Уличный шум повышает уровень смертности среди городского населения

Прогресс технический далеко не всегда способствует прогрессу нравственному

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уровень шума вблизи места жительства человека не должен превышать 55 децибел. Более высокий уровень шума может стать причиной серьезных проблем со здоровьем.

Прогресс технический далеко не всегда способствует прогрессу нравственному

Автомобиль куда вреднее самолета

Однажды дотошные специалисты из Лондонской школы гигиены и тропической медицины решили сопоставить информацию об уровнях шума и данные о смертях и госпитализациях по всему Лондону. Их исследование продолжалось семь лет, по истечении которых ученые выяснили, что у жителей районов, через которые проходила шумная лондонская автомагистраль М25, был повышен риск преждевременной смерти и инсульта. В опасности оказались 1,6 миллиона из 8,6 миллиона жителей Лондона, сообщает портал Zee News.

В районах, где уровень шума в дневное время превышал 60 децибел, уровень смертности был на четыре процента выше, чем в тихих районах. Жители шумных районов также на пять процентов чаще страдали от инсульта. У пожилых людей из-за шума риск инсульта возрастал на девять процентов. Ночной шум дорог, превышавший норму, также увеличивал вероятность инсульта на пять процентов, но только среди пожилых людей.

Однако стоит отметить, что в своих исследованиях специалисты учли такие факторы, как курение, социально-экономический статус и этническая принадлежность. Предыдущие исследования показали: шум повышает кровяное давление и уровень стресса, в связи с чем ученые пришли к выводу, что, скорее всего, именно это приводит к проблемам с сердцем и сосудами.

И это еще не все. В рамках европейского исследовательского проекта NORAH (Noise-Related Annoyance, Cognition, and Health) теперь уже немецкие ученые провели исследование, в результате которого выявили тоже весьма интересный факт: чем больше люди подвергаются шуму машин, тем больше вероятность появления у них сердечного приступа. Исследование было опубликовано на портале Deutsches Dеrzteblatt International.

Не менее, а то и более дотошные немцы проанализировали данные жителей региона-метрополии Рейн-Майн. Отделив их от живущих в непосредственной близости от воздействия шума от автомобилей, поездов и аэродромов, они обнаружили связь между местом проживания таких людей и смертностью от сердечного приступа за 2014-2015 годы. Выяснилось, что даже шум от самолетов оказался менее губителен, чем шум от автомобилей, поскольку гораздо меньший риск обнаруживался у тех, кто живет в районе аэропорта.

Ученые объяснили это тем, что в отличие от шума от автомобилей и поездов шум от самолетов не сохраняется на уровнях выше 65 децибел.

В итоге последовал вывод, что шум, исходящий от автомобилей, не только является причиной зарождения предрасположенности к сердечному приступу, но и влияет на его развитие. А поэтому властям Евросоюза было рекомендовано принять соответствующие меры по предотвращению шума транспорта.

Их шум нас не колышет?

Задумывался ли кто-нибудь из казахстанских ученых о таких вещах, нам неизвестно. Вообще, сообщения об исследованиях наших светил науки как-то слабо публикуются в СМИ. Из последних открытий известно лишь то, что в космосе, как оказалось, можно без проблем пить кумыс и есть баурсаки. Но сейчас не об этом.

Например, самый большой город страны Алматы сам по себе весьма шумный. Количество автомобилей делает свое дело. Наука говорит, что первым показателем неблагоприятного действия на людей городского шума являются жалобы населения на утомляемость, головную боль, нарушение сна. Реакция на шум во многом определяется психофизиологическими особенностями личности, типом нервной системы, характером самого источника шума.

Согласно широко распространенным результатам исследований ученых (не наших, забугорных), в условиях городского шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости на 10-25 децибел. Шум затрудняет разборчивость речи, особенно при уровне шума более 70 децибел.

В более благополучные времена, когда и машин было не так много, и строительные нормы, и правила выполнялись безукоризненно, поскольку существовала строгая ответственность, борьба с городскими шумами осуществлялась у нас архитектурно-планировочными и строительно-акустическими методами.

Однако сейчас, при повальной коммерческой застройке города, все эти нормы выполняются, мягко говоря, не полностью. Хотя при том колоссальном количестве автомобилей, что мы имеем в наше-то время, на этот вопрос стоило бы обращать внимание гораздо больше.

И, если уж городские власти, высокопоставленные представители которой в большинстве своем живут в тихих и уютных коттеджных городках за пределами мегаполиса, не замечают данной проблемы, то на это могли бы обратить внимание органы правопорядка. Работы в этом направлении для них непочатый край. И, выполняя ее в полном объеме, они могли бы существенно облегчить жизнь горожан.

Так вот, когда наступает вечер, сразу в нескольких районах южной столицы начинаются гонки на машинах и мотоциклах с двигателями, ревущими так, словно они не от наземного транспорта, а от самолета.

Автохулиганы, имеющее такие транспортные средства, разгоняются до невероятных скоростей. Для них это удовольствие, драйв и все такое, а еще способ похвалиться друг перед другом своей крутизной.

Можно было бы сказать, что это дело каждого, но только в том случае, если он живет и ездит вдали от общества. Проблема в том, что от этих гонщиков, думающих исключительно о своих прихотях, страдают люди. Обычные люди, которым завтра утром на работу, и которые не могут заснуть от того, что городскую тишину время от времени разрывает бешеный шум моторов, весьма ощутимо превышающий шум мотора обычного автомобиля.

Что такое прямоток

Все дело в так называемых прямоточных глушителях, которые эти, мягко говоря, невоспитанные люди, устанавливают на свои машины. От обычных глушителей они отличаются нестандартной конструкцией.

Как известно, выхлопная система нужна автомобилю не столько для очищения и вывода отработанных газов, сколько для того, чтобы гасить лишние вибрации и звуки, исходящие от двигателя во время его активной работы. Отсюда и название. Для этого в устройстве обычного глушителя предусмотрено много перегородок.

В прямоточном же глушителе подобная перегородка только одна. И сама по себе она не способна глушить все звуки двигателя. Ей подвластны лишь наиболее громкие, которые, проходя сквозь звукопоглощающий слой прямотока, и создают эффект «рычания».

Считается, что прямоток адекватные автовладельцы устанавливают на свои машины не для красивого «рыка», а в качестве составного элемента тюнинга авто по увеличению мощности двигателя. Ведь благодаря своей простой конструкции подобная система глушителя способна прибавить движку 10-15 лошадиных сил.

Можно было бы сказать, что это их проблемы, и что у каждого в голове свои тараканы. Но только в том случае, повторимся, если бы они носились со своими прямотоками где-нибудь подальше от города. Беда-то ведь в том, что все это в городе. Более того, в центральных и спальных районах. По ночам.

Причем понятно, что они получают удовольствие от звуков своих моторов, поддавая газу там, где в этом нет никакой необходимости. В частности, на внутридворовых территориях.

Существующие государственные стандарты по предельному шуму и загрязнению сегодня никак не смущают данную категорию авто- и мотолюбителей, регулярно доставляющих неудобства гражданам, в том числе и наносящих прямой вред их здоровью. Да они, собственно, или, по крайней мере, большинство из них, об этих стандартах и не слышали никогда. А если и слышали, то автомобильное законодательство в нашей стране таково, что его очень легко обойти. Во-первых, ежегодный обязательный технический осмотр транспортных средств производится в подавляющем большинстве случаев формально. И все эти пункты проверки занимаются не столько выявлением недостатков у автомобилей и мотоциклов, сколько собиранием денег.

Во-вторых, любой ненормальный автолюбитель (по-другому их не назовешь), пройдя техосмотр, позже может легко установить любые усилители звука на двигатель, который после этого можно будет слышать далеко от места нахождения мотоцикла или машины. И дорожная полиция тут проявляет то ли свою безответственность, то ли отсутствие профессионализма, то ли бессилие. Словом, работу свою не выполняет.

Дело дошло до того, что жители микрорайонов стали по вечерам собираться во дворах и думать над тем, как решать эту проблему самим. Методы рассматриваются самые разные — от радикальных до законных.

К примеру, прежде чем начать бить стекла и прокалывать шины на таких автомобилях и чистить физиономии их хозяевам, более сдержанные и законопослушные горожане предлагают написать письмо городским властям с предложениями решения данной проблемы. В частности, устанавливать запретные зоны для въезда подобного транспорта, а также временные интервалы для въезда в тот или иной участок города. Это спальные районы, участки города, находящиеся в непосредственной близости от школьных и дошкольных учреждений, медицинских учреждений.

Напомним, что в соответствии с утвержденными предписаниями технического регламента о безопасности колесных транспортных средств на территории Республики Казахстан официально сертифицированные легковые автомобили не должны издавать шум более чем 74 децибела. При этом уровень шума в жилых зонах во время сна не должен превышать 30 децибел. Тогда как любительские замеры говорят о том, что при проезде некоторых транспортных средств напротив окон жилых помещений уровень шума достигает 75-80 децибел, а то и больше.

В мировой практике существуют разные примеры решения проблемы чрезмерного шума от транспорта. К примеру, в Великобритании действует Закон «О госкомпенсации» от 1973 года, в соответствии с которым управления дорог обязаны оплачивать стоимость звукоизоляции домов от шума, возникающего при введении в эксплуатацию новых и улучшенных дорог.

Однако там, где денег на это в казне не предусмотрено, например, в Белоруссии, в 2015 году особо шумному транспорту просто ограничили проезд по ряду дорог в городах страны.

У нас же эта проблема, похоже, никого не волнует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру