Миллиардные средства, выделенные на автоматизацию таможни Казахстана, растрачены неэффективно

Чем больше сталкиваешься на границе с таможенниками, тем больше начинаешь любить…

Финансовая турбулентность, бушующая в нашей стране уже не первое десятилетие, продолжает оставаться в центре внимания нечистых на руку чиновников, коих посыпалось на наши головы в последние двадцать лет как из рога изобилия. Вне зависимости от реального опыта, прежних должностей, открытых и закрытых против них уголовных дел они продолжают делать свое дело по распилу государственных денег под видом благих деяний.

Чем больше сталкиваешься на границе с таможенниками, тем больше начинаешь любить…

«Совок» как причина всех неудач

Всевозможные эксперты от политики и экономики, представители различных партий, общественных движений и т.д. продолжают спорить о том, сколько же стране нужно денег, чтобы чиновники перестали их воровать. Чтобы, наконец, направили их в нужное русло в том объеме, в каком требуется. Чтобы и сами остались в «шоколаде», и чтобы народ был, мягко говоря, не в «навозе».

Суждения здесь расходятся. Но в одном люди едины: по мнению родного чиновничества, все суммы являются обоснованными, но маленькими.

Тут вот недавно один такой деятель от спорта (если ректоров государственных вузов можно называть чиновниками), говоря о результатах наших спортсменов на Универсиаде в Тайбэе, сказал что-то вроде того, что все беды у нас от «совкового» мышления. Разговор, разумеется, шел о достижениях наших атлетов. Конкретно — о результатах, показанных на студенческих играх.

Сваливать все проблемы на «совок» у нас любят. Только, если уж речь зашла об этом, прежде чем такое нести, стоило бы вспомнить славную историю советского спорта. В том числе и студенческого. Высокие результаты спортсмены уже несуществующей страны давали всегда и везде. Даже в футболе (одно золото и три серебра на чемпионатах Европы, два золота и три бронзы на олимпийских Играх).

Что же касается конкретно наших успехов в спорте в период жизни в режиме независимости, то, мягко говоря, хотелось бы, чтобы их было больше. И дело тут не в том, что наши спортсмены слабы физически, технически или тактически. Любой интересующийся спортом гражданин скажет, что вся беда в том, что они лишены достойной финансовой поддержки. Хотя деньги на эти цели государством выделяются.

Почему так происходит — вопрос другой, требующий не только отдельного обсуждения, но и широкомасштабных следственных действий. Только, по понятным причинам, никто их проводить не будет. Слишком много интересов придется затронуть.

А сваливать все неудачи на «совковое» мышление, при этом жить в респектабельном особняке (возможно, не в одном) и иметь по несколько дорогих иномарок на каждого члена семьи при скромной государственной зарплате — легче всего.

«Хоргос». Как много в этом слове…

Возведение такого грандиозного объекта, как Международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос» при «совке» обязательно назвали бы ударной стройкой. И отнеслись бы к этому со всей пролетарской серьезностью. И, как и все остальные ударные стройки, завершена она была бы в установленный срок. Это если и дальше говорить о «совковом» мышлении.

Что же мы имеем, избавившись от него? Как действуют наши прогрессивно-демократические строители будущего сегодня?

Еще в 2010 году журналистам был показан красивый макет города, который должен был появиться на казахстанско-китайской границе у поселка Хоргос в 2018 году. 2018 год наступит уже через четыре месяца. И что? Есть там город?

При этом, напомним, строительство идет с двух сторон — казахстанской и китайской. На одной из них уже практически выросла половина города. А вот другая половина города растет очень и очень медленно. Угадайте, какая.

Трудолюбие китайцев, скорость, с которой они возводят города, и отсутствие склонности к разворовыванию бюджетных денег — вот признаки высокого цивилизационного развития, к которому семимильными шагами стремится наша страна почти победившей демократии. Это уже едва ли не аксиома. Но и тут находятся умники, уповающие на то, что в Китае, дескать, коммунисты рулят. Шаг влево, шаг вправо, прыжок на месте — расстрел. Такое, мол, возможно только при «антинародном режиме». А потом предлагают вспомнить СССР.

Раньше, мол, оно как было? Угнетаемый тоталитарной империей народ работал, не покладая рук, не за совесть, но за страх, перевыполняя пятилетние планы и все такое. А сейчас свобода. Хочешь — работай. Не хочешь — никто не заставляет. Не справляешься — отдадут объект другому. Потом — третьему, четвертому и т.д. Поймают на разворовывании бюджетных денег — посадят. Потом — другого, третьего и т.д.

И что? Разве к этому мы шли? Если к этому, то всех нас можно поздравить. Уже пришли. И давно.

А все потому, что мы не только противники коммунистической идеологии, мы вообще противники любой идеологии, которая подразумевает четкое выполнение деловых обязательств. Как при «совке», когда было сложно представить распил государственных средств. По крайней мере, в таких масштабах, как сейчас. Тем более предназначенных для строительства подобных грандиозных по своей сути объектов. К тому же международных.

«У нас все в одном месте — и животные, и люди»

А теперь о главной теме сегодняшнего разговора. Стоит ли говорить о том, какие ассоциации возникают в голове нашего человека при слове «таможня»? В особенности, когда речь заходит о пресловутом таможенном посте «Хоргос», знаменитом не только на весь Казахстан, но и на весь ЕАЭС.

Несколько раз этот пост по-взрослому перетряхивали. Уходили из него одни (многие в места не столь отдаленные), приходили другие. И все начиналось заново. Не по- новому, а именно заново.

Злые языки на кухнях судачили о переделах сфер влияния, переходе контроля над постом из одних рук в другие и т.д. В общем, сколько существует этот пост, столько и обрастает легендами. И продолжает притягивать к себе людей, а вместе с ними и деньги.

Пример «Хоргоса» локальный, но характерный. Теперь же в стране кризис. Денег стало не так много, и контроль за их расходованием усилился. И вот тебе пожалуйста. Об очередном финансовом косяке в набившем оскомину ведомстве заговорили на официально-высоком уровне.

На днях заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев заявил о том, что миллиардные средства, выделенные на автоматизацию таможни, оказались потраченными неэффективно. Это, говоря официальным языком. Если же говорить проще, по-народному, прозвучит гораздо громче и интереснее.

Что же возмутило зампреда антикоррупционного агентства? То, что программное обеспечение нашей родной таможни, которая стоит на страже экономических интересов нашего неустанно борющегося с коррупцией почти демократического государства, дает сбои. При том что на его установку из государственной казны было выделено… 80 миллиардов тенге.

«Миллиардные средства куда закопали? Надо будет разбираться. Меня интересует вопрос по поводу этих новых программ. Кто-нибудь изучал европейскую систему, систему Юго-Восточной Азии? Они все работают. Почему у нас не так?» — спросил г-н Шпек- баев у представителей таможенных органов на заседании специальной мониторинговой группы.

Не так потому, наверное, что мы не такие. Потому что наши чиновники, в отличие от стран Европы и Юго-Восточной Азии, как теперь говорят, «умеют жить». Те — дурачки, для государств стараются. О народе думают. А наши своего шанса ни за что не упустят.

Возможно, кто-то подумает: «И правильно сделают». И это тоже неудивительно. Потому что желание «срубить бабла по-легкому», увы, преобладает в умах очень многих наших людей, освободившихся от «совкового» мышления.

Тем временем господин Шпекбаев выразил решительный настрой разобраться с этими 80 миллиардами «неэффективно потраченных денег», грозно предупредив, что кому-то придется за это отвечать.

«Мы сейчас хорошо отчитываемся. Но когда более глубокие проверки пойдут, я считаю, что там найдут крайних», — сказал он по этому поводу.

Поскольку темой разговора была работа таможни, то зампред Агентства по госслужбе и противодействию коррупции затронул и вопрос многочасовых очередей в МЦПС «Хоргос» и на таможенном посту «Кордай».

«Если вы на уровне вице-министров поедете на границу Кыргызстана, вас проведут через нее в течение 10 минут, — сказал он. — На днях мне оттуда звонили, говорят: «Мы пять часов не можем пройти в сторону Иссык-Куля. За это время я бы дважды вернулся в Алматы». Можно было распределить грузовые, легковые машины и людей. А у нас все в одном месте — и животные, и люди».

От себя добавим, что через кыргызскую таможню и пограничный пост люди проходят быстро. А все проблемы исключительно на нашей стороне.

«А то, что творится на «Хоргосе», — продолжил Шпекбаев. — Сообщения граждан, которые туда проехали и посмотрели. Неужели вы ждете, пока мы все вместе должны будем туда поехать? Вы отчитались перед правительством, что там все нормально. Можно завтра проехать посмотреть — те же проблемы остались. Нужно системно разобраться, чтобы люди заходили и в течение получаса проходили через границу. Даже в Кыргызстан в течение получаса прошли. Неужели мы не можем это сделать сейчас?»

В ходе разговора зампред агентства призвал руководителей Министерства финансов навести порядок в своей сфере. Но он ли первый, кто призывает к этому? Подобные призывы звучали до него. Будут звучать и после. А вот когда к ним будут прислушиваться по-настоящему и реально менять ситуацию, вопрос интересный. Если не сказать, риторический.

Знающие или, по крайней мере, считающие себя таковыми люди говорят, что тот факт, что поиск подрядчика на работы по модернизации таможни был поручен самим таможенникам, теперь рассматривается как опрометчивое и непродуманное решение. Так как эти товарищи весьма увлекающиеся и креативные. И если их начинает «нести», то остановить бывает сложно. Никаких государственных денег тогда не хватит. Хотя, возможно, все так и задумывалось. Этому у нас уже давно никто не удивляется.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру