Хроника событий За парковку в новостройке придется отдать миллион Презентовали Екатеринбург будущего: метро, европейские остановки и платные парковки В Курске начнут выписывать штрафы за неоплаченную парковку Автобус как "салон оздоровительной психотерапии" На набережной Гурзуфа ограничили движение до сентября

В Алматы разгорелась жаркая борьба вокруг автомобильных парковок

Алматинцы пытаются спасти свои дворы от автомобильного нашествия, которое, к слову, появилось не без участия тех же градоначальников

12 июля 2017 в 07:17, просмотров: 458

Есть такое понятие, как личное пространство — область, которая нужна каждому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно. Но если в эту самую зону комфорта постоянно кто-то норовит зачем-то залезть, то… поневоле захочешь огородить ее от непрошенных притязаний. Мы в данном случае имеем в виду городские дворы или газоны, которые без оград существовать порой просто не могут.

В Алматы разгорелась жаркая борьба вокруг автомобильных парковок
Вот так автовладельцы пытаются защитить свое «жизненное пространство» – парковки, которые сносят под застройки домов

Уравнение с разным результатом

Когда новая система парковок появилась в Алматы, ее презентовали горожанам как уникальное нововведение, которое внесет порядок на улицы города. Но в местах, где появляется знак «Р», вместе с иллюзией порядка появляются хаос и неразбериха.

Редакция полностью разделяет мнение акимата о том, что городу нужны свободные улицы, ведь он не резиновый, а число зарегистрированных авто растет ежегодно. Но тем ли путем пошло руководство города, и насколько вообще южная столица готова к таким переменам?

Конечно, свою ноту позитива от этих новшеств добавляет информация о том, что деньги, вырученные с платных парковок, «…будут направлены на развитие транспортной системы города», такой комментарий дал аким города Алматы Бауыржан Байбек во время знакомства с проектом единой автоматизированной системы платных парковок. Только когда и как именно будет развиваться эта транспортная система, пока непонятно.

Введение платной зоны в районе, например, «Зеленого базара» полностью оправдало все возложенные на пилотный проект надежды — парковочные места в его округе появились (что раньше было большой редкостью), а пробки практически исчезли. Но триумфальный горн звучал недолго. Как только эту практику начали применять в других частях города, ситуация поменяла полярность и стала приносить больше вреда, чем пользы, что привело к ряду конфликтов среди резидентов и гостей «оборудованных» секторов.

Почему один и тот же проект в разных точках города дал разный результат? Ответ довольно-таки прост. Дело в том, что вдоль улиц, окружающих рынок, практически нет жилых домов, а соседствуют с базаром кондитерская фабрика, бизнес-центры и прочие административные здания. Также смягчает обстановку и то, что рядом находится многоярусная стоянка, а также была введена в эксплуатацию подземная одноуровневая парковка под новым торговым центром на территории самого рынка. Одним словом, общей парковочной площади в том районе больше чем предостаточно.

Когда же платная зона появилась на улицах Желтоксан и Наурызбай батыра, во всех прилегающих к ним дворах случился автомобильный коллапс. То есть автолюбители, не желая платить по 100 тенге в час, попросту рокировались, превратив жизнь жителей этих самых дворов в ежедневную борьбу с непрошенными гостями.

Не доводи до греха

Эти последствия не были случайными, и их предсказывали, но почему-то внятных решений не было озвучено ни на момент запуска системы парковки, ни сейчас. Конечно, жильцы «проблемных» дворов не бездействуют и пытаются хоть как-то повлиять на недобросовестных автовладельцев. Но все цивилизованные попытки вразумить их положительного результата не дали. На просьбы не парковать машины в чужом дворе в ответ, причем даже женщинам, показывают средний палец — хамство, которое наблюдаем практически ежедневно.

Поскольку управление города никак не реагирует на происходящее, то горожане, оказавшись в безвыходной ситуации, уже начали прибегать к крайним, порой незаконным мерам. Во многих дворах начали появляться самодельные дорожные знаки «Парковка запрещена», «Работает эвакуатор», «Частная территория! Въезд запрещен».

Если же какой-то из водителей проигнорирует предупреждение, то на капоте его авто может появиться кирпич с запиской: «Второго предупреждения не будет! Паркуйся там, где положено!». Точка кипения уже близко, а по мере расширения сети парковок температура вокруг этой темы будет накаляться все больше, что в дальнейшем может привести к многочисленным стычкам и самосуду. Нужны ли такие сценарии городу? Думается, что нет!

Удручает тот факт, что при перегруженности дворовых территорий и детских площадок на самой платной зоне многие места пустуют. Соответственно и город недополучает ожидаемой прибыли, и жители страдают. Система однозначно требует доработки и комплексного решения, именно комплексного, то есть усилия города должны быть направлены не только на захват как можно большей территории под парковки, но и на решение проблем, которые эти новшества вызывают. На самом деле ситуацию нельзя назвать патовой, выход есть, но было бы желание...

Один из них заключается в выпуске единого образца дворовых шлагбаумов. Просто, практично и недорого, тем более что деньги-то с уже существующих парковок поступают, почему бы не пустить их по целевому назначению?

Шлагбаумы могли бы разом решить проблему: и дворы бы освободились от автохлама, и рентабельность парковки увеличилась бы. Ведь если ушлые водители все равно приезжают в заданный квадрат, то где-то им парковаться нужно, а не имея альтернативы, им придется платить так же, как всем добропорядочным гражданам.

Но это предложение, которое озвучивалось еще до запуска системы парковок, было отвергнуто практически сразу. В противовес было сказано, что шлагбаумы противоречат существующим нормам и будут препятствовать проезду спецтранспорта экстренных служб. На первый взгляд, может быть и так, но этот ответ больше похож на отговорку.

Сегодня можно сделать так, что все дворовые шлагбаумы будут регулироваться от одного пульта. Кстати, чем не идея для реализации плана по поддержке казахстанских предпринимателей. И потом, если объективно посмотреть на ситуацию, то шлагбаум перед въездом во двор — это однозначно наименьшее зло. Давайте попробуем представить, что эту идею все-таки удалось реализовать и после этого произошло ЧП, скажем, пожар в жилом здании.

И въезд во двор перекрыт шлагбаумом. Даже если устанавливать простые, а не «умные» шлагбаумы, то в любом случае на каждый двор придется с десяток автовладельцев, у которых будет пульт. И в случае пожара кто-то из них наверняка заблаговременно откроет въезд, чтобы пожарные машины могли беспрепятственно въехать во двор и максимально близко подобраться к очагу возгорания. И, если даже подъемный механизм окажется сломанным, то многотонная машина без усилий снесет пластиковую стрелу шлагбаума и доберется до заданной точки.

Вариант второй — двор с открытым въездом, в котором полно автомобилей, владельцы которых не желают платить за парковку. То есть если случится пожар, спецмашина попросту не сможет заехать во двор, поскольку он окажется битком забит автомобилями, владельцы которых никому не известны. Растаскивать мешающие проезду машины бульдозером или вызывать манипуляторы? В этом случае на эвакуацию даже десяти машин может уйти не один час. За это время уже пропадет необходимость в пожарных.

Пока проблемы эти как бы локальны, но, как уже известно, система парковок будет разрастаться и вскоре охватит всю деловую часть города. Что тогда? Чтобы обратить внимание на происходящее, нужно дождаться каких-нибудь эксцессов?

А вот так жильцы домов в центре Алматы пытаются оградить себя от стихийных парковок во дворах

Так нужна ли парковка?

В середине XX века, когда планировались улицы Алма-Аты, не было такого количества транспорта, и в результате большая часть из них получила всего по две полосы движения в одну сторону. На сегодняшний день, во всяком случае до недавнего времени, в центральной части Алматы было всего две артерии, которые разгружали его — это улицы Желтоксан и Наурызбай батыра. Но и эти нити надежды были оборваны: от четырехполосных улиц «откусили» по две полосы. Одна занята под парковки, которыми никто не пользуется. Вторая — под общественный транспорт.

Так ли много автобусных маршрутов курсирует по этим улицам, да и созрела ли система до введения «выделенки»? Жалобы и критика со стороны пассажиров на качество перевозки продолжают сыпаться, а видеоролики с коптящими автобусами появляются в новостных лентах практически еженедельно. Парк муниципального транспорта уже давно требует не просто замены, а расширения. Возможно, хотя бы одну из полос нужно вернуть городу, убрав либо «выделенку», либо парковочную зону, а то и вовсе запретить стоянку на всем протяжении артерий.

Чаще всего аргументы чиновников выстраиваются таким образом, что невольно начинаешь верить в то, что они вещают правильные идеи. Но как быть, когда эти самые идеи начинают противоречить друг другу? Пока в одной части города идет активный поиск драгоценных квадратных метров, которые можно было бы использовать под многоярусные или прибордюрные парковки, в другой части эти же стоянки беспощадно сносят, предлагая автовладельцам поискать свободные места… не поверите: на детских игровых площадках.

В конце прошлого месяца в микрорайоне Орбита больше полутора тысяч людей «встали грудью», чтобы защитить стоянку № 17, — территорию, вмещающую 400 автомобилей, которая существовала там более тридцати лет. Увы, отстоять свое право им так и не удалось, судоисполнители ранним утром пригнали трактор, который все сравнял с землей. Детали этих событий, которые вызывают, по меньшей мере, возмущение, были опубликованы в местных газетах.

Это закрытие стоянки привело к дефициту свободного места во дворах, поскольку 400 автомобилей пришлось где-то распределять. К тому же на этом месте планируется возвести многоэтажный дом. И, со слов жителей близлежащих домов, если посмотреть на гидрологическую карту 1983 года, то станет ясно, что под бывшей парковкой проходит старое русло реки Большая Алматинка. Можно ли назвать это место пригодным для строительства многоэтажного дома?

К слову, застройщик тот же, который возвел в микрорайоне Алгабас дом, накренившийся спустя небольшой срок после ввода в эксплуатацию.

И, наконец, участники этого процесса предложили решение, которое противоречит как моральным нормам, так и законодательству РК: «А потом пришел архитектор этого района Мухтар Исаев и вместе с ТОО «Тамерлан» предложил ставить машины на детской площадке и возле детсада, обещая согласовать этот вопрос — вопреки СНиПам!» — говорит участник тех разборок Рамиль Ахмедшин.

Получается, что сейчас снесли гигантскую стоянку, чтобы возвести дом и потом думать, как бороться с проблемой нехватки мест для парковки автомобилей? К чему эти сложности, если Алматы великолепно расстраивается в северо-западном направлении?

Комплексные меры по определению подразумевают выполнение нескольких задач, но у нас почему-то принимаются слишком «узкие» решения, которые лишь создают проблемы, а не решают поставленные задачи. Все эти ситуации невольно наталкивают на мысль о том, что современные «блага» делаются не для того, чтобы привести город в порядок, а, видимо, в целях выручения некой выгоды, которая, увы, не в пользу горожан.

Если не принять никаких мер, то уже в скором времени город начнет лихорадить, причем по-взрослому.

Платные парковки. Хроника событий



Партнеры