Что делают военные разных стран на территории Сирии, когда хозяева их не звали?

Сирия практически на сто процентов освобождена от бандформирований террористической группировки ДАИШ, которая, в свою очередь, включает в себя другие, присягнувшие ей на верность. Если не считать присутствия на ее территории военного контингента самых разных стран, то теперь иностранное преобладание в этой стране принадлежит России. Но что там делают другие военные и почему Башар Асад до сих пор не прогнал их взашей? Может, о чем-то договорились?

Что делают военные разных стран на территории Сирии, когда хозяева их не звали?

Точка противостояния

Сирийская Арабская Республика уже давно стала полем боя между США и Россией. Без объявления войны друг другу, именно на территории этой страны складывается противостояние двух мировых держав, каждая из которых старается защитить свои геополитические интересы. Одни, как заявляют их оппоненты, с помощью террористов, а другие — в борьбе с ними.

Однако на «арене» появились еще игроки. Так или иначе в боевых действиях на территории САР под предлогом борьбы с терроризмом и громко объявленными целями уничтожить ДАИШ «бросили в бой» свои войска и другие страны-соседи, среди которых Израиль, Турция, Иран, Саудовская Аравия и другие.

И, если участие в кампании некоторых представителей Евросоюза понятно: они входят в западную антиигиловскую коалицию, возглавляемую США, то какие цели преследуют в этой стране вышеперечисленные государства и насколько легально их войсковые подразделения пребывают на чужой территории, нужно разбираться.

— Вот уже несколько лет, как США пытаются расчистить путь под газопровод, который они собрались провести из Катара в Европу, — утверждают эксперты. — Понятное дело, газовую магистраль станут строить американские компании. Но далеко не в этом смысл замысла. Цель — посадить Европу на поставки своего газа и отсечь от них Россию как экспортера голубого топлива, тем самым лишив ее одной из основных статей дохода и продолжая выполнять план Даллеса — Бжезинского по ослаблению и уничтожению России.

Не стоит забывать и о нефтяных месторождениях, которыми богата сирийская земля. А это большие доходы для крупных транснациональных западных нефтяных корпораций, которые они из-за дружбы Башара Асада с Россией терять не собираются.

Центральное командование США на Ближнем Востоке хочет, чтобы нефтяные месторождения на востоке Сирии остались под контролем их «карманных» сил. Этим и объясняется поддержка американцами в борьбе с ДАИШ курдского ополчения как в Ираке, так и в САР. Цель — создать в этом районе союзное Соединенным Штатам курдское мини-государство. А сирийское правительство, состоящее в союзных отношениях с Россией, нуждается в доходах, получаемых от продажи нефти с этих месторождений, для того, чтобы восстановить свою страну.

На словах и США, и Россия находятся в Сирии для того, чтобы воевать с Исламским Государством. Но российские войска находятся там на законных основаниях — по приглашению сирийских властей. Силы Штатов не имеют никаких легальных оснований для того, чтобы там находиться. Пока открыто враждебных действий между двумя сторонами удавалось избегать. Но поскольку сейчас США со всей очевидностью вознамерились осуществить раздел Сирии, открыто сотрудничают с террористами и даже не останавливаются перед убийством российских офицеров, вполне вероятно, что это открытое противостояние может случиться.

Кому союзники?

У России более чем достаточно сил для того, чтобы добить малые остатки ДАИШ в Сирии. Однако в высоких кабинетах прекрасно понимают, что, расправившись с террористами в САР, их не удастся ликвидировать во всем Ближневосточном регионе. Несмотря на все «усилия» западной коалиции в борьбе с ДАИШ в Ираке, влияние боевиков в этой стране растет пропорционально тому, как их «зачищают» в Сирии. Именно поэтому России необходимы союзники и «агенты влияния» именно из числа стран-соседей, которые не всегда по дипломатическим каналам впоследствии смогут оказывать влияние на развитие ситуации. Ими, вероятно, уже стали Иран и Турция.

Последняя, даже несмотря на происшествие в небе над Сирией, где турецкие ВВС сбили российский самолет, в последнее время все чаще делает шаги в фарватере российских интересов. При этом, естественно, не забывая о своих.

На протяжении большей части сирийской войны было два направления турецкой политики: поддержка оппозиционных сил, стремящихся к свержению президента Башара Асада, а также опасения по поводу растущей силы курдов на севере Сирии, которых Анкара считает для себя прямой угрозой. Однако Турция с тревогой наблюдала, как Соединенные Штаты — ее союзник по НАТО — непосредственно вооружали и все больше поддерживали сирийские курдские войска, изгоняющие части ДАИШ из их оплотов на севере Сирии.

Поэтому, когда турецкая армия отправила разведчиков, а затем солдат в контролируемую оппозицией провинцию Идлиб, это вписывалось в определенную логику. Позволило турецким войскам занять позиции рядом с курдским анклавом Африн — домом группировки сирийских курдов, партии «Демократический союз», военизированное крыло которой вооружают Соединенные Штаты. Вторжение в северо-западную провинцию представляет собой существенное изменение в турецком мышлении и еще большие перемены в балансе сил в Сирии.

Ввиду примирения с Россией турецкий ход вписывается в рамки соглашения о «деэскалации», достигнутого в мае с Россией и другим союзником Асада, Ираном, в Астане. Подписанный меморандум подразумевает создание четырех деэскалационных зон.

«Дорога» персов

Иран, который уже неоднократно делал все для того, чтобы обозначить свой дружественный союз с Россией, а соответственно и с поддерживаемой последней Сирией, тоже не остался в стороне.

В середине октября 2015 года потомки Дария активизировали и без того серьезную помощь правительству Башара Асада в Сирии, в том числе перейдя к увеличению численности воинских контингентов, находящихся на территории страны. В Сирию перебросили тысячи иранских военнослужащих. Наиболее подготовленные и хорошо вооруженные подразделения иранской армии оказывали поддержку сирийским правительственным войскам в борьбе с ДАИШ и другими религиозно-экстремистскими группировками.

Вот и на днях начальник генерального штаба Вооруженных сил Ирана генерал-майор Мохаммад Бакери провел переговоры с президентом Сирии Башаром Асадом.

Находясь в Дамаске с официальным визитом, иранский высокопоставленный чиновник поздравил сирийскую армию и вооруженные силы с их недавней, почти окончательной победой над террористической группировкой ИГИЛ в Сирии.

Начальник генштаба Вооруженных сил Ирана также выразил надежду, что терроризм скоро искоренят на всей территории Сирии, и подчеркнул, что иранский народ и правительство продолжат оказывать поддержку Сирии до полного уничтожения терроризма.

Израильский след

В сирийском конфликте 21 октября вновь «отметился» Израиль. Его ВВС нанесли удар по одному из объектов сирийской армии в провинции Кунейтра.

— Враждебный Израиль атаковал одну из позиций нашей армии на Голанских высотах в провинции Кунейтра, что привело к материальному ущербу, — говорится в заявлении высокопоставленных военных чинов в Сирии.

Уточняется, что Израиль нанес удар после того, как несколько минометных снарядов разорвались на линии разграничения на Голанских высотах. При этом ранее армия Израиля, сообщив о произведенной атаке, пообещала усилить ответные меры на обстрелы.

— Вне зависимости о того, носят ли обстрелы случайный характер, любые будущие инциденты такого рода вынудят Армию обороны Израиля интенсифицировать ответные меры, — сказали в пресс-службе израильской армии.

Но попробуем разобраться, что важно для Израиля, который так или иначе стал участником конфликта в Сирии. Для этого необходимо рассмотреть истоки израильской политики по отношению к САР.

Те удары, которые периодически наносил Израиль раньше, производились как раз в интересах США. Западная коалиция для еврейского государства была единственным вариантом собственной безопасности. Сирия и Израиль с 1948 года все еще находятся в состоянии войны. В 1967 году Израиль оккупировал Голанские высоты и в 1981-м аннексировал их.

Кроме этого, израильтяне в случае разгрома армии Асада американцами хотели получить свой «кусок пирога» после раздела Сирии на зоны влияния. Наверное, все бы так и произошло, не вмешайся в сирийскую войну Россия. А те два года, что идет российская операция, в корне изменили расклад сил в регионе. Сегодня Израиль уже не может похвастаться силой собственной армии — возможности противников возросли в разы.

Сирийская армия два года назад и сирийская армия сегодня совершенно разные. Это касается и армии Ирана. Хорошо вооруженные и «осовремененные» с помощью России армии, имеющие многолетний боевой опыт. И главное, армии, которые помнят свои поражения в 1967 году. Иерусалим прекрасно понимает, что ответственность за те жертвы, которые понесли сирийские семьи в ходе гражданской войны, сирийцы возлагают на Израль. Именно он поддерживал террористов. А ведь есть еще и Ливан.

Войну 1982 года там тоже не забыли. Да и Ирак все помнит.

Тем не менее Асад сегодня не высказывает своих намерений в отношении Израиля. Но уже то, что на переговорах в Астане нет Израиля, означает, что Иерусалим исключен из числа тех, кто решает судьбу региона.

— Следовательно для региональной политики этого государства нет, — говорят российские эксперты. — Со всеми вытекающими последствиями. Вот потому-то и «проявилась агрессивность» Израиля. «Эй, мы тоже воюем. Мы тоже значимая военная сила, которая может зажечь Ближний Восток. Значит, мы тоже должны решать судьбу региона. Быстро подвиньтесь и дайте нам стул за вашим столом!». Примерно так.

На попятную

Саудовская Аравия, которая в ряду других ближневосточных стран настаивала на свержении президента Сирии Башара Асада, на закрытых переговорах теперь не поднимает эту тему. В королевстве приняли тот факт, что сирийский президент будет играть важную роль в политическом будущем страны.

Саудовские политологи уверены, что сирийский лидер займет место в переходном правительстве. Как отмечают российские эксперты, в нынешней ситуации Эр-Рияд вынужден менять подходы под давлением более важных внешнеполитических проблем.

— Они понимают, что Башар Асад — это реальность, с которой придется иметь дело. Естественно, это не значит, что они согласны с таким положением — сирийского лидера свергли бы при первой возможности, но нынешний расклад сил вынуждает саудовцев сменить риторику, — пояснил журналистам источник в российских дипломатических кругах.

В ходе недавней рабочей поездки министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Саудовскую Аравию состоялись его переговоры с королем Салманом Абдель Азизом Аль Саудом и главой МИДа Аделем аль-Джубейром. Примечательно, что на итоговой пресс-конференции двух министров имя Башара Асада даже не упоминали. И это несмотря на то, что тема сирийского конфликта была одной из центральных.

Глава саудовской дипломатии указал на необходимость выполнения договоренностей «Женевы-1» и резолюции Совета Безопасности ООН 2254, которые предполагают формирование переходного правительства и запуск политического процесса для определения будущего Сирии.

P.S. Сирийский президент Башар Асад заявил, что военные действия в стране продолжатся до тех пор, пока полностью не ликвидируют террористов.

— Нельзя сказать, что война закончена до тех пор, пока в Сирии не уничтожат террористов. Но, к сожалению, террористы все еще пользуются внешней поддержкой со стороны других стран. Среди них Турция, Катар, Саудовская Аравия и многих западных странах, — сказал Асад.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру