В Казахстане нашли способ спасти исчезающих животных

Совокупность сразу нескольких негативных факторов едва не привела к полному исчезновению сайгаков в стране

Государство приняло меры, чтобы предотвратить беду, но их определенно недостаточно. Не говоря уже о том, чтобы в короткий срок восстановить прежнюю популяцию этих животных. И сегодня, благодаря усилиям граждан, можно сказать, что процесс восстановления численности степной антилопы в стране вошел в активную фазу действия.

Совокупность сразу нескольких негативных факторов едва не привела к полному исчезновению сайгаков в стране

Недочет или «правильный» учет

Речь пойдет об уникальном общественном природном заповеднике (ОПЗ) «Ак бокен», который был создан чуть более полугода назад, и куда на минувшей неделе отправились из Алматы пять экипажей, состоящих из 11 инспекторов. Но, прежде чем рассказать о деталях этого проекта, следует дать небольшое введение, которое позволит разъяснить всю сложность сложившейся сайгачьей дилеммы.

Сайгак — удивительное животное, поражающее своими способностями выживания в степи. Эволюция закалила организм этой антилопы настолько, что позволяет ей питаться даже теми растениями, которые для других животных считаются смертельно опасными. Но, победив действие сильнейших ядов, подобрать «иммунитет» против человеческой жадности природа так и не смогла.

Имея промысловое значение, еще во времена Советского Союза сайга находилась под постоянным прессингом. В те времена учет поголовья антилоп велся охотпромхозами, государство определяло лишь квоту на отстрел (она обычно составляла около 20 процентов от общей численности). И уже на этом этапе начались фальсификация и подтасовка фактов: чтобы получить более высокие цифры плановых заготовок, охотпромхозы завышали численность поголовья.

Это приводило к тому, что реальный отстрел выводил из природы в два раза больше животных, чем было определено государственными инспекторами и, соответственно, отображалось в отчетных документах. Благо в те годы численность сайги была такова, что копытные быстро восстанавливали популяцию.

Ситуация кардинально изменилась на рубеже столетий — еще в конце XX века численность сайгаков, обитающих на территории Казахстана, составляла сотни тысяч, но уже спустя десятилетие стада этих животных катастрофически поредели.

Так, по официальным данным Минсельхоза Казахстана, именно за эти 10 лет (с 1992 по 2003 год) численность копытных сократилась в… 50 раз — с почти одного миллиона до 20 000 особей. Тогда чиновники опомнились, и сайгу начали оберегать, но за последующие десять лет ее численность удалось поднять чуть выше планки в 200 000 особей. Ситуация вновь усугубилась в наши дни, когда в результате природного бедствия — массового падежа из-за пастереллеза в 2015 году, их численность сократилась вдвое.

По итогам исследований, проведенных в 2016 году, и согласно данным, озвученным Минсельхозом, в Казахстане насчитывается 108 000 сайгаков. Но отражает ли эта цифра реальную действительность? По оценке независимых экспертов, численность сайги вновь завышена — она намного меньше заявленной цифры и составляет всего 61 000 особей.

Надо заметить, что в казахстанской степи сайгак считается незаменимым звеном в пищевой цепочке, которое своим присутствием поддерживает обилие не только фауны, но и флоры. Ощипывая траву, степная антилопа стимулирует ее рост, при этом как бы бороня грунт острыми копытцами. Сайгак удобряет почву и разносит семена повсюду, порождая, таким образом, многообразие растительного мира степей.

Также нужно понимать, что эти сравнительно небольшие копытные животные составляют рацион для волков, лис, орлов и еще ряда других хищников. То есть полное исчезновение и даже сильное сокращение поголовья антилоп может привести к биологической катастрофе.

По неизведанным дорожкам

Понятно, что хищники нападают на сайгу лишь для того, чтобы получить пропитание, чтобы выжить, при этом не нанося серьезного вреда поголовью в целом, но люди отстреливают животных в бесчисленном количестве исключительно ради наживы. Ни для кого не секрет, что самую большую ценность, если говорить о промысле, составляют рога сайги. А рынок сбыта, что называется, под боком — в Китае предлагают солидные деньги за это ценное сырье.

— У нас существует запрет на вывоз рогов сайги, но это не останавливает недобросовестных граждан, которые устроили на этом бизнес, — рассказывает директор общественного заповедника «Ак бокен» Игорь Милосердов. — Я знаю, что на черном рынке Китая килограмм рогов стоит около трех тысяч долларов. Это и тянет криминал в наши степи.

Сравнительно мягкие законы к нарушителям (за незаконную добычу и продажу туши или рогов сайгака предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до семи лет) легкие деньги приводят к процветанию браконьерства. Конечно, государство принимает меры, но их определенно недостаточно, поскольку ареал обитания сайги простирается на тысячи километров, в то время как егерей очень мало, и они просто физически не могут следить за ситуацией в целом.

Теперь, по крайней мере, за одним из обширнейших заповедников Казахстана будут следить инспектора, которых не подкупить, не запугать.

Как уже говорилось, на первом этапе в Карагандинскую область, где и расположен ОПЗ «Ак Бокен», были отправлены 11 инспекторов, но в дальнейшем их штат будет расширяться, в том числе за счет привлечения местного населения.

— Казахстанские степи практически безграничны, а соблазн браконьерства велик, — рассказывает автор идеи и один из учредителей ОПЗ Маргулан Сейсембаев. — Пожалуй, это служит одной из причин, из-за которых государственные инспекторы не справляются со своей работой либо сами являются частью коррупционной системы. Люди устали наблюдать со стороны за тем, что происходит с нашей сайгой, именно поэтому мы решили создать «Ак бокен».

Проект действительно уникален хотя бы потому, что это первый заповедник на территории СНГ, в идее основания которого лежит общественная инициатива. Дело в том, что создание заповедников — это прерогатива государства, и, чтобы соблюсти все нормативно-правовые процедуры, при создании данного ОПЗ землю взяли в аренду, закрепив как охотничье хозяйство. После этого на правах арендного владения на вверенной территории был установлен полный запрет охоты и рыбалки.

То есть впервые за порядком будут смотреть не егеря (госслужащие со «скромным» денежным обеспечением), а общественные инспектора, которые обеспеченны солидным финансированием. Такой подход позволит «дозорным» хладнокровно реагировать на попытки браконьеров «развести вопрос» взяткой. Тут преследуются совершенно другие цели!

Справедливости ради стоит отметить, что работа предстоит сложная и пыльная, ведь площадь заповедника составляет 1 200 000 гектаров. На западе «Ак бокен» охватывает пески Приаралья, а на севере — урочище Донсары, которое известно как «роддом» степных антилоп.

Поскольку территория ОПЗ имеет вытянутую форму, на его площади будут расположены два кордона: «Байконур» — стационар, представляющий собой жилье сельского типа со всеми хозяйственными постройками, и второй кордон — «Кара Кум». Он на первом этапе будет мобильным, но уже в этом году и там запланировано возведение стационара.

Такая географическая «вилка» локаций основных лагерей и позволит добиться максимальной эффективности в работе инспекторов. Также в помощь защитником природы был вручен специально оборудованный КамАЗ (кунг) — дом на колесах. Он позволит вести сотовую или матричную схему патрулирования.

То есть, находясь в группе с несколькими автомобильными экипажами, КамАЗ будет играть роль мобильного стационара, что даст возможность отдаляться на значительное расстояние от базового кордона. Следовательно, инспектора смогут охватить всю территорию заповедника, при этом каждый раз создавая новые маршруты для отслеживания ситуации.

Теперь можно замахнуться и… на гепарда

Также на церемонии запуска этого проекта стало известно, что в рамках основной части, цель которой защита сайги, будет дано начало другим подпроектам по воссозданию популяции сразу нескольких видов животных.

— Я был включен в попечительский совет Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана, — рассказал в этой связи Маргулан Сейсембаев, — которым выбраны, по меньшей мере, три направления, где мы будем развивать свою деятельность.

Первое из них — содержание сайги в определенных, так сказать, не совсем вольных условиях. То есть участники проекта будут сооружать большой загон площадью 100 квадратных километров. К слову, в других странах уже были попытки реализации подобных экспериментов, но… Они не дали положительных результатов по одной лишь причине — загоны имели незначительные размеры. Конечно, построить 40 километров забора — это непросто, но, по расчетам специалистов, эффективно. Дело того стоит! Ведь сайгак — это не просто уникальный вид, а достояние Казахстана.

Второе — инициаторы займутся интродукцией куланов, которых планируется завести с государственного национального парка «Алтын-Эмель».

И, наконец, третье — интродукция гепарда. По всем историческим данным на той территории, где теперь расположен ОПЗ «Ак бокен», этот зверь определенно раньше обитал. И теперь создатели проекта намерены сделать попытку его здесь восстановить.

В планах заповедника не только восстановление популяции животных, но и зарождение экотуризма — то перспективное направление, о котором так много говорят, но на деле существенных изменений здесь добиться пока никому не удалось. Вполне вероятно, уже в обозримом будущем ОПЗ станет наглядным примером того, что в Казахстане можно развить эту туристическую нитку и доказать, что экосафари — это прерогатива отнюдь не одного лишь африканского континента.

Очень важно, чтобы наши дети видели сайгу не только в документальных кинолентах, музеях или учебниках биологии, как это стало с некоторыми пропавшими видами животных, а у них была возможность познакомиться со степной антилопой вживую.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру