В здравоохранении намечаются очередные перемены. Чиновники решили изменить инфраструктуру - скорректировать нормативы и СНиПы лечебных организаций и объединить уже имеющиеся в единые многопрофильные учреждения.
Сегодня медицинские услуги населению оказывают 7914 объектов здравоохранения, из них 85,5 процента - государственные и 14,5 процента - частные. Износ зданий составляет более 50 процентов, половина из них эксплуатируется свыше 30 лет. Перегруженность поликлиник в среднем по стране составляет 35 процентов.
При этом больницы подобны дворцам. Обеспеченность койко-мест выше, чем в странах ОЭСР, на 6 процентов. Свыше 4200 свободных коек в течение года, но при этом около 11 тысяч человек в 2016 году ожидало плановую госпитализацию более 90 дней, что говорит о неправильном планировании структуры.
При этом показатель по вновь построенным и строящимся объектам значительно превышает рекомендованные международными организациями. В частности, средняя площадь на одну койку в новой детской инфекционной больнице г. Астаны - 240 квадратных метров, что практически в шесть раз выше среднего показателя по стране и в два раза - международных рекомендаций.
Короче говоря, в некоторых регионах возводятся “дворцы”, которые потом пустуют, и наоборот - в других больницы переполнены. А значит, местные исполнительные органы нерационально тратят бюджетные деньги. В этой связи в уполномоченном ведомстве и решили создать единую инфраструктуру и утвердить ее на уровне правительства, что позволит эффективно оказывать медицинскую помощь и откроет доступ к частным инвестициям, доля которых сегодня невелика. Так, среднегодовой объем инвестиций в здравоохранение в странах ОЭСР составляет 0,43 процента от ВВП. Тогда как в Казахстане данные показатели значительно ниже - 0,37 процента от ВВП, или 41 доллар на душу населения.
На сегодняшний день совокупная потребность в инвестициях в здравоохранении по заявкам местных исполнительных органов на строительство, реконструкцию и оснащение составляет около одного триллиона тенге.
Итак, что предусматривает новая инфраструктура, которая будет внедрена уже с января 2018 года? В первую очередь планируется повысить доступность первичной медицинской помощи, трансформировать больничный сектор от монопрофильности к многопрофильности, увеличить количество частных клиник, а также улучшить менеджмент медицинских организаций.
Предусматривается снижение нагрузки на врачей общей практики с 2000 до 1500 прикрепленного населения, а на селе будут развиваться врачебные сельские амбулатории из расчета 1500 обслуживаемого населения на одного врача. В городах также предусмотрены снижение нагрузки на врачей и приближение их к компактному месту проживания через развитие индивидуальных и групповых форм практик, в том числе индивидуального предпринимательства и малых форм.
Что касается больниц, то сейчас в Казахстане обеспеченность ими выше показателя стран ОЭСР на 40 процентов в основном за счет доминирования монопрофильных организаций. А мировой опыт показывает, что ведущие стационары являются многопрофильными, что позволяет сделать мультидисциплинарный подход в лечении болезни, развивать новые технологии и научные исследования. Согласно новому государственному нормативу, предусматривается интеграция монопрофильных стационаров в многопрофильные, внутри которых будут развиваться специализированные центры. Отдельными, как и прежде, будут только противотуберкулезные диспансеры.
В результате данных изменений количество больниц поэтапно сократится с 360 до 105. Как заверяют в Министерстве здравоохранения, “без ухудшения доступности и мощности этих организаций”. Каким образом, объяснил министр здравоохранения Елжан Биртанов: “К примеру, вносит предложение область о строительстве онкологического центра, при этом мы видим, что есть другие больницы, которые требуют через 5-6 лет реструктуризации и перестройки. Исходя из этого предлагается, чтобы строили или достраивали многопрофильные, а действующие можно объединять функционально, путем слияния юрлиц”. Примером интеграции монопрофильных стационаров в многопрофильные является медицинский кластер в Актюбинской области, в состав которого вошли взрослые и детские больницы и консультативно-диагностические центры.
Укрупнение больниц в многопрофильные позволит консолидировать профессиональные и технические ресурсы. В Минздраве подсчитали - только за счет снижения расходов на заработную плату административного персонала экономия ежегодно в среднем составит 10,7 миллиарда тенге.
Одна из существенных статей расходов на здравоохранение - оснащение медицинской техникой. Уровень оснащенности по республике составляет 70 процентов. Но при этом около двух тысяч единиц медтехники стоимостью 5,8 миллиарда тенге не загружены в полном объеме. Также имеет место завышение стоимости и поставка несоответствующего оборудования при отсутствии обязательств по гарантийному обслуживанию. В июне разработана и утверждена единая номенклатура медицинской техники. Также разрабатывается проект постановления правительства об изменении в правила закупа. Отныне медоборудование стоимостью до 100 миллионов тенге будет закупаться за счет собственных средств, лизинга или ГЧП. Свыше данной суммы - в рамках ГЧП. Для государственных больниц будет предусмотрена обязательная экспертиза закупа на предмет обоснованности и стоимости. В таком формате готовы сотрудничать ведущие производители и поставщики медицинской техники.