частиц высоких энергий требуются площадки площадью не менее одного квадратного километра, такую площадку мы нашли на Памире и спланировали размещение на ней комплексной астрофизической установки.

Как отметил ученый, в 2012-13 годах после подписания межправительственного соглашения астрофизики очень интенсивно работали на Памире и возвели много сооружений, но, к сожалению, в 2014 году возникли сложности во взаимоотношениях с властными структурами Таджикистана, а также трудности с утверждением устава нашего международного центра, необходимого для того, чтобы он стал полноправным юридическим лицом и смог эффективно функционировать, получая бюджетное и грантовое финансирование.

Поэтому работы были временно заморожены до решения проблемы с уставом, это состояние длится уже три года. Сейчас, похоже, наметился сдвиг, поскольку с таджикской сторонй поняли, что без участия российских ученых и денег ни о каком функционировании проекта на Памире речи быть не может. Так что уже в этом году запланировано выездное заседание российско-таджикской совместной комиссии, которая проверит сохранность имущества и примет решение относительно подготовленного проекта устава.

Между тем желание работать на Памире уже выразили ученые из разных стран, в том числе и из Казахстана, прежде всего из тех научных учреждений, которые еще в советское время принимали участие в рентгеноэмульсионных исследованиях в этих горах. К ученым из СНГ присоединились также их японские и польские коллеги. В последние годы к эксперименту на Памире проявляют большой интерес итальянские физики, готовые, в частности, безвозмездно передать высокотехнологичную аппаратуру для регистрации космических частиц.

Но смогут ли достичь договоренности заинтересованные стороны — это уже вопрос к чиновникам, а не к ученым.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру