В столице Казахстана объявили войну нелегальным таксистам

В Астане в период с 12 сентября по 11 октября проведут ряд комплексных мер по их выявлению. В первую очередь инспекторы обратят внимание на наличие лицензии на перевозку пассажиров и багажа.

По данным акимата, “почти все незаконные перевозчики осуществляют пассажирские перевозки под видом “заказных”. А значит, проверке подвергнут и диспетчерские службы, которых, к слову, официально зарегистрировано всего две. А это означает, что остальные службы скорее всего закроют. Минимум - до приведения к “правильным нормам”.

Большинство транспортных средств нелегальных перевозчиков находится в неудовлетворительном техническом состоянии, большая часть из них используется с девяностых годов.

В действительности многие автомобили таксистов-нелегалов, или, как их еще называют, “бомбил”, не выдерживают никакой критики. Грязный и прокуренный салон, недостающие элементы интерьера и т.д. К тому же хамское отношение водителя - такой “бонус” рискует получить каждый человек, решивший воспользоваться услугой “названного” таксиста.

Однако такого числа желающих подвезти вы не найдете ни в одном другом городе мира. Это действительно удобно и с финансовой точки зрения выгодно.

Все описанные выше нюансы можно отнести к частным случаям, но если посмотреть на ситуацию в масштабе, то выявятся сразу несколько отрицательных факторов.

Во-первых, это создание аварийных ситуаций, ведь бомбила, увидев голосующего человека, тут же прижимается к обочине, нарушая при этом целый ряд правил дорожного движения. Он может “пикировать” даже в том случае, если двигается в крайнем левом ряду. Цель одна - подобрать клиента любой ценой.

Во-вторых, сам факт существования “серого таксопарка” мешает развитию общественного транспорта. При этом пользователи услуг бомбил даже согласны на то, чтобы стоять в пробках - дело в том, что по выделенной полосе имеют право ездить только официальные такси, машины которых соответствуют “утвержденному внешнему виду”. Все остальные хоть и с разрешением от управления транспорта, но на полосу не допускаются.

Понятно, что при подходе населения “лучше сэкономить на комфорте” искоренить частных извозчиков практически нереально.

Поэтому столичный акимат намерен использовать последний аргумент: контролировать налоговую законопослушность бомбил. В городе уже установлено несколько тысяч камер, которые зафиксируют “голосование” на дорогах. И владельцы авто будут впоследствии “отрабатываться” представителями департамента госдоходов.

Справедливости ради стоит отметить, что нежелание людей пользоваться общественным транспортом связано не столько с большим числом нелегальных таксистов, сколько с рядом недоработок городского автобусного парка.

Астанинский рейд, несомненно, - правильное решение, но это должна быть не разовая акция, проведенная в столице, а постоянная практика, реализуемая во всех городах Казахстана. Особенно остро этот вопрос стоит в Алматы, куда стекаются бомбилы со всей области и даже других городов. Основная часть прибывает из южных областей.

Большая привлекательность этого вида заработка заключается в том, что он фактически не контролируется органами власти. Структура находится на нелегальных рельсах, а в теневом капитале крутятся миллиарды тенге, с которых никто не платит налоги.

Возможно, пришла пора применять практику соседних стран. Например, в России согласно законодательству штраф за такси без действующей лицензии составляет в пересчете с рубля 30 000 тенге (при курсе валют 6 тенге за 1 рубль). Причем сумма штрафа дифференцирована и может отличаться в зависимости от региона и города. К примеру, в Москве за такое правонарушение придется заплатить уже 60 000 тенге. Что важно, в определенных ситуациях сотрудники Госавтоинспекции имеют право забрать номерные знаки и эвакуировать машину на штрафстоянку. Меры жесткие, а главное - рабочие! Именно поэтому в России так развита система официальных такси.

Введение аналогичных мер в Казахстане позволило бы кардинальным образом изменить ситуацию.

Для тех бомбил, кто продолжит работать “по черному” и будет уклоняться от налогов, следует назначить штрафы, которые пойдут на развитие все того же автобусного парка города. По самым скромным подсчетам ежедневно в Алматы въезжает 200-250 тысяч автомобилей, на большей части из них занимаются частным извозом. Даже если назначить минимальный штраф - два МРП (4538 тенге) и выявить пусть даже пять процентов бомбил (это примерно 10 тысяч водителей), то за один только день можно собрать более 45 миллионов тенге. Этих денег достаточно для того, чтобы купить два средних автобуса вместимостью до 20 пассажиров или один полноценный.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру