Возможно, амиши выжили лишь потому, что не сталкивались с большевиками

Путешествие в самую необычную общину современного мира

Эти люди очень давно живут в США, но американцами себя не считают. Американцев они зовут «англичанами» и очень редко роднятся с ними, хотя те их очень уважают. Они почти не пользуются современными достижениями цивилизации и весьма не бедны. В общем, удивительные, с современной точки зрения, люди.

Путешествие в самую необычную общину современного мира

Это — амиши

Когда на дороге между двумя американскими городами вдруг обгоняешь не современный автомобиль, а настоящую двуколку, которой правит дама, одетая как представительница средневекового североевропейского города, ощущения нереальные. И, хотя знаешь, что едешь в поселение амишей, и читал про их образ жизни, все равно начинаешь искать глазами спрятанную где-то у обочины видеокамеру. Мол, фильм же снимают, а как иначе!

Амиши — одно из религиозных течений в невероятном многообразии протестантизма. Этнические корни амишей происходят в основном из германоязычных регионов Европы. В XVIII веке многие из них эмигрировали в Америку. Не вдаваясь в историю и тем более в тонкости вероисповедания (тем более что тонкостей многие из самих протестантов не знают), остановлюсь на образе жизни амишей и их взглядах на взаимоотношения с внешним миром.

Естественно, что, приехав в Америку, они привезли с собой свои правила жизни. Даже в XVIII веке в Европе они казались архаичными. Поразительно то, что они сохранили эти правила в течение двухсот с лишним лет, живя в такой динамичной стране, как США. И стали при этом очень эффективным и уважаемым сообществом.

Амиши отличаются крайним консерватизмом, даже архаикой в повседневной жизни: они не водят автомобили или иную технику, не смотрят телевизор. Очень не любят и редко разрешают себя фотографировать. До недавнего времени у них не было даже холодильников и электрического освещения в домах. Я не смог увидеть ни у одного из них ноутбука, хотя сами амиши говорили, что в некоторых семьях детям в ограниченном количестве разрешают пользоваться интернетом.

Передвигаются на небольшие расстояния только на двуколках или четырехколесных повозках. Если путь далекий, то могут поехать на машине или на автобусе, лишь бы не за рулем. У амишей не принято ничем выделяться, поэтому одеваются все одинаково: мужчины — узкие черные брюки, белая рубашка с жилетом и широкополая черная шляпа. Женщины — простое длинное платье и платок (напоминают наших нянечек в детсадах или больницах). И это не бутафория для «туристических дней» в поселениях амишей, они действительно так одеваются и так живут…

Как бы экзотично ни выглядели амиши внешне, куда как более удивительно то, как они живут.

Все, чем пользуются эти люди, они производят сами, внутри общины. Сами строят свои дома, шьют одежду, готовят продукты «от поля до прилавка». На весь штат Огайо славятся их сыры — народ просто таки валит в город Берлин, где много амишей, чтобы закупиться сырами. С недавних пор они стали пользоваться электричеством и газом, во всяком случае в той общине, где я побывал. Но! Это электричество должно быть произведено самими амишами из газа, добытого только на их участках.

Поскольку вокруг много болотистых почв, это не проблема — участки вдоль дорог уставлены мини-«вышками», качающими газ. Эти энергоресурсы используются и для отопления, и для освещения. Моя гостеприимная хозяйка, уважаемая в общине фрау Сьюзен Йодер, подчеркнула:

— У нас все работает на газе, даже холодильники!

Почему нельзя использовать современные технические удобства?

Даже если электричество, то работает с помощью добытого газа? Они считают, что современные удобства разделяют их с Богом.

Они здесь были давно

В университетах они не учатся. По окончании восьми классов идут работать. Фактически отсутствие современного образования и самоизоляция от коммуникаций (интернетом пользуются очень немногие) не мешают им быть хорошими бизнесменами. Основные сферы занятий — это фермерство и строительство. В последнее время второе начинает приобретать большее значение, так как численность амишей растет, а земли больше не становится.

Совершенно особая тема — это семья амишей. Главный в ней, без вариантов, муж. Браки заключаются в возрасте от 18 до 22 лет только внутри сообщества (всего в Северной Америке амишей, говорят, около 200 тысяч). Близкородственных браков нет, хотя вся община изначально была очень малочисленной, и, как говорят, генетически амиши очень близки между собой. При этом каких-то бросающихся в глаза физических недостатков я не видел. На мой вопрос — бывают ли браки с неамишами хотя бы как исключения — фрау Йодер ответила: бывает, что молодой амиш познакомится с «англичанкой», но они женятся не в амишской церкви.

— Мы готовы ее принять к себе, но для нее это слишком трудно, — сказала она.

Разводов, как правило, нет, но «были случаи», когда люди разъезжались. Когда родители стареют, живут с кем-то из детей. Редко — в общинных домах престарелых. Амиши не пользуются государственными социальными пособиями, не получают пенсии. И хотя некоторые работают в учреждениях, где есть пенсионные фонды, вопросы пенсионного обеспечения решаются все равно внутри общины. Все социальные вопросы решаются через церковь: например, если у кого-то очень большой счет за лечение и он не может оплатить его, то амиш обращается в церковь, и там помогают. В разговорах со мной на эти темы амиши все время подчеркивали, что они не пользуются услугами банков, не вкладывают деньги в ценные бумаги и т.п. Зато: «Всех детей с детства воспитываем в труде!».

Вообще, очень многим, кроме отчуждения от технического прогресса и работы с банками, амиши напоминают русских старообрядцев знаменитой некогда Рогожской общины. Но по тем, как известно, «прошли» большевики, ничего от них не оставив. А амиши в американской глубинке здравствуют и процветают вот уж третий век.

Надо еще заметить, что члены общины не служат в армии. Ни сейчас, ни в Первую или Вторую мировые или Вьетнамскую войны. «Мы не верим в войны, в борьбу. Мы верим, что все должны жить в мире». Это их кредо.

Несмотря на это и всю присущую общине экзотику, окружающие их «англичане» относятся к амишам с уважением. Мне приходилось читать о конфликтах, но никто из моих собеседников об этом не упоминал (возможно, вокруг разных общин, в различных регионах, своя ситуация). Даже наоборот — сопровождавший нашу группу местный «англичанин» время от времени подчеркивал, что амиши здесь очень уважаемые люди. Почему? Ответ был таким:

— Они здесь были давно, еще до того, как Огайо стал штатом. Земля остается у них в общине. Часть земли принадлежит им еще с доамериканских времен.

Уважение, в основе которого долгая традиция преемственности, собственности — это по-американски, это понятно. Но вот второй аргумент, объясняющий уважение к амишам, я услышать не ожидал:

— Вам, может быть, покажется странным, но их сообщество растет — более высокая рождаемость!

У меня была возможность проверить слова про уважение: через пару дней, во время интервью с членом законодательного собрания штата Огайо, я в холле натолкнулся на амиша. По реакции окружающих на него было видно, что он представитель уважаемого сообщества.

При этом свое отношение к политике фрау Йодер охарактеризовала так: «Мы голосуем, люди интересуются, но нет амишей-политиков. У нас есть лидеры, которые могут встречаться и разговаривать с губернатором».

Жизнь без полиции и местной власти

Ну а как же местная власть и поддержка правопорядка? Полиции в общинах амишей нет, так как преступность там крайне низкая. Главный связывающий общину ритуал (а также показывающий ее финансовые возможности) состоит в том, что каждая семья принимает у себя всю общину 2-3 раза в год. Фрау Йодер описывает это так:

— К нам приходит примерно 100 человек. И мы их угощаем — ставим хлеб, мясо, сыр, ореховое масло, огурцы и красную свеклу. А также пироги. Это обычное меню, которое всегда подается. Все расходы семья берет на себя. Еще мы делаем свое вино и чуть-чуть его пьем.

На вопрос — может ли человек со стороны принять учение и стать амишем? — она ответила:

— Возможно. Но это трудно — надо изменить манеру одежды, вы не сможете водить машину, вы должны в целом отвыкнуть жить без современных удобств. Люди это делали, это возможно, но тяжелы эти перемены.

Может быть, самое удивительное — это формы коммуникаций в общине. Новости в сообществе амишей, широко разбросанном по США и Канаде, узнают через ежедневную газету. Она синхронно распространяется во всех общинах, и амиши буквально переписываются через нее. Конечно, это означает, что информация по типографиям передается через интернет, пусть и не самими членами общины. И печатается она не ими. То есть это, как с поездками на авто — можно, лишь бы не сам за рулем. Своеобразный компромисс традиций общины с прогрессом внешнего мира…

А как они проводят свободное время? Фрау Йодер отвечает:

— В каждой семье все по-разному. Есть те, где детям разрешают пользоваться интернетом, мобильными телефонами. Но амиши не воспитываются «внутри» этого. Мы собираемся, общаемся, играем с детьми в разные игры. Мы любим просто поговорить.

Присутствовавший «англичанин» сделал очень глубокое замечание: «Они делают то, что в обычной американской семье не делают — разговаривают друг с другом!».

Какие три вещи за последние 10 лет изменились в жизни общины? Фрау Йодер ответила не сразу, взяв на раздумье паузу:

— Раньше у нас не было мобильных телефонов, сейчас они есть. И ритм жизни стал быстрее.

Все ли семьи у амишей многодетны? Тут почтенная фрау продолжила ответ на предыдущий вопрос:

— Вот это еще одно изменение последних лет! Стандартно сейчас в семье 6 детей. А раньше было 10-12.

Такая коррекция тоже дает основания задуматься о том, что не все достижения современной цивилизации чужды амишам. Но не станем углубляться. Что ни говори, образ жизни, философия и традиции удивительной общины совершенно уникальны.

— В чем главная причина того, что вы уже много веков живете так, как не живут другие люди? — спросил я добрую фрау Йодер.

— Мы верим в Библию. Конечно, быть амишем — это не значит, что получишь билет в рай. Но мы стараемся жить по Библии. Это наше наследие, нас так воспитали.

Так или иначе, но община амишей проявила удивительную историческую устойчивость. Сегодня о похожих примерах непросто вспомнить, разве что о наших молоканах. Даже такие мощные примеры самоорганизации на этнической и конфессиональной почве, как еврейский кагал и русское старообрядчество, ушли в прошлое. А сообщество амишей процветает и растет. Хотя, повторюсь, они не сталкивались с большевиками!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру