Бродячим животным в Алматы дали шанс на достойную жизнь, а не на мучительную смерть

Всего за месяц совместной работы городского акимата и волонтеров программы «Добрый город», чье призвание — защита бродячих животных, новых хозяев обрело в три раза больше четвероногих, чем за весь прошлый год.

Бродячим животным в Алматы дали шанс на достойную жизнь, а не на мучительную смерть

Мрачные, «звериные» годы

Проблема большого числа бродячих животных в городах страны появилась отнюдь не в последние годы. С ней не могут справиться десятилетиями. Ни зоозащитники, ни власти. Периодически в лентах соцсетей появляются гневные посты о том, что ситуация безобразная. Причем безобразие не только в большой популяции четвероногих бродяг, но и в методах борьбы с ними.

Уничтожают собак и кошек, к сожалению, самыми изуверскими методами. Ни о какой гуманности тут и речи быть не может. Словно отлов не тварями живыми занимается, а откровенным садизмом. Тугие петли, изготовленные из железных тросов, душные и дурно пахнущие клетки, как в машинах для перевозки, так и в центре ветеринарии, куда свозят пойманных собак и кошек: все это недалекое прошлое. Да что говорить, порою еще и настоящее тех, кто по природе своей был призван стать другом для человека.

Увы, но многие годы к обращениям зоозащитников, которые периодически «били в набат» и вытаскивали на свет самые мерзкие случаи издевательства над животными и их убийства, власти оставались глухи. Как говорится, бумага все стерпит. Вот и присылали отписки, что, мол, разберемся, о проблеме знаем, будем решать.

Но на улицах, в реальной для четвероногих жизни, не менялось ничего. Все те же жесткие петли, нечеловеческое отношение сотрудников отлова, душный летом или холодный зимой ангар, порою без еды и воды, несколько дней мучений и неминуемая смерть.

Каждый раз события развивались все острее, а волонтеры, прежде работавшие разрозненными группами, все чаще и громче задавали свои вопросы чиновникам. Случай, когда в Алматы в 2016 году бродячие собаки насмерть загрызли маленькую девочку, гулявшую без родителей, и спровоцировавший целую волну жестоких отловов бродячих животных, заставил зоозащитников собраться вместе.

— После этого случая блогер Айжан Шорман обратилась в нескольких соцсетях к фондам, организациям, волонтерам, которые занимаются защитой животных, и предложила объединиться для того, чтобы попробовать решить эту проблему вместе, — рассказывает зоозащитник Риша Фурсова. — Среди ее знакомых оказался член общественного совета Алматы Думан Капасов. Благодаря ему случилась первая встреча зоозащитников с членами общественного совета города Алматы. Мы высказали все свои претензии по работе отловных бригад. Все лето с ними встречались. Почему так долго? Потому что вообще было нужно понять, куда идти и как действовать. Так у нас сложилась постоянная группа из 10-15 человек, которая регулярно ездила на встречи и хоть как-то структурировала работу. Так мы попали к одному из заместителей председателя общественного совета Бакбергену Амрекулову и представили ему свой проект. На тот момент в группе уже сложился определенный состав: зоозащитники, фонды, общественные организации, ветеринары, заводчики породистых собак.

«Битва» с консерваторами

В инициативной группе «Добрый город», которая образовалась в процессе кооперации людей, которые были готовы не только говорить о проблеме, но и реально действовать, в первую очередь задались вопросом, как донести свои предложения до городских властей.

— Нас там выслушали, но сказали, что общественный совет не имеет полномочий такую программу реализовать и нужно встречаться с представителями центра ветеринарии, чтобы им свои претензии высказать. И помогли нам организовать эту встречу. Она произошла осенью прошлого года. На нее приехал заместитель директора, который нас практически отфутболил. Сказал: «За это мы не отвечаем. Это не в нашей компетенции». Мы спросили: «Почему так ловите, таким жестоким инструментарием?». Он ответил, что так положено, ну и так далее. Тогда мы поняли, что ничего не решим с центром ветеринарии, и попросили встречу уровнем выше, — вспоминает Риша Фурсова.

Понимая, что в центре ветеринарии в решении вопроса не заинтересованы, общественники обратились в управление сельского хозяйства (УСХ) алматинского акимата. Впрочем, встречи с его прежним руководством так и не дождались.

— Это потом мы узнали, что председателя комитета по контролю за предоставлением ветеринарных услуг посадили за взятку, а бывший руководитель управления сельского хозяйства подал в отставку сам. Мы, со своей стороны, попросили природоохранную прокуратуру инициировать проверку центра ветеринарии. И из-за этих событий все наши встречи «зависли», и у нас так и не получилось ни с кем встретиться.

Но, как выяснилось впоследствии, бюрократическую систему взломать хоть и сложно, но можно: главное — действовать ее же методами. Запросы, обращения и прочие документы с печатями, отправленные и зарегистрированные официально, сделали свое дело. Тем более что у зоозащитников появился человек, который объяснил, как добиться от представителей системы внимания к поднятому вопросу.

К тому времени сменилось и руководство УСХ алматинского акимата, которое, после встречи с инициативной группой не ограничилось отписками и практически сразу предприняло конкретные действия.

— В январе в управление сельского хозяйства акимата Алматы пришел новый руководитель Айдын Керимбек. У нас получилось с ним встретиться, и с этого момента все сдвинулось с мертвой точки. При встрече мы ему рассказали свое видение проблемы, что такое программа гуманного регулирования численности бездомных животных, по которой, кстати, судят уровень развития страны. Он ответил нам, что будет рад ее рассмотреть, и сразу же инициировал программу бесплатной стерилизации, — говорит Риша Фурсова. — У нас ее реализовали на самом базовом уровне. То есть стерилизация владельческих животных. Это только первый этап. Стерилизация бродячих животных (программа ОСВВ) может быть внедрена только тогда, когда в ней будут принимать участие обе стороны. Бездомные животные на улицах — это ответственность людей.

Конец «мертвой» петли

Тем не менее отлов продолжал действовать в городе своими прежними методами. Прежде чем собака оказывалась в клетке кузова автомобиля, ей приходилось натерпеться столько, что силы ее практически полностью оставляли. И решение этой проблемы для зоозащитников было одним из основных вопросов.

— Наибольшее число нареканий приходилось как раз на процесс отлова. У нас непонятно, кто ловит, чем ловит, очень страшно транспортируют, и, конечно, впоследствии животные содержатся в жутких условиях. Мы приготовили от группы презентацию по гуманному отлову, которая создана по методике международного специалиста Брайана Фолкнера, который на протяжении уже 30 лет консультирует во всем мире по вопросам гуманного регулирования численности бездомных животных и, в частности, по гуманизации отловной программы, — рассказывает зоозащитница. — У нас в группе есть специалист — ветеринар с большим опытом работы Мархабат Мадияров, который выезжал вместе с отловом и показывал на практике, каким образом это должно работать.

Гуманным орудием отлова животных-бродяг, которое не калечит, Мархабат Мадияров пользуется уже более 10 лет. Его, купленное в США, подарили друзья ветеринара. Однако приобрести аналогичный инструментарий для местного отлова оказалось не так-то просто. В процесс «вмешались» система и борьба с коррупцией.

Американский инструмент оказался дорогим, а условия тендеров жесткими. Приходилось искать самое дешевое. Так были приобретены сначала инструменты отлова производства России, которые забраковали. Следом та же участь постигла китайские аналоги. И, наконец, то, что нужно, пришло.

Однако, учитывая, что у казахстанского отлова бродячих четвероногих прежде не было ни утвержденных стандартов, ни правил, необходимый инструмент еще долго пылился на складах таможни. Получить его и начать практическое использование удалось только в июне этого года.

— Мы договорились с центром ветеринарии, что как минимум раз в неделю они будут брать нас на отловы. Приглашать нашего человека, который все покажет на практике, — говорит Риша Фурсова. — Именно так теперь и происходит.

Однако зоозащитники все еще сомневаются, что в отсутствии их специалиста сотрудники отлова действуют по новым правилам, а не по старинке. По словам волонтеров, все дело в кадрах.

Кадры решают все

Что уж говорить, работа в отлове, или в центре ветеринарии, не сахар. Ни по обязанностям, ни по зарплате. Поэтому «затащить» туда подготовленного специалиста — ветеринара или биолога — практически невозможно.

— Мы поняли: в центре ветеринарии существует проблема с кадрами. То есть, несмотря на то, что в управлении сельского хозяйства им говорят: «Делайте, пока это доходит до низа, людям, которые непосредственно работают с животными, на все это наплевать, — рассказывают зоозащитники. — Контингент для работы набирался неизвестно откуда. Когда осенью мы спросили, как персонал подбирают, нам ответили, что сотрудники своих друзей приводят. Говорили, что отбор проходит, но куда там. Посмотришь, и берут сомнения, что они к людям-то нормально относятся, не то что к животным.

Естественно, говорить о том, что за отловленными животными следят специалисты, сведущие в этой сфере, не приходится. Об образовании высшем и даже среднем специальном большинство сотрудников отлова в лучшем случае только слышали.

15 июля этого года настойчивость представителей инициативной группы «Добрый город» была вознаграждена. Они сумели пробиться на прием к акиму города

Бауыржану Байбеку. Проблему кадров центра ветеринарии зоозащитники подняли в разговоре с ним одной из первых.

— Мы представили от своей группы нашу презентацию — проект «Добрый город». В ней расписана программа, приведена статистика, указаны все наши претензии и предложения по решению проблем. Аким посмотрел все это, и ему очень понравились и идеи, и проект «Добрый город». Он и дал задание УСХ совместно с зоозащитниками города реализовать наши предложения в виде дорожной карты по решению проблем с бездомными животными города Алматы. После этого мы взяли двухнедельную паузу. И вот на днях были слушания с замакима Аукеновым, на которых управление сельского хозяйства предоставило более-менее проработанный план дорожной карты, составленный с учетом замечаний зоозащитников, биологов, ветеринаров и других специалистов, которых мы также просили привлечь. В ближайшее время УСХ должно получить последние замечания и предложения от зоозащитников и всех заинтересованных лиц и провести второе слушание по дорожной карте, чтобы обсудить подробно все детали, — рассказывает Риша Фурсова.

P.S. То, что решение проблем бездомных животных Алматы и гуманного к ним отношения наконец сдвинулось с мертвой точки, факт свершившийся. Каждая, даже маленькая победа зоозащитников, не только спасает многим четвероногим жизнь, но и дает реальную надежду на то, что рано или поздно наше общество изменит свое отношение к ним. И вновь начнет относиться как к верным и преданным друзьям. Пока же зоозащитники констатируют, что большинство современных людей больше похожи если не на живодеров, то на маргиналов, которым не знакома фраза великого классика: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

— В последнее время в отлов попадает очень много животных по заявкам, — говорит зоозащитник Риша Фурсова. — За последние два месяца, в которые мы следим, как в отлов попадают животные, мы ужаснулись. Люди купили щеночка, вырастили, он им надоел. Они хотят новую кошку или породистую собаку, звонят в отлов и говорят: «Заберите старую». Мы берем телефон хозяев и звоним им. Говорим: «Вы знаете, что вашу собаку ждет? Это не приют. Она будет содержаться здесь несколько дней, а потом умрет». А они отвечают: «Нам все равно». То есть многие люди просто сдают своих животных в отлов, полагая, что это игрушка. И сдают, поверьте, в огромном количестве.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру