"Квази" в экономике - это квазиприбыли и чистые убытки

Казахстанские патриоты, экономисты, политологи и другие всевозможные эксперты подвергли сомнению полезность существования в стране квазигосударственного сектора

Все больше представителей общественности приходит к мысли, что он похож на черную дыру, в которой безвозвратно исчезают бюджетные деньги. У всех на слуху названия компаний, которые ничего не производят, но ворочают такими деньжищами, что позавидует не один производитель какой-нибудь известной продукции.

Казахстанские патриоты, экономисты, политологи и другие всевозможные эксперты подвергли сомнению полезность существования в стране квазигосударственного сектора

А спросить-то не с кого, да и некому

Напряженная работа на заре нашей независимости «выдающихся» казахстанских экономистов, которые в те далекие годы пришли к гениальной мысли о необходимости создания квазигосударственного сектора в помощь отечественной экономике, судя по всему, увенчались успехом не полностью. Или полностью не увенчались.

Таково мнение группы экспертов, собравшихся на днях в Алматы за круглым столом аналитической группы экспертов КИПР. Почти все собравшиеся в один голос заявили, образно говоря, о существовании концепции «черной дыры», в которую безвозвратно улетают государственные деньги.

Возможно, доля правды тут есть. И немалая. Поскольку, что такое квазигосударственный сектор, не знает даже всезнающий «Гугл». Нет ему определения нигде. Зато у всех на слуху названия компаний, которые ничего не производят, но ворочают такими деньжищами, что позавидует не один производитель какой-нибудь известной продукции.

Директор общественного фонда Zertteu Research Institute Шолпан Айтенова прямо заявила в ходе дискуссии, что из 162 миллиардов тенге бюджетных денег, предусмотренных для покупки финансовых активов, 92 процента уйдут на пополнение уставных капиталов различных государственных акционерных обществ. Плюс к этому дополнительное финансирование от государства квазигосударственный сектор получит через бюджетное кредитование.

При этом из 184 миллиардов тенге бюджетных кредитов для акционерных обществ с участием государства, запланированных в республиканском бюджете на 2017 год, 63 процента получит только один холдинг «Байтерек». Одного взгляда на эти цифры хватает, чтобы понять, откуда у работников таких холдингов такие, мягко говоря, немалые зарплаты. Причем у вполне рядовых. Не говоря о топовых.

У присутствовавших возник вполне справедливый вопрос: а где результат? И кто за это все должен отвечать? И тут, по словам госпожи Айтеновой, все устроено так хитро, что сразу и не разберешь.

— Анализ показывает наличие ряда системных проблем, — говорит она. — Не определена и не разграничена ответственность за результаты деятельности компаний квазигосударственного сектора между государством — как собственником и регулятором — и компаниями, управляющими государственными активами. Объемы бюджетного финансирования не привязаны к финансовым результатам работы субъектов сектора, к их эффективности.

Согласно независимым исследованиям, результаты которых озвучила г-жа Айтенова, оценка прозрачности и раскрытия информации 37 национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний показывает формальное отношение субъектов к отчетности. При этом отчеты адресованы в основном регулирующим государственным органам и инвесторам.

Совершенно нет системы подотчетности перед парламентом и общественностью. Анализ реализации подзаконных актов в сфере мониторинга и оценки эффективности управления в квазигосударственном секторе демонстрирует зарегулированность сферы, дублирование, неработающие многосложные процедуры оценки, смешение оценки эффективности управления этим сектором и государственной собственностью.

В общем, нет у нас того, кто бы конкретно занимался мониторингом и оценкой работы этого непростого и непонятного сектора нашей экономики. Прозрачности тут явно не хватает. Впрочем, как и везде, где идет речь о больших деньгах.

Денег много не бывает. Ни у кого

Вопросом о необходимости и полезности квазигосударственного сектора задается и директор департамента аналитики группы GreenPoint Данияр Куаншалиев.

— Анализ на примере стран Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) показывает, что высокий уровень государственных расходов в экономике ведет к более низкому коэффициенту роста ВВП, — говорит он.

Согласно приведенным им данным, доля активов национальных холдингов в ВВП РК с годами повышается. А квазигосударственный сектор «раздувается» из года в год как в относительных, так и в абсолютных цифрах. Если в 2008 году активы национальных холдингов составляли 47 процентов от ВВП — 7,5 триллиона тенге, то сегодня это 59,7 процента от ВВП — 27,5 триллиона тенге.

А вместе с этим растет и количество государственных служащих. За последнее время оно выросло на 4 процента в общей доле занятого населения — с 19,2 до 23,2 процента. В реальных цифрах — с 1,56 до 1,96 миллиона человек.

По мнению господина Куаншалиева, квазигосударственные структуры, фактически являясь элементом государственных органов, наглядно демонстрируют неэффективность государственного управления. За счет так называемой «трансформации» так и не были решены вопросы непрозрачности и качества принимаемых в них решений. Эти структуры в лице огромных, неповоротливых управляющих компаний не стали конкурентным преимуществом национальных компаний.

Директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев считает, что помимо общей неэффективности квазигосударственный сектор создает серьезные риски для денежного рынка. На 1 июля 2016 года 5,4 триллиона тенге временно свободных денежных средств квазигосударственного сектора были размещены на счетах банков второго уровня. При этом значительная часть этих средств сформирована за счет средств республиканского бюджета и Национального фонда через пополнение уставного капитала, кредитование и выпуск облигаций.

Таким образом, за последние 10 лет квазигосударственному сектору было выделено более 34 миллиардов долларов.

В итоге выходит так, что бюджетные средства размещаются квазигосударственным сектором на счетах банков. Банки имеют избыточную ликвидность, которую Национальный банк вынужден стерилизовать посредством выпуска нот, завышая базовую ставку. Поскольку главный финансовый регулятор страны справедливо опасается, что этот «денежный навес» может уйти на спекулятивный валютный рынок.

И, надо заметить, что Рахим Ошакбаев в данной сфере хорошо разбирается, поскольку сам не один год в ней работал и далеко не на рядовых позициях.

А за чей все это счет?

— В период высоких цен на нефть государственные компании бесконтрольно тратили огромные деньги на инфраструктурные проекты, покупку зарубежных активов и социальные инициативы, — говорит, в свою очередь, директор Национального бюро экономических исследований Касымхан Каппаров. — Для финансирования этих расходов государственные компании агрессивно занимали деньги за рубежом. И внешний долг квазигосударственного сектора вырос, таким образом, до 23 миллиардов американских долларов. Однако после падения цен на нефть крупнейшие государственные компании оказались не в состоянии выплачивать внешний долг и обратились за помощью к государству.

То есть созданные государством в помощь себе они обращаются за помощью к нему же… В чем же тогда смысл создания таких структур?

Например, компания «Казмунайгаз», по словам господина Каппарова, получила четыре миллиарда долларов США из Национального фонда. Компания «Казахстан Темир Жолы» — 50 миллиардов тенге из ЕНПФ. Таким образом, внешний долг государственных компаний является по сути «невидимым государственным долгом». А за низкую эффективность менеджеров государственных компаний приходится платить всем гражданам Казахстана.

А Счетный комитет все ходы записывает. Только пока, к сожалению, его подсчеты остаются без внимания соответствующих структур. По его данным, последние три года происходит неуклонное снижение числа прибыльных субъектов квазигосударственного сектора. И проблемы с эффективностью и результатами работы компаний с государственным участием налицо.

Конкретных данных, свидетельствующих об этом, просто нет. То есть государственный бюджет от их деятельности не увеличивается.

Согласно официальной статистике, национальные компании, входящие в квазигосударственный сектор, завершили финансовый 2016 год с общими убытками в 21,4 миллиарда тенге. А уровень рентабельности составил всего 4,9 процента. При этом никто не разбирается в причинах столь плачевного состояния дел.

Самое интересное, что, несмотря на все это, по сей день продолжается накачивание субъектов квазигосударственного сектора бюджетными средствами и средствами из Национального фонда. Непонятно почему, но государство продолжает вбухивать в него огромные деньги.

При этом председатель правления АО «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев, не так давно говоря на эту тему на заседании правительства, заявил, что государственные закупки национальных компаний не следует чрезмерно контролировать со стороны государственных органов.

«Мы не возражаем против установления единых правил закупок для всех субъектов квазигоссектора и установления ответственности работников за нарушения правил закупок, — сказал он. — Но у нас есть вопросы по второму направлению, когда закупки квазигосударственного сектора предлагается загнать под контроль Министерства финансов. Нам кажется, что в преддверии IPO это может сыграть очень негативную роль при оценке нашей компании».

Что это может означать, пусть каждый понимает в меру, так сказать, своей испорченности. Глядя на все это, пытливые читатели в социальных сетях задаются вопросом: разве можно так безответственно относиться к бюджетным миллиардам? Неужели это один из способов распила государственного бюджета? И сами же отвечают, предполагая, что, скорее всего, в этом и есть суть такой вот финансовой политики. Что манипуляции с бюджетными деньгами стали самым стабильным и прибыльным бизнесом. И что из бюджетных «дыр» рождаются целые коррупционные вселенные.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру