Кто на ЭКСПО раскошелился, а кто на выставке заработал

24 августа 2017 в 16:52, просмотров: 2175

В своем недавнем интервью президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал о том, что международная специализированная выставка ЭКСПО дала большой эффект. “Бизнес сейчас, по-молодежному говоря, кайфует от этого”, - отметил глава государства. Поэтому вполне понятно желание бизнесменов продлить выставку еще на два месяца. Однако, как уже заявлялось, этого не произойдет, и дело отнюдь не только в установленном регламенте Международного бюро выставок.

До окончания Международной специализированной выставки в Астане осталось чуть более двух недель. Нынешнее лето оказалось самым прибыльным для столичных бизнесменов. У турагентств, гостиниц, ресторанов, развлекательных заведений небывалый “аншлаг”. Ввод жилья вырос на 33 процента, товарооборот - на 20 процентов, посещаемость торгово-развлекательных центров увеличилась в два раза. Заметное оживление получил туризм - обращение к туроператорам выросло на 78 процентов. Увеличились количество и частота авиарейсов, открылись новые. Только за июль поступление налогов от сферы услуг возросло в 2,5 раза. В общем цель, если не оправдала средства, то принесла немалую пользу. К сожалению, после завершения выставки ЭКСПО все вернется на круги своя. Туристы уедут, гостиницы опустеют. На месте международных павильонов появятся Международный финансовый центр и Международный центр “зеленой” экономики под эгидой ООН. Но ЭКСПО - это в первую очередь имиджевый проект, и туроператоры надеются, что количество иностранцев, желающих побывать в Казахстане, теперь возрастет.

Конечно, предпринимателей весьма огорчило то, что их инициатива - продлить ЭКСПО в Астане еще на два месяца, до 10 ноября, не была поддержана. Но государство не может на это пойти не только из-за регламента Международного бюро выставок, согласно которому специализированные выставки длятся три месяца. Также международные участники, а это самая большая часть экспозиций, ограничены в бюджетах и временными рамками, соответственно, для них продление тоже будет большой проблемой. Да и для Казахстана, который вложил немалые средства в этот имиджевый проект, промедление будет стоить больших средств.

Как известно, существуют два типа международных выставок ЭКСПО. Всемирная универсальная выставка проводится каждые пять лет (последняя была в 2015 году в Милане, следующая - в 2020 году в Дубае) из-за своей высокой стоимости, в большей части связанной с проектированием и возведением павильонов. А есть еще и специализированная международная выставка, проводимая между универсальными. ЭКСПО-2017 подпадает как раз под категорию специализированной международной выставки. Помимо масштаба и значимости различия также в том, что во всемирной универсальной выставке страны-участницы строят сооружения за свой счет, а в специализированной - за счет принимающей стороны.

Как заявлял председатель правления АО “Национальная компания “Астана ЭКСПО-2017” Ахметжан Есимов, выставка ЭКСПО-2017 обошлась Казахстану примерно в 400 с лишним миллиардов тенге, а это около 1,3 миллиарда долларов. Это строительство объектов, проведение мероприятий и все остальное. Но это лишь предварительная сумма, которая будет уточняться уже после окончания выставки. Если исходить из данного “прайса”, то один день проведения ЭКСПО, а в целом выставка длится 93 дня, обходится гражданам Казахстана в 4 миллиарда 301 миллион тенге. И дополнительные два месяца обойдутся еще в 258 миллиардов тенге. Конечно, это приблизительные суммы. Но тем не менее они показывают, насколько дорого будет продолжение.

И, кстати, кто будет его оплачивать? Понятное дело, предприниматели, которые ратуют за его продолжение, не собираются спонсировать дополнительные два месяца, иначе останутся наоборот в серьезном минусе. Но и просить государство продлить ЭКСПО - большое лукавство, учитывая, во сколько это обойдется. Получается, государство “сеет”, причем немалый “куш”, а урожай будут собирать другие. Конечно, это в виде налогов вернется в бюджет, но лишь малая часть вложенных денег. Так что инициатива туроператоров, владельцев гостиниц и ресторанов звучит как-то эгоистично - вложите народные деньги, а мы сделаем себе прибыль.




Партнеры