Чем не довольны алматинцы

Какие бы мероприятия по благоустройству и улучшению самого большого города страны ни проводились, все равно остаются те, кто найдет, к чему придраться. Мы попытались обобщить самые распространенные поводы для недовольства жителей Алматы.

Чем не довольны алматинцы

Теперь и у нас есть улица вполне себе европейская

Если тех алматинцев и гостей столицы, кто сейчас с удовольствием гуляет по уже пешеходной улице Панфилова, пару лет назад спросили бы о необходимости этого проекта, восемь из 10 ответили бы, что он совершенно не нужен. В городе и так не проехать, да и автомобиль поставить негде. А тут еще несколько улиц в центре перекроют.

Бюджет на подобную реконструкцию, кстати, тоже оказался немалым. Вместе с переделкой алматинского Арбата и территории около Парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев общая смета составила более 10 миллиардов тенге. Опять же пару лет назад так называемые «диванные эксперты» нашли бы, куда приспособить эту немалую сумму. И, собственно, замечательно, что власть имущие этих «протестантов» не слушают, а делают то, что должны делать.

Ведь в первую же неделю после завершения проекта новую пешеходную улицу посетили более 100 тысяч человек. Несколько детских игровых площадок, точки общепита, фонтаны и арт-объекты — все это привлекает не только жителей Алматы, которые посещают пешеходную зону семьями, но и туристов из других городов и даже стран. Только за сентябрь в социальных сетях опубликовали более 20 тысяч фотографий с хештегом #панфилова или #панфиловаалматы. Из них около трех тысяч относятся к пользователям из других городов или даже стран.

То есть пешеходный центр, который является диковинкой для всех наших соседей, за исключением разве что москвичей, становится настоящей достопримечательностью как для аборигенов, так и для туристов. Экономические плюсы можно будет подсчитать уже к концу года. А вот позитивные эмоции пешеходы раздают уже сейчас.

Отрицательные же отзывы о нововведении если и есть, то тонут в общем потоке позитива и благодарности.

Вот и получается, что акимату совершенно не обязательно слушать превентивное мнение граждан о еще несостоявшихся изменениях. Придерживаться плана и постепенно улучшать ситуацию в городе — вот ключевые парадигмы, на которых держится правление акима, господина Байбека, о чем он не раз говорил в интервью. И, что самое главное, подтверждал свои слова действиями.

Так, до конца года в Алматы отреставрируют 146 километров дорог и обустроят 97 тысяч квадратных метров тротуаров. По состоянию на 10 октября этот план выполнен почти на 80 процентов. Кроме того, уже произошла замена 32 километров теплосетей. Что, кстати, в 2,5 раза больше, чем в любой из предыдущих годов. Так что, можно сказать, этим летом мы стояли в пробках не зря. К отопительному сезону коммунальные службы в теории подходят во всеоружии. Как будет на практике — посмотрим, проверим.

Это, однако, не значит, что администрации нужно расслабиться и почивать на лаврах. Количество нерешенных вопросов, как оказалось, только растет. И, конечно же, простые граждане куда лучше знают, что именно их беспокоит в первую очередь. Так что продолжим об этом.

Козырек, защити нас от солнца

После тщательного мониторинга, как в социальных сетях, так и в последних новостях, выяснилось, что основной причиной недовольства рядовых граждан Алматы стали (кто бы мог подумать?) новые автобусные остановки. И вот с ними действительно вышел конфуз.

Дело в том, что администрация города при строительстве остановочных комплексов руководствуется двумя документами — это СНиП РК 3.01-01-2008 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов» и «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом». Однако в них вид и функционал места посадки и высадки пассажиров описаны лишь в общих чертах.

Так, первый отвечает исключительно за расположение остановочных пунктов и расстояние между ними для того, чтобы гражданам не приходилось в поисках транспорта проходить по несколько километров.

Второй же предусматривает только общие требования к внешнему виду и функционалу самого комплекса. Список не слишком большой: навесы, освещение, указатели мест посадки, ограждения, урны. Также в идеале предусмотрены пандусы для доступа пассажиров-инвалидов и звуковые колонки для оповещения. Все остальное — размеры комплекса, материалы, из которого он изготовлен, наличие достаточного количества сидячих мест и прочее — оставлено на усмотрение проектировщиков и застройщиков.

И те, и другие, видимо, не слишком часто пользуются услугами общественного транспорта. Вот постояли бы минут 30, а лучше — час на собственноручно сделанной остановке, сразу бы все переделали. Ведь новые комплексы помимо своего чисто административного функционала должны быть еще и полезными. А именно, оберегать потенциальных пассажиров от палящего солнца, дождя, а в идеале — и от прочих природных явлений.

Современные же остановки не подходят для этих функций по причине своей конструкторской неполноценности. Козырек размером чуть более метра по злой иронии может защитить от солнца только того, кто стоит вне остановочного комплекса, на тротуаре. Ветер тоже легко добирается до ожидающих, ведь одна из стеклянных стенок вдвое уже, чем другая. Да еще и щели регулярно наблюдаются. Впрочем, разместиться на остановке могут не более 2-3 человек в сидячем положении и еще столько же стоя, что при современных масштабах пассажирских перевозок, как мы понимаем, несерьезно.

Так что от надвигающихся снегов и дождей пассажиры будут спасаться где угодно, только не на новых остановках. Остается надежда, что в следующем году ситуацию исправят. Поскольку это не тот случай, когда сначала критикуют, а потом благодарят, как с вышеупомянутой улицей Панфилова, например. Тут же будет только критика.

Хочешь стоять? Плати!

Другой вопрос, который активно обсуждается в информационном сообществе, — платные парковки. И тут у автомобилистов созрел вполне резонный вопрос. Почему, если мы платим налоги на транспортные средства, которые по идее должны идти на содержание и строительство дорог, мы должны платить еще и за простой того самого транспортного средства? Ответ на самом деле прост. Передвигаются-то автомобили по дорогам, а паркуются (хорошо, если не на них же) на придорожной территории.

Кроме того, стоит понимать, что условный центр Алматы перегружен автомобилями. Поэтому будет не слишком удобно, если автолюбители станут оставлять своих железных коней где попало, тем самым усугубляя тяжелую дорожную ситуацию. Да и стоимость обслуживания того же условного центра города куда выше.

Поэтому почти во всех крупных городах распространена практика платной парковки в центре. И это благо, что, несмотря на все европейские тенденции, которые мы старательно перенимаем, ценник на парковку у нас далеко не европейский. Так, например, в центре Амстердама вы заплатите 5-7 евро за час стоянки. В Брюсселе, Лондоне или Париже — около четырех евро. При этом там применяется практика, давно предложенная нашей администрацией.

Например, при подъезде к Амстердаму водителю предлагают оставить автомобиль на одной из множества парковок, где стоимость стоянки не превысит пять евро в день. При этом чек за оплату заменит билет на общественный транспорт до центра и обратно.

Помнится, еще пять лет назад поступало предложение построить несколько автостоянок при въезде в Алматы. Но на тот момент система общественного транспорта не выдержала бы нагрузки. С тех пор добавили пару станций метрополитена и несколько автобусных полос на центральных магистралях города. Быть может, пришло время возобновить тот проект?

Некоторые читатели могут заметить, что приводить Амстердам или Лондон в качестве примера не совсем правильно. Мол, у них там все на велосипедах передвигаются. И вот, кстати, об этом.

Поделить колеса на два

Самое большое недовольство по поводу введения множества велосипедных дорожек в Алматы выразили, конечно же, автомобилисты. Причем основным поводом стал не факт наличия велодорожек, а огромные штрафы, которые сейчас выписывают за заезд и парковку на них. Штраф, к слову, составляет 20 МРП.

Ведь даже на ставшей односторонней улице Шевченко некоторых особо спешащих так и тянет обогнуть поток по велосипедной полосе, особенно когда она пуста. Только за первые две недели сентября, по данным ДВД города Алматы, за подобные нарушения оштрафовали 329 автомобилистов. Причем в первые дни месяца полицейские ограничивались предупреждением, если ранее подобных нарушений замечено за водителем не было. Но после массового распространения информации как в СМИ, так и во всемирной сети штрафовать стали уже по-настоящему.

Тем не менее велодорожками остались поначалу недовольны и те, кто не получает штрафы на автомобиль по причине его отсутствия. Пешеходы, в основном из-за собственного непонимания правил движения велосипедов, тоже выражали протест такому вниманию к велосипедному движению. «Сколько у нас велосипедистов в городе? Десять тысяч? Двадцать тысяч? Это все равно всего один процент! И для них столько всего делается. Столько денег тратится!» — можно было прочитать в социальных сетях минувшим летом. Тем не менее власти города сделали все, чтобы этот процент возрос уже в ближайшем будущем.

По всему городу установили более 200 станций с прокатом муниципальных велосипедов. Добраться на двухколесном транспорте теперь можно практически по всему центру, ведь заработал велосипедный коридор «Орбита — Зеленый базар». Раз в пару недель можно наблюдать в городе массовый велопробег.

Да, новая культура, культура зеленого и пешеходного города, приживается не сразу. И да, за ее внедрение надо платить. Причем чаще всего платить приходится именно жителям города. И не столько деньгами, сколько отказом от устоявшихся порядков или принятием новых.

Да, неудобно, что улицы сужают в пользу тротуаров и велодорожек. И приходится дольше стоять в пробке. Но можно ведь примкнуть к велосипедной братии и объезжать трафик с ветерком. Да, за парковку теперь надо платить. Как на самом деле надо платить, например, за вывоз мусора и его сортировку, что пока у нас, к сожалению, не прижилось. Как надо соблюдать правила общежития и платить огромные, по примеру Европы, штрафы за их нарушение.

Платить вообще надо за любой прогресс и удобства, чтобы потом действительно было хорошо и удобно. И почему-то кажется, что уже через пару лет те, кто сейчас против реконструкции города в пользу велосипедистов и пешеходов, будут с удовольствием говорить: «Как же стало хорошо и здорово!» и ставить в Сети хэштег #зеленыйгород.

Это не говорит о том, что власти все делают правильно и у нас нет проблем. Остался открытым вопрос с заборами в центре города. Дворовые территории все еще тоже под сомнительным статусом, а жители центральных дворов страдают от несовершенства административного аппарата. Эти вопросы мы еще будем обсуждать, в том числе на страницах «МК».

Но в целом тенденция, можно сказать, положительная. Главное, чтобы не получилось, как с остановками.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру