Старая Алма-Ата в 40-х годах ХХ века подверглась «нашествию» криминала со всего Союза

Долгое время считалось, что банда из известного культового фильма — лишь плод воображения братьев Вайнеров

Однако архивные материалы свидетельствуют, что она действительно существовала и держала в страхе не только Москву, но и многие другие города. Свой след в те лихие времена преступная группировка оставила и в Алма-Ате.

Долгое время считалось, что банда из известного культового фильма — лишь плод воображения братьев Вайнеров
Подобные изображения черной кошки оставляли после себя бандиты

А была ли она, кошка?

Алматинские органы правопорядка имеют славную историю. Мало кто знает, что городская полиция ведет свою историю еще с позапрошлого столетия. А именно с 31 декабря 1878 года, когда образовали первое полицейское управление города Верного.

За более чем вековую летопись полиция города не раз подвергалась реорганизациям, преобразованиям и переименованиям. Становилась милицией, затем — опять полицией. Неизменным оставалось одно — во все времена стражи порядка Алматы добросовестно выполняли свою работу. А работы для них тут всегда было хоть отбавляй. На протяжении всего времени своего существования крупнейший город Казахстана привлекал тех, кто не желает жить по закону. Он и сейчас представляет большой интерес для международных преступных групп и синдикатов, рассматривающих его как удобную платформу для нелегальной миграции, наркотрафика, межгосударственного транзита преступников и криминальных грузов.

Тяжелейшим испытанием для алма-атинской тогда милиции, как и для всей страны в целом, стала Великая Отечественная война. Вместе со всем народом эти испытания разделили местные сыщики, следователи и патрульные, многие из которых отдали свои жизни в борьбе с разгулявшейся в ту пору преступностью.

Существует мнение, что дерзкой банды, оставлявшей после своих налетов фирменный знак — кошачий силуэт, как таковой никогда не существовало. Что ее породили народная молва и людская фантазия, ей приписывали преступления различных шаек, действовавших в разное время и в разных местах. Говорили также, что отчаянные, хладнокровные и жестокие убийцы и разбойники, орудовавшие в послевоенное время, — это фашистские диверсанты, заброшенные в советский тыл. Что якобы именно они, применяя свои навыки, совершали ограбления и убийства мирных жителей, действуя с невероятной жестокостью и холодным расчетом. Однако их ликвидация, в итоге, не положила конец мифам о пресловутой «Черной кошке».

Жестокая, таинственная и неуловимая банда, показанная в культовом советском детективе «Место встречи изменить нельзя», действительно существовала. Об этом свидетельствуют множество источников. И не одна. Или, вернее было бы сказать, она имела целую сеть своих «филиалов» по всей стране. Все эти группировки назывались по-разному. Но все они оставляли на местах преступлений нарисованный силуэт кошки. Хотя не исключено, что это мог быть просто элемент подражания.

Тем не менее многие из пойманных бандитов причисляли себя к этой наиболее известной в то время преступной группировке. Таким образом, «Черные кошки» появлялись не только в Москве, но и в других городах СССР — от Одессы и Ростова до Ташкента и Алма-Аты.

Как правило, такие банды состояли из крепких ребят, преимущественно спорт-сменов, многие из которых днем стояли у станков и носили комсомольские значки, а ночью совершали дерзкие налеты, грабежи и убийства, держа в страхе как минимум половину страны.

В военные и послевоенные годы подобная жестокая и до некоторых пор неуловимая группировка орудовала и в столице Казахстана. Ее члены безжалостно убивали не только своих жертв, но и свидетелей своих преступлений. А в качестве метки по классике жанра оставляли нарисованную угольком кошачью фигурку. Одно лишь упоминание этого «уголовного бренда» заставляло людей цепенеть от страха. Алматинские сыщики охотились за рисовавшими черную кошку бандитами пять лет.

Кому война, а кому мать родна

Осенью 1941 года в Алма-Ату практически ежедневно прибывали эшелоны, привозя десятки тысяч эвакуированных граждан, среди которых было немало здоровых мужчин. На руках они имели всевозможные справки о наличии самых страшных недугов, включая эпилепсию и туберкулез. Избежав всеми правдами и неправдами отправки на фронт, эти люди старались попасть в «хлебные» города, в числе которых была и столица советского Казахстана.

Именно сюда хлынули массы украинских, белорусских, молдавских, московских воров и грабителей. В военные годы на весь город гремел вор по кличке Серый. Сколотив банду из местной шпаны, он обучил ее членов «передовым технологиям» своего ремесла. Банда оказалась настолько дерзкой, что в числе ее жертв были как простые граждане, так и работники милиции. Убивая стражей порядка, преступники обзаводились оружием и удостоверениями работников правоохранительных органов.

При этом поиски злоумышленников очень долго были безуспешными. А лишившихся оружия и документов милиционеров освобождали от занимаемых должностей и отправляли на фронт.

— В годы войны я была подростком, — вспоминает ветеран милиции Вера Рябкина. — Летом было жарко, и мы на ночь открывали окна. Однажды ночью я проснулась от непонятного шороха. При лунном свете мне удалось увидеть, как платье соскользнуло со стула и поползло в окно. Оказывается, воры закинули через форточку крючок на длинной проволоке. Я испугалась и закричала. Все, кто был в доме, проснулись и прибежали в мою комнату. Но преступников к этому времени след простыл.

Помимо вещей у людей пропадали и продуктовые карточки, которые в то время были на вес золота. Со временем многочисленные воровские шайки опустились до того, что выкапывали в огородах картошку, снимали с веревок сушившееся белье и забирали заготовленные дрова.

— Наша семья выжила в войну только благодаря корове, — продолжила Вера Ивановна. — Порой молоко было единственным питанием и на завтрак, и на обед, и на ужин. Однажды корова отелилась. Мама утром ее подоила, а, заглянув в сарай через некоторое время, не увидела в нем ни коровы, ни теленка. Оказывается, воры тихо распилили заднюю стенку саманного сооружения и спокойно увели скотину.

В те годы любимым местом воров был Никольский рынок. Как и все советские города, Алма-Ата во время войны жила по продовольственным карточкам, по которым люди получали необходимый минимум продуктов. Но на Никольском можно было найти все — от сушеных яблок до черной икры. В качестве платы, кроме наличных денег, принимались золото, ювелирные украшения и старинные монеты царской России.

В начале войны милицейских кадров катастрофически не хватало, что было на руку не только ворам, но и спекулянтам. К тому времени в город уже понаехали матерые волки с преступного мира всего Союза, которые активно гастролировали не только в Алма-Ате, но и на всем юге республики. Поначалу они промышляли разбойными нападениями. Но со временем, видя, как жируют отдельные личности, изменили направление своей криминальной деятельности. Жертвами бандитов постепенно становились предприимчивые граждане.

По Алма-Ате прокатилась волна грабежей, многие из которых сопровождались убийствами. Налетам подвергались дома спекулянтов, магазины и склады. И везде, где побывали бандиты, на самом видном месте красовался нарисованный силуэт черной кошки, как в известном фильме.

В марте 1942 года в республиканском управлении НКВД создали отдел по борьбе с бандитизмом. За два года в пяти областях Казахстана ликвидировали 297 бандитских группировок, у которых изъяли 16 автоматов, три пулемета, более четырех тысяч гладкоствольных ружей и обрезов. Всего же по Советскому Союзу с 1941 по 1943 год ликвидировали 7161 вооруженное бандформирование, насчитывавшее 54 130 человек.

Пытаясь выйти на след банды, рисовавшей на стенах кошачий силуэт, милиционеры попутно раскрыли множество спекулянтских сетей. Так, в руки стражей порядка попала известная алма-атинская спекулянтка Томка — Тамара Фастовская. На допросе она призналась, что наладила контакт с работниками нескольких складов и магазинов. Оптом скупая у них соль, сахар, керосин, мыло и чай, она в несколько раз дороже продавала их на базаре, а выручкой делилась с поставщиками.

Из материалов уголовного дела: «При обыске в ее доме нашли 10 тысяч советских рублей, около полутора килограммов золотых украшений, более полутора тысяч долларов США, 26 английских фунтов стерлингов, облигаций государственного займа СССР на сумму 107 тысяч рублей и 8227 золотых рублей царской чеканки».

Кошачий капкан

Тем временем закончилась война, а банда, рисовавшая кошку на каждом месте совершенного ею преступления, продолжала повсюду сеять страх. Дошло до того, что алматинцы стали бояться наступления темноты. Едва ли не каждое утро становилось известно о новом разбое или убийстве. Пока милицейские начальники ломали головы, бандиты ограбили склад швейной фабрики, затем — склад маслозавода и еще несколько хранилищ.

В конце концов, дело взял под контроль НКВД СССР. Лишь после этого «Черной кошке» и всем ее «филиалам» объявили тотальную войну.

В Алма-Ату в помощь милиционерам направили войсковые подразделения. Однажды оперативники задержали некоего гражданина Сафронова, проживавшего в доме № 1 по улице Абая. Этот человек промышлял тем, что скупал и продавал краденые вещи.

Из материалов уголовного дела: «При обыске в доме гражданина Сафронова обнаружили 165 тысяч рублей, большое количество серебряных монет, 530 пачек папирос, 68 пар новых сапог и туфель, 17 пар калош, два мешка кожаных подошв, 30 мужских костюмов и множество других товаров народного потребления».

Задержание Сафронова явилось решающим фактором, предопределившим успех милиционеров. Благодаря его показаниям стражам порядка стали известны многие ценные сведения, необходимые для работы по ликвидации известной банды. Разрабатывались и осуществлялись многоходовые оперативные комбинации с использованием подсадных уток. В результате массированных операций задержали большое количество уголовных преступников.

Милиционеры работали, не покладая рук, и, наконец, в 1946 году банда, которую называли «Черной кошкой», исчезла из Алма-Аты раз и навсегда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру