Сельчане Алматинской области «сожгли» заборы между своими участками

Образованный фермер — это не только модно, но и выгодно

13 сентября 2017 в 06:28, просмотров: 610

Как фермеры Чилика получили возможность нарастить оптовые объемы производства, а также использовать законодательные лазейки, позволяющие значительно сократить налоговые «поборы».

Сельчане Алматинской области «сожгли» заборы между своими участками

Флоридский мотив

Проект «Фермеры Чилика» запустили еще в 2014 году — тогда мало кто верил, если говорить о фермерах, в то, что выращивать овощи по науке может быть экономически выгодно и с одного и того же участка вполне реально собрать в два раза больше урожая. Опасения эти были весьма предсказуемы, ведь, принимая участие в проекте, нужно было ломать все те стереотипы и привычки, на которых вырос наш фермер.

Соседи по участку крутили пальцем у виска, ведь в их реалиях простому трудяге из поселка было бы намного спокойнее работать на своем небольшом участке земли, а потом продавать урожай у обочины дороги. Во всяком случае такую схему проверили, она безотказно работала, пусть и не приносила колоссальной прибыли.

Для тех же, кто решился на эксперимент, в этот статичный предсказуемый ритм жизни вторгся проект, суть которого заключалась в том, что нужно отойти от «дедовских» методов и довериться новаторским идеям западных специалистов. Да, к этому проекту привлекли иностранных аграриев — ученых из университета штата Флорида (США), которые уже давно отошли от классических схем земледельчества. Казалось бы, что американские специалисты могут знать об аграрных особенностях казахстанских земель, ведь они в корне отличаются и по климату, и по составу почвы?

На практике же действительно оказалась, что американский опыт пусть и полезен, но проецировать его целиком нельзя. Чтобы гармонизировать современные технологии и особенности наших земель, провели большую работу совместно со специалистами из Казахстанского аграрного университета (КазНАУ). Так, на территории Агробизнес-центра (АБЦ), расположенного в селе Чилик, появились десятки новых сортов овощных культур, которые оказались более устойчивы как к паразитам, так и к непростым климатическим условиям.

Дефицитное предложение

В Енбекшиказахском районе, где и расположена штаб-квартира АБЦ, существует множество фермерских хозяйств, но лишь немногие согласились пойти ва-банк. На первом этапе их было всего пять, сегодня — более двадцати. Уже в 2015 году продукцию фермеров стали поставлять в одну из крупнейших сетей розничной торговли «Арзан», где овощи буквально сметали с полок. Конкурентоспособная цена, экологически чистый продукт и солидный объем поставок позволили мелким фермерам выйти на большой рынок. Эти три фактора удалось сохранить за счет того, что исключили ряд посредников, которыми обычно «обрастают» продукты на пути с полей до гипермаркетов.

По словам директора по корпоративным коммуникациям холдинга Raimbek Group (кому и принадлежит «Арзан») Татьяны Бендзь, партнер в лице проекта «Фермеры Чилика» — настоящая находка для сети. Их сотрудничество позволило не только наладить четкий механизм поставок, но и дать потребителям возможность приобретать проверенную и качественную продукцию.

— Сейчас всем ритейлерам непросто, — говорит она, — сегодня наблюдается мода на экопродукты и «зеленые» технологии, то есть город хочет настоящего и свежего. Но где найти поставщиков? Здесь важен объем. Мы не можем работать с розничными поставщиками, ведь продавать по 10-15 килограммов овощей невыгодно. Поэтому мы с радостью поддержали проект «Фермеры Чилика», несмотря на то, что на первом этапе сотрудничества они могли предоставить лишь определенную часть необходимого объема.

Здесь, по словам Татьяны, гарантия главного — прямые поставки из Чилика. На том же рынке «Алтын Орда» много подобного товара, но проследить путь происхождения той продукции нереально. Поэтому с точки зрения бизнеса это удобный партнер.

— Также хотелось бы отметить, что за три года работы наши клиенты привыкли к чиликской продукции и каждый раз ждут открытия сезона, ведь он дает не только вкусные овощи, но и вкусные цены. Спрос есть, и это позволило ежегодно увеличивать как количество поставляемых овощей, так и ассортимент. Так, если в 2015 году фермеры поставляли только томаты и перец, то в 2017-м к ним прибавились огурцы и баклажаны.

Если в 2015 году фермеры поставили в «Арзан» всего 79 тонн продукции, то в прошлом увеличили до 154 тонн, и в этом году планируемый объем поставок должен составить около 200 тонн. Это предельная планка, максимальный объем продукции, который «Арзан» способен реализовать в сезон поставок. То есть фермеры уже готовы давать гораздо больший объем овощей, чем может продать эта сеть, а значит — нужно расширяться. Как рассказали представители АБЦ, сейчас уже ведут переговоры с другими крупными ритейлерами, и вполне вероятно, что уже в ближайшем будущем знакомый многим ребрендинг «Фермеры Чилика» появится в сетях Magnum и оптомаркета Mizam.

Выгодная дружба

Также в конце августа стало известно, что фермеры объединились и создали официально зарегистрированный кооператив, о чем на состоявшейся конференции сообщила Бакытгуль Ельчибаева, исполнительный директор «Фонда местных сообществ Енбекшиказахского района» (ФМС).

«Кооператив — это большой шаг и серьезный психологический барьер, который фермерам удалось преодолеть. Есть целый ряд преимуществ, которые позволят фермерам выйти на новую ступень развития. Люди, живущие на селе, очень консервативные, они не верят словам, а чтобы во что-то поверить, им нужно обязательно пощупать. И в этом была основная сложность организации кооператива, ведь наглядных примеров нет. В памяти лишь практика конца девяностых — не самый лучший опыт. Но нужно развиваться и выходить на крупные супермаркеты, а для этого необходимо иметь зарегистрированное юридическое лицо, которое должно быть прозрачным. Простому фермеру, который не имеет дополнительных кадровых ресурсов, вести бухгалтерский учет и заниматься вопросами логистики самостоятельно очень трудно. А ритейлерам важна прозрачность!» — говорит она.

«Фермеры Чилика» — это единственный кооператив в стране, созданный эволюционным путем. Искусственно, даже в рамках текущего проекта, фермеров можно было объединить еще в самом начале. Но такой союз вряд ли оказался бы продуктивным. Важно было создать условия, в которых люди сами пришли бы к идее необходимости создания кооператива.

АБЦ объединил и обучил фермеров, они сами созрели, определив, что сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) — это единственный способ развиваться дальше. Любому крупному игроку, который занимается конечной реализацией продукции, сложно или даже нереально работать с отдельными фермерскими хозяйствами, поскольку возникает целый ряд юридических барьеров.

В свою очередь, сотрудничая с СПК, эти преграды исчезают. Самим фермерам также выгодна кооперация, ведь она дает ряд преимуществ. Законодательная база весьма лояльна к развитию СПК — это очень удобный финансовый инструмент, который дает до 70 процентов налоговых льгот и послаблений по пяти-семи видам налогов.

«Калитка» в чужой огород

Еще одна новость, которой фермеры поделились с журналистами, — создание теплиц. Ранее АБЦ не принимал идею использования теплиц, и на то были веские причины. Дело в том, что климатические условия Алматинской области не позволяют фермерам применять технологию больших теплиц, особенно если речь идет о круглогодичном цикле выращивания. Тут зимы более холодные и затяжные, чем, допустим, на юге, а значит теплицы будут требовать больших затрат на отопление, что значительно снизит рентабельность.

Но экспериментальные площадки показали, что формирование небольших теплиц, которые используют ранней весной и поздней осенью, дают экономически выгодный результат. То есть речь идет не о круглогодичном использовании, а лишь о продлении сезона. Сейчас в проекте участвует более 20 фермерских хозяйств, и на участках 10-15 из них возведут небольшие теплицы размером по 200 квадратных метров. Видимо, уже в следующем сезоне алматинцы получат чиликские овощи по меньшей мере на месяц раньше.

Кстати, со следующего сезона АБЦ запускает программу агротуров — своего рода развлечение для городских жителей, позволяющее совмещать приятное с полезным.

«Не каждый горожанин имеет свою собственную дачу или время для того, чтобы ухаживать за садовым участком, но при этом многим может быть интересно попробовать себя в качестве фермера, — делится планами Ельчибаева. — Конечно, речь идет не о полном цикле работ, когда нужно рассаживать, поливать и пропалывать — этим «удовольствием» вряд ли кого-то заманишь. Но собрать готовый урожай. Это уже интересно! То есть мы планируем организовать полноценный тур, в котором будут и трансфер, и питание, и сама возможность сбора урожая».

В этом году пилотный проект показал неплохие результаты, и уже в новом сезоне все желающие смогут побывать в шкуре фермера. Кто знает, может, кому-то из горожан эта рубашка придется впору и он бросит каменные джунгли, обретя себя в совершенно новом обличии.





Партнеры