Хроника событий Жители Твери просят расширить зону платной парковки Власти Ярославской области теперь смогут запретить автомобили низкого экологического класса Власти Ивановской области теперь смогут запретить автомобили низкого экологического класса С Привокзальной площади в Барнауле эвакуируют автомобили В Липецке незаконные ларьки заменила нелегальная парковка

Платные парковки приносят сотни миллионов тенге в казну казахстанского мегаполиса

А тем временем алматинские дворы превращаются в бесплатные парковки

14 июня 2017 в 07:10, просмотров: 1166

Многомиллионный бизнес «зеленых жилетов», или иначе — «регулировщиков платных парковок» для автомобилей долгие годы привносил больше хаоса, чем порядка. В прошлом году их все-таки официально объявили вне закона, запустив на рынок одного игрока, которому удалось навести марафет, либо создать вид, что в районе новых платных парковок сохраняется полный порядок.

Платные парковки приносят сотни миллионов тенге в казну казахстанского мегаполиса

Бизнес этот не копеечный

Предприятие «Алматы паркинг» («АП») зашло в южную столицу красиво. Вместо громоздких и уродливых будок оно установило аккуратные современные терминалы, которые работают автономно, не уродуя облик города переплетением проводов. Да и систему оплаты сотрудники новой службы «доточили» в короткий срок до высокого уровня обслуживания, что позволило использовать не только почасовую, но и поминутную тарификацию при оплате (правда, если клиент использует мобильное приложение).

Первой точкой на карте, где внедрили и опробовали новые технологии, стал квадрат улиц вокруг «Зеленого базара». Справедливости ради стоит отметить, что движение в том районе действительно стало намного живее (по утверждению авторов проекта, на сегодняшний день машинопоток ускорился на 17 процентов), а свободные парковочные места появились, что раньше было редкостью.

Затем предупреждающие знаки о «въезде в зону платной парковки» стали появляться на других улицах и площадках города. Если первые шаги были сделаны с особой осторожностью, путем ввода в действие новых платных зон по небольшому отрезку в месяц, то теперь темпы их роста многократно ускорились.

Рвение предприятия охватить как можно большую территорию объяснимо, ведь, несмотря на то, что долевое участие акимата Алматы в проекте составляет 30 процентов, все финансовые вливания все-таки лежат на плечах «АП».

Но уже сейчас цифры позволяют предположить, что в этом дуэте никто не обижен: за прошедший год, завладев всего 4-5 процентами территории, которую ранее занимали их предшественники, «АП» выплатил городу 250 миллионов тенге в виде налогов. То есть в карманах прежних «парковщиков» оседало, получается, до 95 процентов (а это сотни миллионов тенге) прибыли, причем наличными. Куда именно уплыли те деньги, сейчас уже сказать сложно — с этим вопросом пусть разбираются компетентные органы. Другое дело, что последствия от внедрения новой, современной парковочной системы, которую подают в красочной «обертке», оказались с неприятной «начинкой», которая по вкусу отнюдь не каждому горожанину…

Крути педали

На сегодняшний день последним из введенных в эксплуатацию платных участков стал отрезок дороги по улице Наурызбай батыра (от улиц Макатаева до Казыбек би), а число парковочных мест перевалило за отметку 6000. И это далеко не предел! К концу года их обещают увеличить до 10 000. Вскоре платная зона разрастется еще больше и квадрат платных зон займет всю деловую часть города.

— В первую очередь тротуарные парковки будут появляться в квадрате улиц Аль-Фараби — Райымбека — Сейфуллина и Калдаякова, расширяясь от текущих платных парковок, — пообещал директор по информационным технологиям «Алматы паркинг» Роман Налепов.

То есть паркоматы (аппараты для оплаты парковки) продолжат расти как грибы после дождя, и водителям нечего не останется, кроме как пользоваться этим благом цивилизации, которое обходится в 100 тенге за час использования парковочного места.

Значит, выхода теперь у водителей нет? Или все-таки есть другие варианты? Есть, уверены в городском акимате! Его сотрудники уже не раз озвучивали предложение, адресованное жителям Алматы, чтобы те передвигались на общественном транспорте или на велосипедах. Или, в крайнем случае, на своих двоих.

К слову, как и сеть велосипедных дорог, так и число станций аренды муниципальных велосипедов в этом году должны значительно расширить. Но ни одно, ни второе предложение на данный момент не выглядят привлекательными для горожан. Возможно, это выход из ситуации, но является ли он адекватной альтернативой для автомобилистов?

Например, ралли на дорогах города, которые устраивают автобусники, пугают горожан. Новости о ДТП с участием общественного транспорта уже стали регулярными и все более пугающими. Но даже если не брать в расчет этих автобусных «шумахеров», то все равно остается нерешенной проблема пассажиропотока, из-за которого в час пик общественный транспорт набивается битком.

Если рассматривать как альтернативу велосипед, то этот вариант подходит лишь определенной, очень маленькой группе людей. Для тех, кто живет недалеко от работы и, так скажем, перемещается в горизонтальной плоскости. А ведь Алматы расположен отнюдь не на равнине, и перепад высоты между северной и южной его частями составляет 300 метров. Несложно представить, каким окажется внешний вид офисного клерка, если он поднимется, скажем, с микрорайона Тастак до БЦ «Нурлы-Тау»…

Премия за бдительность

Оставшись без права на выбор и не желая (или не имея возможности) отдавать за парковку по 900 тенге в день, автомобилисты начали оставлять свои машины во дворах жилых домов. Именно они стали местом для стихийных стоянок, что значительно прибавило головной боли жильцам тех районов, где появились платные парковки.

Как утверждают читатели, столкнувшиеся с этой проблемой не в теории, а на практике, их двор уже с семи — восьми часов утра превращается в автомобильный отстойник. А к полудню число непрошенных гостей становится таковым, что жильцы не могут не только выехать со двора, но и во время прогулки протиснуться с детской коляской. Настроение уже практически достигло критической отметки, и жильцы готовы идти на любые меры, лишь бы как-то отгородить себя от нашествия.

Если город не решит существующую проблему, то, вполне вероятно, уже в ближайшие дни во дворах алматинских домов появятся не только шлагбаумы, но и лжепаркоматы. Это те отчаянные шаги, на которые уже сейчас готовы пойти многие алматинцы. Планы высоких чинов подразумевают некие действия в будущем, а жить с проблемой под окном приходится уже сегодня.

Как в акимате, так и в «АП» знают о существующей проблеме, и, как говорится в открытых источниках, на данный момент «специалисты ищут способ оградить дворовые территории от нашествия автомобилей». Тут невольно вспоминается поговорка: «Хуже всякого слепого кто не хочет видеть». Нежелание платить за парковку не было неожиданностью, и то, что водители начнут терроризировать дворы, также было предсказуемо. Но за год существования «АП» в отношении непричастных заложников системы не было принято никаких мер.

Сколько еще времени потребуется акимату для того, чтобы принять хоть какие-то меры по разгрузке дворовых зон, непонятно. А ведь ответ лежит буквально на поверхности. Достаточно вспомнить опыт добровольных народных дружин, которые сотрудничали не только с инспекторами дорожной полиции, но и помогали в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

И это не пережиток прошлого, а опыт настоящего: в РФ еще в 2014 году вышел Закон «Об участии граждан в охране общественного порядка», что позволило и разгрузить органы власти, и вести более эффективную борьбу с правонарушителями.

Алматы разделен на восемь районов, в которых несут службу практически шестьсот участковых инспекторов, которым не помешала бы помощь отрядов добровольцев.

Для того чтобы ограничить доступ автомашин, достаточно установить на въезде во двор «кирпич» — дорожный знак, запрещающий их въезд, но с небольшой поправкой — «въезд только для жильцов дома». Участковому инспектору совместно с КСК не составит большого труда составить списки жителей, у которых есть собственные автомобили. Дальше остается лишь фиксировать «левые» автомобили и отправлять фотоподтверждение в отдел дорожной полиции, при этом оставляя стикер о факте фиксации правонарушения на лобовом стекле машины.

Для того чтобы стимулировать новоиспеченных блюстителей порядка, нужно установить вознаграждение, скажем, 30 процентов с каждого зафиксированного нарушения правил парковки.

Даже если взять в расчет минимальный штраф, предусмотренный за нарушение ПДД, два МРП (4538 тенге), то город получит солидный приток средств в бюджет. Так, по данным дорожной полиции, примерно 17 000 автомобилей в Алматы ежесуточно оставляют там, где парковка запрещена. То есть, если все они попадут под прицел добровольных помощников, то за один только день можно будет собрать примерно 77,2 миллиона тенге, из которых 23,2 миллиона — «премиальные».

Если рассматривать каждое правонарушение в частности, то, возможно, для некоторых автолюбителей штраф в размере двух МРП покажется незначительным, но в конечном итоге он станет невыгодным. Ведь тогда гораздо дешевле будет оставить машину на платной стоянке, заплатив всего 900 тенге. К слову, для тех, кто оставляет транспорт ежедневно в одной и той же парковочной зоне, «АП» выпускает месячные абонементы стоимостью 6000 тенге, что в пересчете составляет примерно 200 тенге в день.

С момента запуска «АП» и предложения установки шлагбаумов прошел год, но на данный момент оперативно лишь строятся новые паркоматы и также оперативно срезаются столбы, заграждения и цепи, натянутые самими жителями, которые устали бороться за парковочное место перед своим подъездом. А попытка отгородиться от проблем, созданных новой системой, воспринимается как нарушение правил благоустройства территории города Алматы.

А они гласят: согласно разделу 2 главы 1 п.16 «…возведение и установка на проездах дворовых территорий балок, блоков и иных ограждений, препятствующих проезду, не допускается».

Словом, мы стараемся идти в ногу со временем и даже применять продвинутые технологии, только забываем о главном: весь этот опыт европейских стран подразумевает не локальный, а комплексный подход, у нас же он больше похож на выборочный. Только в чью пользу этот самый выбор?

Платные парковки. Хроника событий


Партнеры