Колорит водителей городского автотранспорта Казахстана как оружие массового поражения

Городской автотранспорт давно стал у нас источником повышенной опасности

В век развития интернета и социальных сетей стало практически невозможно скрывать сколько-нибудь значимую для общества информацию. Вот и в этот раз виртуальное пространство в момент облетели фотографии и видеозаписи, сделанные непосредственно на местах недавних автопроисшествий.

Городской автотранспорт давно стал у нас источником повышенной опасности

Мечта начинается с автобуса

С тех пор как молодые реформаторы, получившие блестящее образование где-то на Западе, взялись руководить крупнейшим городом страны, у жителей этого города появилась хоть слабая, но все же надежда, что теперь тут будет если не как в «лондонах» да «парижах», то хотя бы издалека похоже на них. Но у нас мечта должна оставаться недостижимой. Поскольку, если ее достичь, то мечтать будет не о чем. И как жить без мечты?

А как все прекрасно начиналось! Какие были планы! Очистить город от преступности, мусора, смога и пробок, туристов привлекать и все такое. Чтобы все было, как там «у них». Ну или хотя бы приблизительно, как у них. Нам и так сошло бы. Но вот что-то не получается. Либо низы не хотят, либо верхи не могут. Либо и то, и другое вместе. И дергаться, может, уже никуда не стоит. А жить так же, как жили до сих пор. По накатанной. Да так и умереть с мечтой.

Мы не беремся оценивать работу городских властей по всем параметрам социальной сферы. Тем более что, наверное, городской голова тут, если и при делах, то весьма косвенно. Но есть департамент транспорта, который в первую голову ответственен за то, что творят на дорогах водители автобусов. Ибо контроль за деятельностью автобусных парков — их прямая и святая обязанность.

Предлагаем поговорить лишь об общественном транспорте, поскольку проблема, которую он представляет, актуальна и животрепещуща. И заключается она не в том, что его не хватает. Напротив, его у нас даже в избытке. Даже с учетом ликвидации как вида экологически чистых трамваев. Но то ли от избытка, то ли от чего другого в городе присутствует другая напасть. Бьются автобусы. Бьют себя и других, причиняя травмы и увечья людям.

А ведь работа общественного транспорта — визитная карточка любой страны, по которой гости судят об уровне культуры и развитости городов. Кто хоть раз был за границей, наверняка видел вежливых и улыбчивых бусдрайверов в белых рубашках и галстуках, неторопливо, мягко и уверенно управляющих своими большими машинами. Причем зачастую двухэтажными. А вернувшись в нашу невеселую реальность, как говорится, остро почувствовал разницу.

Про колоритных водителей алматинских городских маршрутных автобусов можно говорить и писать бесконечно. Можно даже сделать огромную видеоподборку о всех фокусах, что они вытворяют на проезжей части. Только вот, думается, бесполезно все. Если это делать, то разве что так, для себя. Чтобы в соцсеть выложить, лайки собрать и тому подобное.

Это будет максимальным результатом. Но положения он не улучшит. А потому жители города твердо убеждены: водитель автобуса — это не профессия. Это диагноз. Причем диагноз весьма серьезный. В большинстве случаев неизлечимый.

На прошлой неделе в Алматы произошли очередные два дорожно-транспортных происшествия с участием пассажирского транспорта. По официальным данным, в общей сложности пострадали 34 человека.

В первом случае автобус столкнулся с внедорожником и врезался в столб. По предварительным данным, оба водителя превысили установленную скорость движения. Пострадали 23 человека.

Во втором автобус «обнял» столб самостоятельно по причине отказа тормозов. По словам очевидцев, чтобы избежать столкновения с другими машинами, водитель сознательно направил автобус в сторону обочины.

В результате от таких вот автобусно-столбовых объятий 34 пострадавших. Нужно отметить, что статистика учитывает тех, кого доставляют в больницы. А те, кто получил ушиби, ссадины, синяки, царапины, мелкие порезы и ушел на своих двоих, в ней не учитываются, чтобы ее (статистику) не портить. И если взять и посчитать всех вместе, то пострадавших очевидцы «наскребли» более сорока в первом случае и более двадцати во втором.

И, если в первом случае есть шанс свалить все на водителя «Геленвагена», подвернувшегося аккурат под несущийся на всех парах автобус, то во втором уже ни на кого не свалишь. Тут тормоза подвели. А с них какой спрос?

Водитель автобуса — это же престижно

Каждый раз из года в год, из месяца в месяц после очередной профилактики дорожные полицейские гордо рапортуют о сотнях выявленных нарушений среди водителей автобусов, многих из которых удается поймать даже пьяными или обкурившимися, а то и употребившими чего похуже. Проведя такое же мероприятие в следующий раз, они будут так же гордо рапортовать о еще большем количестве выявленных нарушений. Но все эти полицейские рейды для автобусников что мертвому припарка. Жизнь тому прямое свидетельство.

Власти южной столицы, безусловно, делают и немало для того, чтобы наш общественный транспорт был лучше, безопаснее, привлекательнее. И работа акимата в этом направлении видна — было бы несправедливо упрекать городских чиновников в бездействии. Однако то, что по улицам Алматы стали курсировать новые красивые экземпляры общественного транспорта, а на их водителей надели фуражки, проблемы не решило. Сегодня у власти в крупнейшем городе страны другие люди. А дорожно-транспортные происшествия с участием автобусов как происходили, так и происходят.

Вот и на этот раз отличился новый красивый автобус. Вернее, его водитель. По предварительным данным, виновником ДТП стал тот, кто находился за рулем дорогого внедорожника. Якобы из-за его безрассудных действий оно и случилось. Но дорожные полицейские отмечают, что превышение установленного скоростного режима было с обеих сторон.

И тут на первый план выходит ответственность. Не административная или уголовная. А чисто человеческая. Если у владельца внедорожника нет «башни», это его проблемы. Поскольку он отвечает за свою жизнь и тех максимум трех-четырех человек, которые могут находиться в его автомобиле вместе с ним.

А вот находиться в автобусе могут одновременно сорок пассажиров, а то и больше. И вот за них всех и нужно отвечать. По полной программе. И скорость превышать при этом нельзя категорически. Потому что, во-первых, чем меньше скорость, тем больше шансов избежать столкновения. А во-вторых, если оно все-таки произошло, то пострадавших будет тем меньше, чем, опять же, меньше скорость.

Это, конечно же, не говорит о том, что автобусы должны ползать по улицам, как черепахи. Но есть установленный скоростной режим в условиях города. И взят он явно не с потолка.

Но ему ж на это плевать. Ему же, после того, как он сел за руль, враз «башню» снесло. Ему ж конкурента нужно обойти и людей побольше собрать. Да пронестись с ветерком до следующего потенциального пассажира, чтобы, не дай Бог, другой такой же не увел. Тем более, по выделенной для него специальной полосе. Он ведь не учился в специальной автошколе, которых сейчас и нет вовсе. В которых, когда они существовали, с азов приучали выполнять все действия максимально плавно, без резких движений. Ибо не дрова возить учили.

Профессия водителя автобуса, одна из высокооплачиваемых в недавнем советском прошлом, давно уже утеряла свой престиж и значимость. Было время, когда без определенного шоферского стажа, безупречного послужного списка и специальной переподготовки сесть за руль этого вида транспорта было невозможно. Подобной чести удостаивались лишь профессионалы высокого класса, отличавшиеся дисциплиной и неукоснительным соблюдением правил дорожного движения.

Помнится, в автобусах даже устанавливались ящики «для жалоб и предложений», которые почти всегда оставались пустыми.

Сегодня ситуация совершенно иная. И с ней никто ничего не может поделать. Теперь зачастую за рулем автобуса малообразованные парни, брошюрку под названием «Правила дорожного движения» в глаза не видевшие. Каким образом они обзаводятся водительскими удостоверениями — вопрос, требующий отдельного обсуждения. А то, что они самые злостные нарушители ПДД на наших улицах, — факт.

Желтый и чуть-чуть красного — это еще зеленый

СМИ много-премного раз писали о безобразиях, творимых на дорогах этими горе-водителями.

О том, что они управляют своими большими машинами так, будто едут на легковушке — одной рукой держась за баранку, в другой держа мобильный телефон у уха, да еще и с сигаретой в зубах. О том, что на остановках в борьбе за более выгодную позицию для старта автобусы загораживают всю проезжую часть, создавая непроходимые пробки. О том, что для того, чтобы доехать на автобусе из пункта А в пункт Б целым и невредимым, нужно иметь определенную физическую подготовку и уметь крепко держаться за поручни, чтобы не получить ушиб или травму похуже. О том, что нередко людям подобно спецназовцам приходится выпрыгивать из автобусов или запрыгивать в них чуть ли не на ходу.

Нынче профессионалов среди водителей-автобусников найти сложно. Предлагаемая автопарками плата их не прельщает. Но это нисколько не смущает руководителей автопредприятий. Безработица выгодна любому капиталисту. В том числе и владельцу автопарка. Он всегда может найти свободного маргинала, которого, в случае чего, можно без проблем выгнать, а на его место взять другого такого же, зачастую даже не знающего толком город. Расположение улиц обычно изучается в процессе работы.

Среди водителей автобусов местного жителя найти — большая редкость. А с приезжими, не имеющими тут ни кола, ни двора, даже легче. Если что, с ним расстанутся без сожаления.

Вот и выходит, что если определить группу риска среди алматинских водителей, то первое место в ней однозначно будут занимать не мажоры на дорогих иномарках, называемые «золотой» молодежью, и не провинциалы, приезжающие в Алматы исключительно, чтобы «покалымить». Это будут однозначно рулевые пассажирских автобусов. Превышение скорости, несоблюдение рядности, проезд на красный сигнал светофора, гонки в погоне за прибылью, драки с конкурентами, высадка пассажиров прямо посреди проезжей части — все это для них норма.

И все бы ничего, если б все это касалось только их. Люди ведь страдают, включая детей, инвалидов, престарелых пассажиров. И серьезно. Порой даже кто-то погибает.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру