Агрокомплекс Казахстана пытается реабилитироваться в глазах руководства страны

В последние годы ни одна посевная и уборочная страда не обошлась без масштабных злоупотреблений и невозвращенных кредитах

В Казахстане зерновой рынок был и остается весьма важным слагаемым как внутренней экономики, так и фактором внешнего рынка. К тому же зерно можно назвать многоцелевым стратегическим продуктом, который составляет основу всей продовольственной системы любой страны. А степень обеспеченности зерном является важным показателем продовольственной безопасности и экономической независимости страны.

В последние годы ни одна посевная и уборочная страда не обошлась без масштабных злоупотреблений и невозвращенных кредитах

Поэтому в современных условиях даже в странах с развитой рыночной экономикой государство не смеет пустить аграрный комплекс в свободное плавание и, в частности, производство зерна и его последующее движение на рынки. Кроме того, сезонный характер агропроизводства, изменчивость погоды, рискованный характер ведения земледелия и низкая производительность обусловили невысокую рентабельность и скорость оборота капитала в сельской экономике в сравнении с другими отраслями промышленности, что предполагают государственное вмешательство.

Аграрная политика государства реализуется посредством поддержки сельскохозяйственных производителей через субсидирование, особый режим налогообложения производителей и меры по регулированию цен на продукцию, а также за счет стимулирования потребительского спроса на внутреннем и внешнем рынках. Используются различные инструменты регулирования агропродовольственного рынка и, в частности, рынка зерна, направленного на стабилизацию и поддержание доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и обеспечение продовольствием населения.

Мы можем условно выделить несколько групп стран. В одних исторически сложился высокий уровень поддержки и защиты сельского хозяйства. В других цены на сельхозпродукцию поддерживают минимально, но используют косвенные рычаги регулирования. В странах с переходной экономикой широко используют меры стимулирования и поддержки производственной активности в сельском хозяйстве и ценовое регулирование.

При этом, надо полагать, и в органе, регулирующем вопросы сельского хозяйства, и в министерствах экономики и финансов должно быть известно, сколько миллионов тонн нужно на внутренние потребности населения и предстоящую посевную кампанию, сколько нужно положить в резерв и сколько можно продать другим странам.

И на этом этапе государство формирует конъюнктуру рынка, который, впрочем, в полной мере рынком можно назвать весьма условно. Но при этом государство берет сельхозпроизводителя под свою защиту и оказывает ему материальную поддержку. Субсидии могут быть предусмотрены, например, на этапах полива, защиты растений от вредителей, внесения удобрений, уборки урожая, его транспортировки и т.д. И это правильная отработанная практика, в которой воплощаются государственное и частное партнерство.

Но не все так радостно, как можно догадаться, с этими вопросами в Казахстане. Именно в этой отрасли экономики сложились наилучшие условия для манипуляций с цифрами, которые отражают тонны продукции и миллиарды тенге. И чиновник, и сельхозпроизводитель эти манипуляции могут реализовать в виде приписок, которые никак не отражают реальное положение дел ни в отдельно взятом хозяйстве, ни в регионе, ни в целом в отрасли.

В последние годы ни одна посевная и уборочная страда не обошлась без публикаций о масштабных злоупотреблениях и невозвращенных кредитах. Казахстанское зерно часто оказывалось только указанным в документах. На деле его либо закладывали в элеваторы в меньшем объеме, либо реализовывали, что называется, с поля - по серым схемам.

Обернулось это и отсутствием объективной статистической картины, которая просто необходима для понимания того, сколько зерна и какой сортности имеется в Казахстане, на какое количество можно рассчитывать в очередной сезон, сколько можно продать.

В поисках мер противодействия и повышения эффективности агроэкономики с этого года Министерство сельского хозяйства перестало субсидировать производство хлеба в Казахстане по прежним схемам и внедряет новые. В текущем году на субсидии выделили 52 миллиарда тенге, а в 2021 году запланировали субсидий уже на 70,5 миллиарда. Но на самом деле этот рост небольшой, в пределах инфляции, которая запланирована на этот период.

Даже если пятая или десятая часть этих средств осядет в карманы чиновников хотя бы трех-четырех зерносеющих регионов, сумма окажется значительной! Да и с чего бы государству отдавать наши с вами деньги казнокрадам или нерадивым хозяевам? И, как это часто бывает, взбодрила наших чиновников не текущая ситуация и не тенденции рынка, а ощутимый президентский разнос. Здесь в качестве истории вопроса можно вспомнить, что около года назад, 1 сентября 2016 года, на совместном заседании палат парламента Нурсултан Назарбаев отметил, что агрохолдинги задолжали огромные средства:

- Ком долгов растет у этих компаний. Можно было бы давно обанкротить, мы этого не делаем, откладываем долги, они растут. Но когда-нибудь этот пузырь лопнет. В современной экономике такое происходить не должно!

Согласно попавшей в СМИ информации, проблемы возникли у трех компаний, контролирующих до пяти миллионов гектаров пашни в стране (треть общей посевной площади Казахстана). Их совокупный долг перед банками эксперты оценивали в 4,6 миллиарда долларов. На расширенном заседании правительства 3 февраля 2017 года Нурсултан Назарбаев вернулся к этой теме, отметив, что финансовое положение агрохолдингов в неудовлетворительном состоянии (цитата: “В долгах как в шелках”), и поручил до 1 марта 2017 года выработать согласованные решения акимов трех зерновых регионов в отношении проблемных компаний. Также глава государства поручил Счетному комитету и Генеральной прокуратуре проверить рациональность выплат государственных субсидий. “До меня доходят сведения, что субсидии стали кормушкой для местных органов и тех компаний, которые берут эти деньги!” - сказал президент.

В ответ Минсельхоз в рекордные сроки предложил новую программу развития агропрома страны взамен принятой при прежнем министре сельского хозяйства Мамытбекове программы “Агробизнес-2020”. Новая команда МСХ предпочла дистанцироваться и от агрохолдингов, и от пшеницы, отказавшись от ее господдержки.

Мы видим, что со стороны президента была совершенно справедливая критика в адрес прежней практики материальной поддержки агропрома со стороны государства. При этом президент говорил не об отмене субсидирования. Речь шла о поддержке именно производителя сельхозпродукции. И о контроле за тем, что средства попадут по адресу, а не осядут, даже частично, в карманах тех, кто курирует эти вопрсы в кабинетах.

- Минсельхоз отказался от погектарных субсидий зерновых. Мы намерены взять курс на поддержку технологичных и более эффективных культур, которые могут диверсифицировать сельское хозяйство и обеспечить более рациональное использование земли, - цитируем заместителя руководителя департамента земледелия МСХ Акпара Мауленова.

Вместе с тем Минсельхоз восстановил субсидирование приобретения оригинальных и элитных семян, что позволило уже во время нынешней посевной увеличить площади полей, засеянных качественными семенами, в полтора раза и в два раза сократить посевы с низкой репродукцией. Продолжается субсидирование элитных саженцев плодово-ягодных культур винограда и гибридов первого поколения.

Минсельхоз не откажется от субсидий, это понятно. Но наконец пришло понимание, что их, во-первых, нужно направлять на культуры, которых не хватает, чем можно будет переключать крестьян на актуальные задачи. В планах принятой в этом году программы посевы пшеницы к 2021 году должны уменьшиться с 12,4 до 10 миллионов гектаров. Но даже при этом пшеница останется монокультурой, на нее будет приходиться 46 процентов пахотных земель.

Увеличение роли АПК - вторая задача перераспределения субсидий. Это уже вновь мнение Акпара Мауленова. Цифры, которыми располагает МСХ, демонстрируют не самую радостную картину: из всей пшеницы внутри Казахстана перерабатывается только четверть. Остальное уходит за рубеж зерном. Мощностей для переработки масличных культур в нашей стране столько, что мы можем обслужить всю Центральную Азию и Сибирь. Но из всего урожая через отечественные предприятия проходит только половина. В итоге загружены они в лучшем случае на треть. Примерно такая же картина по переработке сахарной свеклы, винограда, плодов и ягод.

- Чтобы стимулировать фермеров сдавать урожай на отечественные заводы, мы переходим на новый механизм выплаты субсидий, - рассказывает Мауленов. - Теперь деньги будут передаваться не до получения урожая, а когда фермер сдаст его на переработку. Здесь он получает соответствующий документ, указывает его в заявке на получение помощи и сдает в акимат - получает субсидии. Не сдал - денег от государства не получил. Одновременно этот механизм должен снизить коррупционную составляющую. Мы намерены передать механизм принятия решения о выдаче субсидий от работника акимата электронной системе. Не сразу, но потребуется провести большую подготовительную работу. Сначала систему апробируют на субсидировании удобрений. Планируем начать работу этой осенью. Например, рациональный опыт знает, что на 100 гектаров пашни требуется до пяти тонн определенного вида удобрений. Система даст разрешение на субсидию только в пределах этого количества. Заявит 50 тонн - система обнаружит несоответствие и просто не даст согласия.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру