Казахстан пытался, но так и не смог снизить свою зависимость от российского бензина

2 октября 2017 в 16:43, просмотров: 1973

В Казахстане вновь поднялись цены на бензин, литр АИ 92 стоит 151 тенге, весной литр 92-го стоил 142 тенге. По информации вице-министра энергетики Асета Магауова, за 9 месяцев существенно вырос объем потребления по сравнению с 2016 годом: фактически 2 млн 480 тысяч тонн по сравнению с девятью месяцами 2016 года на 154 тысячи тонн, передает Zakon.kz.

«И, соответственно, выросло аналогично у нас производство. В прошлом году, благодаря тому, чтобы был завершен первый этап модернизации Атырауского НПЗ, по комплексу ароматики, мы увеличили производство бензина на этом заводе, плюс в июне этого года был первый этап на Шымкентском НПЗ завершен, - сказал он. - И в целом, по сравнению с 9 мес. 2016 года мы за 2017 год произвели практически на 200 тысяч тон больше бензина. Но вместе с тем, текущая ситуация складывалась из нескольких факторов. Мы увидели, что за период с июля по сентябрь произошел существенный рост потребления в эти три месяца. То есть из 154 тысяч тонн роста потребления, порядка 110 тысяч тонн пришлось на летние месяцы. И если в начале июня у нас были очень хорошие благоприятные остатки в целом по республике, практически 300 тысяч тонн бензина составляли, но вместе с тем пошел разрыв цены между оптовым рынком РФ и оптовым рынком Казахстана».

Еще один фактор, повлиявший на рост цен на топливо в Казахстане – активный рост цен в России - начиная с 1 июня, цены 92 бензина на границе Казахстана и РФ увеличилась с 517 долларов за тонну до 555 (на 7%). Вместе с тем, за этот же период прошла корректировка курса тенге по отношению к доллару, и он с 312 тенге за доллар увеличился до 340, то есть на 9%. В результате объем импорта снизился с 80 тысяч тонн ежемесячно до 40 тысяч тонн. В результате на рынке Казахстана стал складываться дефицит топлива. На сегодняшний день остатки составляют 125 тысяч тонн, чего хватит примерно на 15 календарных дней странового потребления.

По словам Магауова, дальнейшая ситуация будет зависеть от конъюнктуры на рынке РФ, от доли импортных поставок и конечно же и транспортные расходы, в зависимости от удаленности от РФ.

Интересно, что именно в стремлении снизить зависимость Казахстана от российского топлива отечественные НПЗ еще весной этого года стали усиленно наращивать объемы производства топлива. И хотя казахстанские производители обеспечивают местные рынок на 70%, все равно ситуация на внутреннем рынке зависит от северного соседа.




Партнеры