Привычное казахстанским школьникам Единое национальное тестирование уходит в прошлое

В 2017 году ЕНТ подверглось значительной трансформации. Теперь выпускники будут сдавать ЕНТ только для поступления в отечественные вузы. А для получения аттестата зрелости и подтверждения «Алтын белгі» возвращаются выпускные экзамены с некоторыми изменениями. Таким образом, завершились 13 лет большого эксперимента в системе школьного образования Казахстана. По такому случаю казахстанское дизайн-бюро IGRAPHIC провело исследование, в котором отражены все 13 лет под знаком ЕНТ.

Напомним, 22 сентября 2003 года Концепция ЕНТ была представлена на Правительственном часе в Мажилисе. Разработчик – Министр образования и науки РК Жаксыбек Кулекеев.

Итак, за 13 лет в сдаче ЕНТ приняли участие более 1,5 миллиона выпускников, четверть из которых, а точнее - более 350 тысяч, провалили тестирование, не преодолев минимального порогового уровня. При этом не приняли участие в ЕНТ более 470 тысяч выпускников. Подсчитано, что 171 782 или 10,8% выпускников набрали более 100 баллов, 169 выпускников набрали максимальный балл.

По данным исследования, 86,7 – самый высокий средний балл по стране зафиксирован в 2011 году, а самый низкий (52,3 балла) – в 2004 году.

В 2008 году была зафиксирована наибольшая доля выпускников, не преодолевших пороговый уровень ЕНТ - 38,2%.

Первые реформы ЕНТ произошли в 2008 году. Увеличилось количество предметов с 4 до 5, добавлен казахский язык для школ с русским языком обучения и русский язык для школ с казахским языком обучения. Результаты по этим предметам являлись обязательными для получения аттестата в школах, но в сертификат не включались. Максимальный балл повысился со 120 до 125 баллов, при этом сократилось количество тестовых заданий по каждому предмету с 30 до 25. Для участия в конкурсе на присуждение образовательного гранта необходимо было набрать не менее 50 баллов по конкурсным предметам (50 баллов из 100).

Последующие 3 года наблюдается динамичный рост среднего балла, самый высокий показатель которого пришелся на 2011 год (86,7 баллов). В целом, результаты 2011 года были самыми лучшими за весь период: не набравших проходной балл было всего 9,6%, а получивших более 100 баллов 25,9%.

После таких аномально высоких показателей на следующий год была полностью заменена тестовая база по всем предметам и ужесточен контроль сдачи ЕНТ. В результате чего на ЕНТ-2012 средний балл по стране составил всего 70,9 баллов, что на 15,8 балла ниже, чем в 2011 году. Число набравших менее 50 баллов увеличилось почти в 4 раза, доля преодолевших 100-балльный порог уменьшилась в 3 раза по сравнению с 2011 годом. 125 из 125 возможных завоевали только 3 из общего количества выпускников. ЕНТ 2012 года признали одним из самых объективных и прозрачных

Выпускники Алматы и Астаны чаще всего показывали самые высокие средние баллы по стране.

Если смотреть по регионам, за весь период ежегодные высокие средние баллы, выше общереспубликанского показателя, наблюдались в г. Астана, г. Алматы, Павлодарской и Западно-Казахстанской областях. Ежегодные средние баллы Атырауской, Алматинской и Жамбылской областей в основном были ниже, чем по стране. Если в первые годы лидирующее место было за Астаной, то за последние 4 года самый высокий средний балл среди регионов фиксируется в Алматы. В Атырауской и Мангистауской области чаще остальных регистрировались самые низкие показатели.

Выпускники городских школ в среднем набирали на 8 баллов больше, чем их сверстники из сельской местности.

За последние 4 года каждый третий выпускник школы игнорировал ЕНТ. За 2015 год был зафиксирован самый низкий показатель участия в ЕНТ по стране 66,9%. Почти половина школьников Северо-Казахстанской и Костанайской областей игнорировали национальное тестирование, так как предпочитали поступать в российские вузы, где ЕНТ не требуется.

Как заверяли представители Министерства образования, главной целью ЕНТ должно было стать создание системы внешней независимой оценки учебных достижений, обеспечивающей высокое качество образования. Предполагалось, что тестирование гарантирует объективность и достоверность оценки качества образования, социальную справедливость в доступе к высшему образованию, создаст равные условия поступления в вузы для всех – жителей города и села, а также снизит психологическую нагрузку на учащихся, потому как экзамен сдается один раз.

Да, безусловно ЕНТ повлияло на значительное снижение коррупции при распределении грантов для поступления в вузы, так как этот процесс стал централизованным и был лишен субъективизма.

Однако стало ли тестирование системой объективной оценки знаний учеников? Как показал опыт 2008 и 2012 года – нет. На результаты выпускников влияли такие внешние факторы как замена тестовой базы, усиленный контроль при проведении тестирования и желание руководителей городских и областных управлений образований выделиться. При этом уровень реальных знаний учеников зачастую не совпадал с результатами тестирования. В выпускных классах занятия превратились в заучивание тестовых вопросов, поскольку от результата ЕНТ зависела репутация школы, района и области. Школьники не получали разностороннего развития по всем предметам школьной программы. Из-за невозможности (до 2016 года) пересдачи ЕНТ выпускники, родители и учителя испытывали сильнейший психологический стресс.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру