Казахстанцы тратят половину своих денег на еду

Один из самых главных экономических показателей любой страны — доступность продуктов питания

Почти половина потребительских расходов казахстанцев сегодня уходит на еду. Таков результат исследования, обнародованного аналитическим агентством Ranking. О чем это свидетельствует, знает каждый наш гражданин. Или не каждый?

Один из самых главных экономических показателей любой страны — доступность продуктов питания

Все будет хорошо

За что больше всего заслуживают уважения наши министры, акимы и депутаты, так это за умение успокоить народ в условиях, когда в людских душах возникает легкая тревога за завтрашний день. И появляется она вроде бы не на пустом месте. Но послушаешь наших чиновников, и на душе становится теплее. Ненадолго, но все же.

Наблюдая с невесомой грустью за тем, как кривая роста цен на продукты питания уходит все дальше и дальше в отрыв от кривой роста зарплат, даже самый отъявленный оптимист поневоле задумается над тем, что же нас ждет дальше. Тут и появляется душевная тревога. И прежде всего потому, что вариант снижения цен на то, что относится к предметам первой необходимости, людьми на кухнях уже давно не рассматривается.

А что касается власть предержащих, которых мы упомянули выше, так им спасибо за пламенные речи, вселяющие уверенность в завтрашнем дне, за успокоительные цифры, отражающие рост нашей экономики, его увеличение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по самым разным показателям. И так далее, и тому подобное. Глядя на все это, разве можно не верить в то, что все у нас в любом случае будет хорошо?

Так что всем рекомендовано держаться и терпеливо шагать в светлое будущее с мыслями о радужных перспективах. Что, собственно, мы и делаем уже не первый, и даже не второй десяток лет.

Больше тратить на еду не означает больше есть

Тем временем скрупулезные аналитики, отражая наш каждый шаг по направлению к светлому будущему, подобно дотошным бухгалтерам внимательно следят за ситуацией, проводя различные исследования. Разумеется, для того, чтобы по прибытии по адресу этого самого будущего нам было, с чем сравнивать и понимать, через что мы прошли.

Вот, к примеру, специалисты агентства Ranking на днях выдали результаты своих анализов, согласно которым сегодня затраты казахстанских семей на еду все больше увеличиваются. По итогам первого квартала 2017 года доля затрат на покупку продуктов питания в общих потребительских расходах домохозяйств составила 45,9 процента против 44,4 в январе-марте прошлого года. Согласно сделанным выводам, это самый высокий уровень доли за первые три месяца года в течение последних пяти лет.

Наиболее заметно выросли траты казахстанских семей на мясо и мясопродукты. Если в первом квартале 2016 года на них уходило около 14,6 процента потребительского бюджета, то в этом году доля выросла до 15,3 процента. Аналитики видят в этом позитив. Поскольку, по их мнению, происходит это потому, что казахстанцы стали лучше питаться, есть больше мяса, увеличив его потребление на полпроцента — до 18,2 килограмма на душу населения.

Только вот разницу цен — прошлогодней и нынешней — они почему-то не отразили.

Также, согласно анализу, стало больше уходить средств на хлеб и крупяные изделия — 7,4 процента против 7,1 процента год назад. И это аналитики также объясняют тем, что мы стали больше есть. А отнюдь не тем, что хлеб и мука, как и все остальное, тоже подорожали.

Между тем, это уже по нашему мнению, несложно догадаться, что удорожание «продукта номер один» непременно повлечет за собой удорожание всех остальных продуктов. Кто-то увеличение затрат на них объясняет именно этим, а кто-то — увеличением потребления. У каждого свой подход.

Их, аналитиков, сразу не поймешь. К примеру, существуют другие анализы и прогнозы, согласно которым экономисты уже сегодня предрекают повышение стоимости в ближайшем будущем молока на 5-10 процентов и мяса — на 10-15 процентов. Говорят, «подпрыгнут» и мучные изделия, крупы и т.д. И если так произойдет, то, возможно, кто-то логичное увеличение затрат на все это также объяснит увеличением потребления.

Однако вернемся к тому, с чего начали. Только лишь на овощи, согласно тому же анализу, мы стали тратить больше денег по причине их заметного удорожания. В первом квартале 2017 года на их покупку ушло 3,4 процента потребительских затрат против 3,1 процента в первом квартале 2016-го. При этом само потребление овощей резко сократилось — на 3,7 процента, до 19,1 килограмма на душу населения. Рыбы и морепродуктов мы стали есть меньше на 4,6 процента, чем в прошлом году.

Рост цен, по мнению исследователей, реально отразился лишь на наименее обеспеченных семьях, которые сократили потребление практически по всем основным группам продуктов питания.

«В частности, в структуре питания 10 процентов наименее обеспеченного населения за год резко сократилось потребление картофеля — на 13 процентов, до 8,1 килограмма на душу населения. Также они заметно меньше стали покупать сладостей (сахар, джем, мед, кондитерские изделия) — на 10,1 процента по сравнению с первым кварталом 2016 года и овощей — на 8,3 процента», — говорится в отчете, согласно которому самые уязвимые слои населения вынуждены экономить даже на картофеле — за год его потребление представителями данной категории граждан сократилось на рекордные 13 процентов. Сахар, мед и кондитерские изделия малоимущие семьи сегодня покупают на 10 процентов реже, чем в прошлом году.

А вот казахстанцы с высокими доходами назло недоброжелателям и завистникам, напротив, стали есть больше. Особенно существенный рост, по мнению исследователей, был зафиксирован в потреблении ими фруктов — на 5,4 процента по сравнению с уровнем за январь-март прошлого года. Они и мяса с хлебопродуктами и крупами стали потреблять больше на 4,7 и 5 процентов соответственно.

«В целом разрыв в качестве жизни между бедными и богатыми казахстанцами по потреблению продуктов питания увеличивается. В среднем в 1-м квартале 2016 года 10 процентов наиболее обеспеченного населения потребляли в 2,5 раза больше продуктов питания, чем 10 процентов наименее обеспеченных казахстанцев. В текущем году (январь-март) этот разрыв углубился — разница составляет 2,7 раза», — делают вывод аналитики.

Донерный срез

Нам доподлинно неизвестно, каким именно методом проводят исследования подобные аналитические агентства и какое количество людей они ими охватывают. А потому мы провели собственный анализ. На простом, как все гениальное, и вкусном продукте под названием «донер».

Почему на нем? Потому что этот шедевр турецкой кулинарии, на наш взгляд, тянет на полноценный обед, поскольку содержит в себе практически весь набор продуктов питания, необходимый среднестатистическому казахстанцу — хлеб, мясо, овощи, специи, соусы, ну и так далее. То есть все составляющие продуктовой корзины или, по крайней мере, большей ее части.

Согласно некоторым данным, средняя заработная плата в Казахстане в первом квартале текущего года составила 124 227 тенге. При старой цене донера в 300 тенге среднестатистический казахстанец, имеющий такой заработок, мог съесть 414 донеров в месяц, или 13 штук в день. Сегодня он стоит 450 тенге. Соответственно, месячное количество донеров, которое может позволить себе наш гражданин, снизилось до 276 в месяц, или до девяти в день.

Девять донеров сегодня стоят 4050 тенге. Однако для одного дня, каким бы вкусным донер ни был, это многовато. Оставим три. Это 1350 тенге в день, или 40 500 тенге в месяц. На все остальное остается 2700 тенге в день, или 81 000 тенге в месяц. Аналогичные подсчеты при старых ценах показывают, что на все про все кроме еды у гражданина оставалось 90 000 тенге в месяц. Получается, что казахстанец стал тратить на еду на девять тысяч тенге, или на семь процентов больше. А это 30 донеров по старой цене. То есть, как видно из результатов нашего исследования, увеличение затрат на питание тут никак не говорит об увеличении потребления.

И ведь не факт, что в этом году рост цен не продолжится и цены не вырастут на все: одежду, обувь, билеты в кино и проезд в общественном транспорте.

Кстати, товары народного потребления в этом году тоже подорожали. Как говорят менеджеры одной торговой сети, повышение цен на импортные товары (а импорт у нас в стране, как известно, преобладает) значительно снизило объемы продаж. Люди стали реже обновлять имеющиеся у них образцы и практически полностью перестали покупать впрок. И если еще в начале года склады брендовых магазинов были забиты под завязку, то сейчас они практически пустые, поскольку завозить крупные партии теперь нет смысла. Да и не на что. И теперь у продавцов голова болит о том, как продать оставшиеся на складах запасы с прошлого сезона.

В общем, чек покупок казахстанца стал значительно скромнее, чем год назад. Ценовые акции для привлечения покупателей уже почти не помогают, что ведет к снижению выручки, а значит — к сокращениям персонала.

А тут еще и Всемирный банк «подсластил пилюлю». Согласно его прогнозам, к концу года нас может ожидать очередной виток инфляции. Это означает, что если прогноз сбудется, то в следующем году рост цен обязательно продолжится, добавив еще процентов 15-20. При этом, скорее всего, в октябре, как обычно, нас ожидает еще один шок — получение новых платежек на отопление с прибавкой цены на процентов 15. И, возможно, также на электроэнергию. Тут уж ничего не поделаешь. Эффект домино в экономике никто не отменял. Несколько утешает возможная перспектива индексации заработных плат. Но насколько она будет соответствовать росту цен на продукты питания, не говоря уж о товарах народного потребления и об услугах, вопрос, конечно, интересный.

Так что впору спросить, какой процент заработной платы в обозримом будущем придется тратить среднестатистическому казахстанцу на полноценное трехразовое питание. Какая-то часть трудящихся в нашей стране обедает на работе, принося еду с собой, но большинство в полуденный перерыв бегут в столовые, пирожковые и т.д. А цены в них, как можно догадаться, тоже не стоят на месте, шагая в ногу с прогрессом экономики.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру